Заглавная буква А. Чтение и напи¬сание слов и предложений с заглавной буквой А.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение писать предложения; – формируем умение анализировать текст. Оборудование: буквы печатные и письменные. – Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов. 5 – Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.) – Сколько раз потребовалась заглавная буква А? – Прочитайте только имена людей. – Как ласково можно назвать Анну? – В каких именах удвоенные буквы? Какие? – А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных? – Прочитайте имена девочек. Прочитайте имена мальчиков.
Иконка файла материала Obuchenie_gramote__Urok_55__15n+.doc
Урок 55 (2 ч.). Тема: Заглавная буква А. Чтение и написание слов и предложений с заглавной буквой А. Обучение грамоте Цели: – формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение писать предложения; – формируем умение анализировать текст. Оборудование: буквы печатные и письменные. Символы: 1Этапы урока Ι . Актуализация знаний Ход урока 1. – Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов.  5 – Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.)  – Сколько раз потребовалась заглавная буква А?  – Прочитайте только имена людей.  – Как ласково можно назвать Анну?  – В каких именах удвоенные буквы? Какие?  – А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных?  – Прочитайте имена девочек. Прочитайте имена мальчиков.  2. – Предложения или текст написаны под словами? Почему?  – Сколько всего предложений? Докажите графически.  – Прочитайте. – Какие знакомые имена встретились в предложениях?  – Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки­Маус?  – Кто заболел ангиной?  – Что делала Алла?  – Кто учится в музыкальной школе?  – Какое полное имя у этой девочки?  – К какому предложению подходят картинки на кубиках?  – А как по­другому называют гиппопотама? (Бегемот.)  – Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях.  3. – Что обозначают слова 2­го столбика?  – Прочитайте название реки.  – Прочитайте название города.  Формирование УУД Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение  представлять информацию в  виде схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение  ориентироваться на развороте  учебника; 7) формируем умение  находить ответы на вопросы в  иллюстрации. 2ТООУ – Как вы думаете, почему он получил такое название? (Находится на  берегу реки Ангары.)  – Прочитайте название государства, которое находится в Африке.  4.  Постановка   ударения   в   словах   2­го   столбика,   выделение   заглавной буквы.  Если   учитель   проводит   индивидуальный   опрос,   то   учит   детей алгоритму самооценки. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 5. – Какая буква нужна, чтобы записать слова 1­го и 2­го столбика в  прописи?  – Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. 6. Составление плана урока. План (примерный)  3  2 1. Чтение  слов. 2. Звуко­буквенный анализ слов. 3. Чтение предложений и текстов. 4. Знакомство с написанием заглавной буквы А. 5. Письмо слов и предложений. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой выберем кружок? 3. Постановка  ΙΙ учебной  проблемы.  Открытие  нового знания   Работа в прописи.   2   5  Знакомство с заглавной буквой А (с. 8).  1) Анализ буквы А.  – Найдите на доске образец прописной буквы А. Из каких элементов состоит прописная буква А? (Состоит из трёх элементов: наклонная линия с закруглением внизу вправо, наклонная линия и петля). 2) Анализ рисунка.  – Посмотрите на рисунок. – Что делает старушка?  – А что произошло с ниточкой?  – Какое имя можно дать старушке?  – А какое имя ей дали авторы, узнаем позже. – Обведите ниточку у старушки. Что заметили?  – А какую кличку дадим котёнку?  3)  Показ   образца  учителем  и  объяснение  последовательности   написания буквы А:  – Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: ­и­), затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: ­раз­) и начинаю писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю вправо и пересекаю написанное (счёт: ­и­).  4) Письмо в воздухе.  5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки помогают определить направление движения.  Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует ошибки, Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  работать в паре. 4показывает пути их исправления.  6) Написание заглавных букв К, Н.  – Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны? Почему? – Напишите на доске одинаковый элемент этих букв.  – Назовите по 5 слов, которые начинаются с этих заглавных букв.  – Напишите буквы разными цветами. Сначала зелёным цветом все буквы К, потом синим цветом все буквы Н.  7) Написание ол, ом. Отработка нижнего соединения.  – Какие соединения написаны на следующей строке?  – Напишите соединения ручками двух цветов каждое. 