Уважаемые
родители!!!!!
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка..
1.Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
Надувать воздушные шарики;
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
Дуть на детские флюгера.
2.Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
Собирать, перебирать ягоды;
Помогать взрослому полоть грядки;
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
3.В дождливые дни можно:
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
Перебирать крупы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
Вышивать (крупным крестиком);
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера;
Лепить из пластилина, пластика, теста.
.
4.Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты); жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…); лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка; полоскать рот; жевать боковыми зубами; сосать сухарики из хлеба, булки (солёные); лизать эскимо. 5.Ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику(см. комплекс упражнений в тетради и буклет)6.Задания для развития грамматики:- Выучить названия детенышей всех изученных диких и домашних животных, а также птенцов диких и домашних птиц. - Д\Игра «Кто как голос подает?» Учите ребенка произносить глагол, а не звукоподражание.*Петух кукарекает, курица кудахчет, кошка мяукает, утка крякает, корова мычит, лошадь ржет, коза блеет, овца, баран блеют, гусь гогочет, мышь пищит, индюк болбочет, собака лает(а не гавкает), лиса тявкает, свинья хрюкает, цыпленок пищит. - Д\игра «Один-много» - см. задания в тетради по каждой лексической теме, а также используйте названия предметов, которые окружают ребенка в быту, на улице. - Д\игра «Веселый счет». Считайте названия предметов, которые окружают ребенка в быту, на улице. (например: одна дорога, две дороги, три дороги, четыре дороги, пять дорог, шесть дорог, семь дорог и т.д.)
5. Используя названия окружающих предметов, поиграйте в д\игру «Назови ласково». Например:* цветок – цветочек;* дождь – дождик…6.Отработайте правильное понимание и употребление предлогов В, НА, ПОД, К, ОТ, ЗА, ПО .Используйте для этого предметы быта и игрушки.*Где находится мяч? Мяч лежит на полу. *Где лежит конфетка? Конфетка лежит в кармане.7. Вспомните все пройденные лексические темы. Дети должны знать все обобщающие слова. Например:* яблоки и груши – овощи; * велосипед, автобус , самолет – транспорт;* синица, воробей – зимующие птицы и т.д. А теперь наоборот «Кто больше?» – назови какие ты знаешь фрукты, мебель, транспорт и т.д. 8. Развивайте фонематическое восприятие. «Попугай» Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д«Подбери слово» Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.«Будь внимательным» Предложите ребёнку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.«Место звука в слове» Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? – (например звук У в словах УТКА, ПАУК,КЕНГУРУ)«Гласные в слове» -ребёнок выделяет и записывает только гласные буквы в слове ( например УТКА, ДЫМ, ОКНА,КИТ …)«Kакой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);Переделать известную сказку;Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);Придумать продолжение сказки;«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Солнечного вам лета
приятных впечатлений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.