Загадки о хлебе

  • Документация
  • docx
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель загадок - формирование устойчивого познавательного интереса, развитие интереса. развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы. Воспитание коммуникативно- грамотной личности . развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки. Понимать поэтические сравнения.
Иконка файла материала загадки о хлебе.docx
Хлеба пекутся. Тонкой струйкой сытной Змеится теплый запах по углам. Вдыхаю мир отрадный, самобытный С любовью и слезами пополам. Как просто пониманье Мирозданья, Когда, проснувшись по утру в тепле, Под солнечное лучика лобзанье, Домашний хлеб увидишь на столе. *** В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок. Автор: В. Орлов *** Пшеница Положит в землю Человек зерно, Прольётся Дождь­ зерно орошено. Крутая Борозда и мягкий Снег Зерно укроют на зиму от всех. Весною Солнце выплывет в зенит И новый колосок позолотит. Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт. И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей. А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, На совести достанется кусок. Автор: Аким. Я. *** Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной! Говорим мы: «Берегите. Берегите Хлеб родной...Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы –люди! Научитесь хлеб беречь». Автор: Н Тихонов *** Пахнет хлебом На пустых полях стерня Жухнет и сереет. Солнце только среди дня Светит, но не греет. По утрам седой туман Бродит по болотам, То ли что­то прячет там, Толи ищет что­то. После сумрачных ночей Выцветает небо..... А в деревне из печей Тянет свежим хлебом.... Пахнет домом хлеб ржаной,  Маминым буфетом, Ветерком земли родной, Солнышком и летом. Нож поточен о брусочек. ­Папа, дай кусочек! ( Перевод И. Токмаковой) *** Вновь взращено и обмолочено, Вновь в закрома течёт оно. Ладонь натруженную дочерна Врачует, падая, зерно. Мы им во сне коротком бредили. И вот он, труд наш, на виду. Забыто всё, что недоедено И что не доспано в страду. Автор: В. Буданов ***Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.  Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Автор: Г.Виеру.  *** Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.  Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Автор: Я.Аким.  *** Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.  Набежала туча издали, промочила лес насквозь.  Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели­  Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли! Автор: Я. Дягутите.  *** Вот он Хлебушек душистый,  Вт он теплый, золотистый.  В каждый дом, на каждый стол,  он пожаловал, пришел.  В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.  Сколько рук его растило, охраняло, берегло.  В нем ­ земли родимой соки,  Солнца свет веселый в нем...  Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! Автор: С. Погореловский *** Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,  Но сломить его за лето так они и не смогли.  Вот какой я! ­ он хвалился ­ с ветром справился, с водой!  До того он загордился, вырос кверху бородой. Автор: С. Погореловский  *** Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.  Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.  Два комбайна в поле ходят. Взад­вперед, из края в край.  Жнут ­ молотят, жнут ­ молотят, убирают урожай.Утром рожь стеной стояла. К ночи ­ ржи как не бывало.  Только село солнышко, опустело зернышко. Автор: Воронько *** Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.  Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.  Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.  А отец мне отвечает: ­ Трактор пашет, не катает!  Погоди­ка, подрастешь, сам такой же поведешь! Автор: В. Воронько *** О хлебе Я видела однажды, по дороге.  Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.  И ловко били хлеб шальные ноги.  Играл, как мячиком, мальчишка озорной.  Тут подошла, старушка и, нагнувшись,  Взяла батон, заплакав вдруг, ушла  Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.  Решил, что это нищенка была.  Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.  Поднялся и к мальчишке подошел  « Зачем ­ спросил он, голосом усталым –  ­Ты, мальчик поступил нехорошо»  А утром, в день победы, ветераны.  Все при параде, в школу, ту, пришли.  Мальчишке показалось очень странным,  Что ветераны хлеб, с собой, несли.  Узнал мальчишка, в старом ветеране.  Седого старика, на той скамье.  Он замер, тишина стояла в зале.  И хлеб душистый на большом столе.  И та, старушка, что ушла с батоном.  Сидела рядом, грудь вся в орденах.  В глазах мальчишки голубых, бездонных.  Вдруг, со слезами появился страх.Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.  Мальчишке, нежно, в руки подала.  И быль, рассказанная, той старушкой.  Его в блокадный Ленинград перенесла.  .  Вот перед ним возник холодный город.  Во вражеском кольце, кругом бои.  Свирепствует зима и лютый голод.  И тот батон, что поднят был с земли.  Прижав батон, он мчится по дороге.  Он знает, мать его, больная, ждет.  Торопится он к ней, замерзли ноги.  Но счастлив он, он хлеб домой несет.  А дома, бережно, батон он режет.  Куски считая, чтоб хватило им.  Пусть он сухой и пусть не очень свежий.  Он был единственным и очень дорогим.  Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.  И матери, ее кусок, несет.  В глазах ее он видит боль и муку.  И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»  Но, вспомнив, как он бил батон ногою.  Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук  Мать закричала « Что, сынок, с тобою.  Дай хлеба, я умру от этих мук»  Он зарыдал и вновь перед глазами.  Старушка, что батон с земли берет.  Она стоит и нежными руками.  Мальчишке, хлеб душистый, подает.  Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.  Бежит домой, там, мать больная, ждет.  Боль матери всем сердцем понимает.  И оправданий он себе не ждет.  Он входит в дом, сидят в нем ветераны.  Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.  Все сном прошло, остались только раны  От боли той, в глазах стоял испуг.  Он понял цену, тем слезам и хлебу.  Который, дерзко, превратил он в мяч.  На землю, вновь его вернули с неба.  Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»Стоит она и гладит по головке.  В глаза глядит, так, как глядела мать.  Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.  « Простите» ­ только это смог сказать.  Я видела, как тихо, по дороге.  Идет мальчишка, голову склонив.  И дед седой все курит на пороге.  Всю боль души, молчаньем сохранив. Загадки о хлебе. Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку  или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы  хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.  Загадка о хлебе для детей 4­5 лет и старше. «Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился, А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)» Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы  и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для  этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы. Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб? После его ответа скажите удивленно,  как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они  тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».  Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз  прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в  загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку  и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!  Загадка о хлебе для детей 6­7 лет и старше. Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И  прочитайте стихотворение – загадку. «Чудо. Лев Квитко. Зернышко­крошку всю зиму хранил, В рыхлую землю весной посадил. Чудо случилось, наверное, с ним. Зернышко стало  живым и большим. Зернышко­крошка лежало в земле, Лежало, согрелось, разбухло в тепле. Сначала разбухло, потом проросло. Тонким росточком на грядке взошло. Чубик завил этот слабый росток, Выкинул перышки нежный листок. Ну, разве не чудо, что чубик такой Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!Он землю буравил, он лез напролом, Он к свету и солнцу пробился с трудом. А над землею – опять чудеса: Что­то растет не по дням – по часам. Зернышка нет и в помине давно. Не угадаешь, чем стало оно? « Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким  строчкам из загадки он догадался? Загадки о хлебе. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб) Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб) Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб) Круглобок и маслян он,  В меру крут, посолен, ­ Пахнет солнечным теплом,  Пахнет знойным полем. (Хлеб) Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб) Вот он – Тёплый, золотистый.  В каждый дом,  На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем –  Здоровье, наша сила,  В нем –  Чудесное тепло.  Сколько рук Его растило,  Охраняло, берегло! (Хлеб) Кольцо не простое,Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье! (Баранка или бублик.) Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.) В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог.) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.  В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.  В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)  Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом  ходуном на столбе золотом (Зерно)