Задача «Группы крови».
Составитель: Ускова Н.М. МОУ «Вохомская СОШ»
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика).
Класс: 10-11.
Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой 10-11 классов, для ознакомления с наследованием групп крови системы АВО
Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Наследование групп крови», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
находить точную информацию в тексте;
переводить один вид текста в другой (от таблицы к словесному описанию);
работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
решать задачи на моногибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы ;
привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;
заполнение пропусков в тексте.
Текст задачи.
Группы крови у человека, их наследование.
Во врачебной практике пользуются системой классификации групп крови АВ0 (читается: а, б, ноль). Согласно этому распределению выделяются четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV).
Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0).
Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1
Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0:
Группа |
Генотип |
I (0) |
j0j0 |
II (A) |
JAJA, JAj0 |
III (B) |
JBJB, JBj0 |
IV (AB) |
JAJB |
Существует несколько научно обоснованных закономерностей: Если хоть у одного из родителей первая (I) группа крови, то у малыша не может быть четвёртой (IV) группы (вне зависимости от группы крови второго родителя) Если у обоих родителей первая группа крови, то у их детей тоже может быть только первая группа (I) Если хоть у одного родителя четвёртая (IV) группа крови, то в таком союзе не может появиться детей с первой (I) группой. Во всех остальных случаях возможны самые различные варианты. Например, нет ничего удивительно в том, что у родителей со второй группой крови (II) рождается ребёнок с первой (I). Это вполне объяснимо и закономерно, как и то, что у мамы и папы с третьей группой (III) может быть малыш с первой (I). Существует и вовсе уникальное «сочетание родителей»: если один из них носитель второй группы крови (II), а другой – третьей группы (III), то дети могут иметь любую группу из четырёх возможных.
Вопрос 1.
Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).
Заполните пропуски в тексте: Во врачебной практике выделяются ____групп крови. Если у обоих родителей первая группа крови, то и ух малыша будет___группа крови. Если хотя бы у одного родителя первая группа крови, у них не может появиться малыш с ____ группой крови. Ребенок может иметь ____ группу крови, если у его родителей II и III группы крови.
Ответ: _4;
__1;
_4;
__любую;
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 2 балла.
Ответ включает в себя два пропущенных злемента – 1 балл.
Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.
Вопрос 2. Деятельность: решение задачи на моногибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.
У отца III группа крови, у матери – I. Могут ли дети унаследовать группу крови матери?
Ответ:дети могут унаследовать группу крови матери I (j0j0), если отец гетерозиготен
(генотип - JВj0).
Пояснение:
Дано:фенотипы Р♀ I :♂ III
Найти: могут ли дети иметь группу крови матери -?
Решение:
У матери - I группа крови – генотип j0j0, у отца - III группа крови(генотип JВJВ или JВj0). Поэтому возможны два варианта потомства:
1 вариант:
гР ♀ j0j0 и ♂ JВJB
фР I III
G j0 JB
гF1 JBj0
фF1 III
Дети НЕ унаследуют группу крови матери, если отец гомозиготен (JВJB).
2 вариант:
гР ♀ j0j0 и ♂ JВj0
фР I III
G j0 JB, j0
гF1 JBj0 :j0j0
фF1 III I
Дети унаследуют группу крови матери, если отец гетерозиготен (JBj0).
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех двух случаях – 3 балла.
Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае – 2 балла.
Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов
Вопрос 3. Деятельность: формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Ответ: у родителей II (JAj0) и III (JBj0 )группы крови.
Пояснение:
Дано: фенотипыF1 I(j0j0) и IV(JAJB)
Найти: генотипы Р -? Фенотипы Р-? Генотипы F1-?
Решение:
Р ♀ JAj0
и ♂ JBj0
фР II III
G JA, j0 JB, j0
гF1 JAJB : JAj0 : JBj 0j0j0
фF1 IV II III I
1.Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
2.Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип– JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие и даны верные пояснения – 3 балла.
Верно установлено соответствие, не все пояснения присутствуют – 2 балла.
Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.