Задатки и способности обучающихся
Оценка 4.9

Задатки и способности обучающихся

Оценка 4.9
docx
04.02.2021
Задатки и способности обучающихся
Задатки и способности обучающихся.docx

 

Задатки и способности обучающихся

 

  У каждого нормального ребенка есть огромные возможности развития. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит нереализованными. А ведь в самом естестве человека заложено желание  узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.

         Что же такое способности, одаренность, задатки?

 Одарённость – это сочетание способностей, от которых  зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности .                   

Одаренность - от слова "дар", (дар природы. Божий дар). 

В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна "встреча"- ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом - с учителями, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Только при таких условиях появляется подлинная одаренность, но, как показывает опыт, такие "встречи" достаточно редки.

Одаренные дети бывают самые разные.

Существует особая одаренность, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Здесь же не обойтись без особых генов, без особых условий. Это те вундеркинды, которых очень мало даже в школах для одаренных детей. Эти дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко - только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в школу к хорошим, опять-таки в смысле высокой нормы, учителям. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, а своего рода сверхполноценная норма. Такие дети не только более одарены, чем обычные, которым не так повезло. Они, как правило, и более красивы, и, конечно, более здоровы, чем большинство детей.

ЗАДАТКИ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.

Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остается "погребенной" в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его способности.

Задатки-семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:

"Вот, вышел сеятель сеять и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его.

А иное упало на добрую землю и принесло плод..."

 В некоторых регионах у нас до 80% неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние...

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Как рано обнаруживаются выдающиеся способности?

 Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца, но все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Речь идет об общей одаренности.

Наиболее ранний сензитивный период у музыкальных способностей. До трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что- либо.

После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.

Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае каков сензитивный период для развития общих способностей, общей одаренности? Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.

Часто считали, что основой повышенных способностей является память. Особая, чрезвычайно развитая память и позволяет одаренному ребенку показывать чудеса, она и делает его одаренным. Разумеется, память у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все же дело не в ней. Оказалось, во-первых, что память большинства самых обыкновенных детей становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. К примеру, самая ленивая девочка, ничего не помнящая из того, что говорится на уроках, вдруг приобретает замечательную память, когда речь заходит, скажем, о модах из "Бурды", которая оказалась у нее в руках всего лишь на пару часов. Мальчишка-двоечник тоже прекрасно помнит любую деталь из понравившегося ему ковбойского фильма. Есть еще одно обстоятельство. Память - одна из наиболее тренируемых психических функций. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много запоминают. Дело не в памяти.

         Главное, что объединяет всех, таких разных "вундеркиндов", и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность, страсть к познанию.

         Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья и т. п. Иначе говоря, именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.

Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет что угодно - пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного - способностей. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах. Из этого обстоятельства проистекает несколько важных педагогических следствий, на которых стоит остановиться.

Следствие первое. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Не случайно В. А. Сухомлинский, придававший такое значение именно развитию способностей, вообще запретил у себя в школе проведение каких бы то ни было дополнительных занятий (исключая случаи болезни ученика). Конечно, в некоторых случаях усиленным трудом можно получить сами по себе знания, но разве в этом главная цель образования?

Следствие второе. Отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак способностей не характеризуют. Старательная девочка, прилежно выполняющая уроки, получающая в первом, третьем или пятом классе сплошные пятерки, останется неспособной, потому что никакого удовольствия от чтения и решения задач не испытывает, а хорошо учится лишь из прилежания. А мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, тем не менее станет вполне способным школьником, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи - и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. А к старшим классам, где роль способностей в учении становится больше, многие девочки - тихие отличницы - становятся весьма посредственными ученицами, а мальчики, которым ставили столько двоек за плохой почерк или грязную тетрадь, становятся "гордостью школы". Если, конечно, была деятельность, которую они любили и в которой смогли развить свои способности. А это, к сожалению, бывает не у всех.

Итак, начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало обучения для ребенка должно обязательно быть приятным, радостным. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

 Познавательная потребность  в достаточной степени дается всем без исключения детям от природы (всем психически здоровым детям).

Если способности от природы никому не даются, их, к сожалению, надо развивать, то познавательная потребность - это действительно дар, которым награжден каждый. Хотя с каждым годом учения детей с яркой познавательной потребностью все меньше.

Закрепим еще раз: способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; задатки и познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя ее тоже надо развивать), и именно от них в самой значительной мере зависит развитие способностей.

         Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже даже считал, что познавательная потребность появляется раньше, чем такая важная потребность, как потребность в общении.

         С крысами провели следующий опыт. В большой лабораторной комнате для них выстроили необыкновенный домик, где было все для райской жизни: комнаты для общения, для спортивных упражнений, естественно, лучшая еда. Партнеры тоже менялись: надоели одни - вот вам другие; много вас - уменьшим количество, мало - увеличим. Зачем же создавались такие условия для крыс? Дело в том, что в этом замечательном домике была дверь, которая позволяла покинуть этот рай. Это была очень легкая дверь, которую любая крыса, слегка разбежавшись, свободно могла открыть. Вела эта дверь в обычную лабораторную комнату, где, однако, была полная неизвестность и совсем не было этих благ. Задача у психологов была такая: сделать, чтобы крысам было так хорошо в домике, чтобы из этого рая им уже никуда не хотелось.

И крысам, очевидно, очень нравилось жить в таких условиях, судя по тому, как усиленно они размножались и всячески развлекались. Но какая-то часть крыс, несмотря на все это, все же подбегала к таинственной двери, пищала от страха и выбегала прочь из этого рая. Когда стали крыс метить, то оказалось, что это делают одни и те же крысы, с пониженным уровнем страха и, соответственно, с повышенным уровнем познавательной потребности. Кстати, большинство из них были самцами.

Возвращаясь к людям, отметим, что эта потребность характеризует человека с самого рождения. Но чуть ли не с самого рождения окружения ребенка - люди, и прежде всего родители - делает все возможное, чтобы эту потребность подавить. Это не так-то просто, но постепенно это получается у многих родителей. И потому большое число детей у нас неспособные. А могли бы стать и одаренными.           

С этой точки зрения действительно любой ребенок может при нормальных, благоприятных обстоятельствах стать таким нормально одаренным, но вся беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех.

         Поэтому семья – это важнейший фактор развития одаренности. Одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере, в семье, в системе ее основных ценностей.

         Кроме семьи важную роль в развитии одаренности играют педагоги. Выдающиеся педагоги - не те, кто владеет какой-то особенной методикой, а те, кто умеет в ребенке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта. Методика - лишь инструмент, у одного работает, у другого - нет. Впрочем, это, уже банальность, хорошо известная каждому учителю.

        Предлагаем вам отметить знаком "+" те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком "-" то, что не нравится:

1. Дисциплинированный .

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

        

         Каких «+» у Вас больше?

         Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

   На практике такие учителя встречаются редко!

Предлагаем следующее задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор - чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня... Жаль, если именно такие ответы. Это банальные, стандартные ответы, которые дает большинство. А вот как насчет "куска сыра "Чеддер", или "следа неизвестного животного", или "стаи вирусов под микроскопом в капле воды" (такой ответ был в реальном эксперименте).

Это уже нестандартно. Иначе говоря, это творческие ответы. Такие ответы часто дают именно эти неудобные ученики, которые не только не числятся в школе одаренными, но иногда гуляют в двоечниках и даже исключаются из школы. Что же это за дети? Творческие. Вот, наконец, слово найдено. Кстати сказать, именно из интереса к двоечникам родилось исследование американского психолога П. Торранса.

         П. Торранс, работая учителем в самой обычной школе, обратил внимание не на отличников (им и так достаточно внимания), а как раз на двоечников. Именно двоечники часто оказывались более самобытными, чем послушные, дисциплинированные отличники. С этими детьми труднее, но и намного интереснее, понял Торранс. У этих школьников другая одаренность, творческая - вот был итог его исследований и размышлений.

         Свою выступление хочется закончить цитатой: "Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!"

         Подведем итоги:

1. От природы никаких способностей нет, это, как говорят ученые, только "прижизненные формирования". Не развили способности у ребенка - увы, их и не будет.

2. Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности. Но тут следует иметь в виду, что задатки изначально многозначны.

       3. Задатки нужно развивать, превращать в способности в определенное время. Если это время упустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.


 

Задатки и способности обучающихся

Задатки и способности обучающихся

Вот, вышел сеятель сеять и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то

Вот, вышел сеятель сеять и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то

Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья и т

Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья и т

Закрепим еще раз: способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; задатки и познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя…

Закрепим еще раз: способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; задатки и познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя…

Выбивающийся из общего темпа. 5

Выбивающийся из общего темпа. 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021