Задания для марафона «Лингвистические загадки»
Оценка 4.7

Задания для марафона «Лингвистические загадки»

Оценка 4.7
doc
08.05.2020
Задания для марафона «Лингвистические загадки»
Задания для марафона.doc

Задания для марафона «Лингвистические загадки»

Станция «Грамотеи»

Задание  Вставьте пропущенные  знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.

Станция «Один за всех и все за одного»

1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

(Р.И. Аванесов)

Задания (каждый ученик выполняет одно задание)

1. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их способ связи.

2. Определите способ образования слов разнобой, единообразное.

3. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.

4. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.

5. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения.

6. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?

Станция «Синтаксия»

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)   В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (3) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (4) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (5) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

 

1.      Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование

2.      Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление

3.      Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание

4.      Какое сочетание слов из предложения 2 не является примером примыкания? Напишите номер правильного ответа.

1)      где бы ни странствовал

2)      чувствовал себя лучше

3)      сидя на месте

4)      несравненно лучше

5.      Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 2)

6.      Какое сочетание слов из предложения 4 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

1)      был план

2)      план объехать

3)      даже был

4)      располагались как правило

 

Станция «Аналитик»

1. Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2. Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3. В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4. Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5. Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.

6. Детей звали спать. 7. Они расшалились, не шли. 8. Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9. В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10. Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.

11. Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12. Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13. И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14. Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)

Задание

1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся.

(Горький, парадная – субстантивированные прилагательные.)

2. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:

·         более сердитым – составная сравнительная степень; н.ф. сердитый, прил.;

·         чаще всего – составная превосходная степень; н.ф. часто; нареч.;

·         ближе – простая сравнительная степень; н.ф. близко; нареч.;

·         позже – простая сравнительная степень; н.ф. поздно; нареч.

3. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер.

(2-е предложение)

4. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.

5. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных.

(11-е предложение; придаточные времени и изъяснительное.)

6. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) градация;
2) развернутая метафора;
3) эпитеты;
4) речевая характеристика героя;
5) синекдоха.

Станция «Редактор»

Задание

   Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.

1.      Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.

 

Станция «Говори грамотно»

1. Расставьте ударения в словах:

 Ненадолго, проживший, прожитый, собрались, недуг, звонишь, дефис, клала, досуг, названа, звала, обеспечение, феномен, переведены, намерение, простыня, знамение, договор, оптовый, каталог, банты.

2.      В каком слове произносится ШН?

Брусничный, коричневый, нарочно, гречневая, беспомощный, помощник, уличный, суточный

3.      В каком слове произносится ТЭ?

Контейнер, протест, патент, контекст

4.      В каком слове произносится Ё?

Побл…кла, оп…ка, бытии…, аф…Ра

5. В каком слове пропущена буква Н?

Компроме…тировать, ко…форка, ко…фортный, инци…дент

 

 

 

 


Задания для марафона «Лингвистические загадки»

Задания для марафона «Лингвистические загадки»

Прочитайте текст и выполните задания

Прочитайте текст и выполните задания

Задание 1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую

Задание 1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую

Станция «Говори грамотно» 1.

Станция «Говори грамотно» 1.
Скачать файл