Задания для формирования функциональной грамотности на уроках химии в 10 классе
Оценка 4.6

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках химии в 10 классе

Оценка 4.6
Карточки-задания
docx
химия
10 кл
10.05.2024
Задания для формирования функциональной грамотности  на уроках химии в 10 классе
Примеры заданий для формирования функциональной грамотности на уроках химии в 10 классе
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках химии.docx

Задания для формирования функциональной грамотности

на уроках химии в 10 классе

Задание 1. При производстве хозяйственного мыла из натуральных жиров и масел возможны колебания содержания жирных кислот в разных партиях. Также во время хранения в зависимости от условий кусок мыла теряет часть влаги и меняет свою массу. Как же сделать так, чтобы любой потребитель, купив кусок мыла, получил именно столько жирных кислот, сколько написано на куске, независимо от его массы? Для этого был введен такой показатель, как «качественное число». Качественное число – это гарантированное фактическое содержание жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г. Этот показатель регламентируется ГОСТом на хозяйственное мыло. По ГОСТу хозяйственное мыло подразделяют на группы I, II, III в зависимости от содержания жирных кислот. Так для мыла I группы качественное число должно быть не менее 70,5 г, для II группы – не менее 69 г, а для III – не менее 64 г.

Проанализируйте текст. Чем отличается хозяйственное мыло 65% и 72% и что означают эти цифры?Что означают проценты на куске мыла и как они связаны с его составом и свойствами?

А) Мыло с разным содержанием жирных кислот можно отличить, и не видя штамп: хозяйственное мыло 72% светлее, чем 65%.

 Б) Для получения хозяйственного мыла триглицериды подвергаются процессу омыления, который происходит при добавлении щелочного раствора калия (KOH).

В) Цифры на куске мыла указывают на процентное содержание жирных кислот.

Г) Чем выше цифра — тем ниже моющая способность мыла, тем эффективнее оно справляется со стиркой и отмыванием грязи.

А

Б

В

 

2.2.При стирке активные вещества вступают в реакцию с грязью, в результате чего она как бы отталкивается от ткани. В хозяйственном мыле – это обычная щелочь природного происхождения, в порошках – синтетические ПАВ. Пенообразующая способность– одно из типичных, но не главных свойств моющих веществ. Пена представляет сотообразную структуру, состоящую из воздушных ячеек, отделенных друг от друга тонкими пленками жидкостиЧистые жидкости пены не образуют, растворы же некоторых неорганических солей обладают этой способностью.  Наиболее эффективными пенообразователями являются поверхностно активные вещества.

Рассмотрите рисунок и установите последовательность взаимодействия ПАВ и загрязнения.

1 этап

2 этап

3 этап

соединение ПАВ и загрязнения

отрыв загрязнения от поверхности

выход в раствор загрязнений, связанных с ПАВ

 

 

 

Правильный ответ

1 этап

2 этап

3 этап

соединение ПАВ и загрязнения

отрыв загрязнения от поверхности

выход в раствор загрязнений, связанных с ПАВ

В

Б

А

 

2.3. Сформулируйте предположение, как называется данный прибор.

https://allgosts.ru/71/100/gost_790-89/131e2122_790-89-3.png

1.                     Прибор для определения концентрации мыла в растворе.

2.                     Прибор для получения жидкого мыла.

3.                     Прибор для определения кислотности среды.

4.                     Прибор для определения пенообразующей способности мыла.

Задание 2. Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфат натрия. Для превращения смеси абразивных порошков в стойкую пасту применяют связующие компоненты. Их часто выделяют из морских водорослей. Из искусственных веществ применяют производные целлюлозы.Для получения пластичной массы в пасту добавляют загустители: глицерин, сорбит, полиэтиленгликоль. Они способствуют сохранению в пасте влаги при хранении, повышают температуру замерзания и улучшают вкусовые качества пасты. Для устранения разрушительного действия микробов на растительные составляющие в состав паст вводят антисептики: формальдегид, хлорированные фенолы.

1.1.              Выберите группы химических веществ, о которых идет речь в данном тексте.

А) формальдегид, хлорированные фенолы, диоксид титана

Б) СаСО3,СаКРО4,Са3(РО4)2,Са2Р2О7,(NаРO3)n

В) глицерин, сорбит, полиэтиленгликоль

Г)триклозан, отвар коры дуба, экстракты шалфея и мирры

 

Отбеливающий эффект зубной пасты оценивают по двум показателям — интенсивности налета (шкала интенсивности окрашивания) и площади пораженного участка (шкала площади окрашивания). Показатели рассчитывают отдельно для пришеечной части зуба и его коронки.

При изготовлении зубных протезов техники руководствуются специальной таблицей цвета зубов. Согласно шкале Вита, которую используют практически все стоматологические клиники в мире, натуральные зубы могут иметь всего несколько оттенков: коричневый, желтый, серый и красный. В зависимости от категории интенсивности цвета обозначаются цифрами от 1 до 4. Числовой индекс шкалы означает интенсивность цвета и начинается с единицы, таким образом, цвета зубов 0 фактически не существует.

Пример системы визуального определения цвета зубов

1.2.              Определите какие из высказываний являются мифами?

А) Цвет зубов зависит не только, а точнее не столько от эмали, сколько от оттенка и качества дентина, который просвечивает через эмаль. Чем человек моложе, тем менее плотный слой эмали у него на зубах.

Б) Чем более плотный слой эмали наблюдается на зубах и чем сильнее выражен ее поверхностный микрорельеф, тем он меньше просвечивает, и, значит, зуб выглядит белее.

В) С возрастом зубная поверхность сглаживается, но слой эмали уменьшается, и сквозь нее начинает все сильнее просвечивать дентин, естественный цвет которого намного темнее эмали и может быть светло-коричневым, желтым или серым.

Г) Свозрастом количество эмали сокращается, дентин также подвергается изменениям, и сквозь поверхностные структуры зуба начинает просвечивать красно-коричневая пульпа, следовательно, и сами зубы приобретают более темные оттенки. При этом следует учитывать, что зубные ткани обычно окрашены неравномерно по своей поверхности: у режущего края цвет светлее, чем у корня.

Д) Разные зубы также имеют различный оттенок. Например, клыки чаще всего темнее резцов. Сегодня все возрастные изменения цвета зубов легко корректирует эстетическая стоматология, впрочем, как и любые другие проблемы, связанные с внешним видом зубного ряда.

1.3.              Установите соответствие между видом зубной пасты и способом её действия.

А) Гигиенические. 

Б) Профилактические. 

В) Лечебные. 

Г) Отбеливающие. 

1.                     Чаще всего включают в рецептуру абразивные частицы. Они механически воздействуют на окаменевшие отложения, убирают их и осветляют поверхность на несколько тонов. Обязательно нужно соблюдать периодичность их использования. Чрезмерная интенсивность может привести к повреждению поверхности эмали.

2.                     Позволяют справиться с заболеваниями на ранних стадиях, когда еще можно избежать вмешательства стоматолога. В их формулу входят лекарственные препараты в медикаментозной дозировке. Поэтому приобретать такую продукцию нужно посоветовавшись со специалистом.

3.                     Предназначены для ежедневного ухода. Главная их задача — тщательное удаление с поверхности эмали остатков пищи, загрязнений и нежелательных бактерий.

4.                     Содержат в формуле элементы, которые служат для предупреждения заболеваний. Такие составы рекомендуется применять курсами. При этом подбирать рецептуру в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Ответ:

А

Б

В

Г

3

4

2

1

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках химии в 10 классе

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках химии в 10 классе

АБВ 2.2. При стирке активные вещества вступают в реакцию с грязью, в результате чего она как бы отталкивается от ткани

АБВ 2.2. При стирке активные вещества вступают в реакцию с грязью, в результате чего она как бы отталкивается от ткани

ПАВ и загрязнения отрыв загрязнения от поверхности выход в раствор загрязнений, связанных с

ПАВ и загрязнения отрыв загрязнения от поверхности выход в раствор загрязнений, связанных с

Для устранения разрушительного действия микробов на растительные составляющие в состав паст вводят антисептики: формальдегид, хлорированные фенолы

Для устранения разрушительного действия микробов на растительные составляющие в состав паст вводят антисептики: формальдегид, хлорированные фенолы

Определите какие из высказываний являются мифами?

Определите какие из высказываний являются мифами?

В) Лечебные. Г) Отбеливающие

В) Лечебные. Г) Отбеливающие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024