8) Написание соединений с заглавной буквой А. 9) Написание слов с этими соединениями: Аким, Анна, Алик. – Мы выполнили с вами сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось? –  Нарисуйте   в   конце   страницы   кружок   и   раскрасьте   его   тем   цветом   (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи. ТООУ . Применение ΙΙΙ нового знания 1.  Работа в «Букваре».  5   6     1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.  – Откройте «Буквари» на с. 90. – Прочитайте слова, которые написаны над схемами.  – Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не растёт, кроме сорняков, нет построек.)  – Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.)  – Чем похожи пустырь и пустыня?  – Что общего в значении этих слов? (У них общий корень ­пуст­, от слова Регулятивные УУД: 1) формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) формируем умение  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей; 5пустой. Значит, это однокоренные слова.)  – Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы, путешественники.) – В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни?  2) Звуко­буквенный анализ слов  пустыри, пустыни, туристы  (можно по вариантам). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе провести звуко­буквенный анализ? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3) формируем умение  прогнозировать предстоящую  работу (составлять план); 4) формируем умение  осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТООУ 3) Чтение слов в столбиках.  – Прочитайте все слова на этой странице.  – На какие группы их можно разделить?  – А астроном и гастроном – однокоренные слова?  – Найдите географические названия.  4) Выберите одну группу слов. Составьте предложение из слов этой группы. (Туристы любят отдыхать в Крыму, на Канарах и путешествовать по другим красивым местам. По берегам рек можно найти камни, камушки, голыши.) Проверка задания и отработка алгоритма самооценки:  – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? ТООУ 6– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 5) – Что мы сейчас делали? (Читали слова.)  – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)  – Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать теперь?  (Читать предложения.) – Давайте прочитаем предложения в прописи. 2. Работа в прописи.     4 1) Работа с предложениями.  – Прочитайте первое предложение на с. 9.  – Так вот как, оказывается, зовут старушку!  – Какое красивое имя! А написать его нелегко. Вспомните, как заглавная буква соединяется со строчной буквой. (Образец на доске: Ан.)  Анализ   предложения,   выделение   известных   правил,   только   потом списывание с печатного образца письменными буквами с перестановкой порядка слов.  Аналогично проводится работа с предложением: У старика Акима лапти стары.  Личностные УУД: 1) формируем умение  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) формируем мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение  оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. – Внимательно ли художник прочитал предложение про старика?  – Только ли лапти стары у нашего Акима?  Сначала   отрабатывается   соединение  Ак,   затем   имя  Аким.   Далее следуют анализ предложения и его списывание.  Оба предложения проверяются орфографическим чтением. 2) Подбор и запись подписей к рисункам.  Рассматривание и озвучивание рисунков. К каждому рисунку  составляется   схема   (деление   слова   на   слоги,   определение   ударного, Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 72) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ обозначение   звуков   цветными   точками).   Затем   проговаривается   и записывается с комментированием каждое слово.  Проверка по схемам и орфографическим чтением.  3) Слова  груша, лампа  можно написать самостоятельно, но обязательно проверить.  4) Если позволяет время, упражняемся в записи слогов и слов: Ал, Алина, Алиса, Алла, Ар, Артур, Арина, Аркаша.  – Что у вас на этой странице получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд,  вы справились с заданиями в прописях на с. 9. – Как оценили свою работу? Почему? 3. Работа в тетради для печатания (с. 27). 4. Работа в «Букваре». 1  4  7   1  Чтение стихотворения А. Милна «Почему мне нравится слон».      5  1) Работа с текстом до чтения.  – Рассмотрите иллюстрацию.  – Где мальчик мог встретить слона?  – Где живут слоны? (Слоны – жители тропических лесов, самые большие животные, их вес достигает 4–6 тонн. Слоны относятся к отряду хоботных. Хобот у слонов – орган обоняния, а также служит для хватания. Массивное тело позволяет слонам идти в кустарниках и в лесу напролом; они легко взбираются на крутые склоны, хорошо плавают. Питаются слоны листьями, ветвями деревьев, кустарников и травой. Индийские слоны хорошо при­ 8ручаются, их используют для переноса тяжестей.)  – Прочитайте название стихотворения, фамилию поэта.  – За что можно любить слона?  – А кто эту фразу говорит: сам автор, Алан Милн, или кто­то другой, за кем он наблюдает?  – Узнаем, когда прочитаем текст.  2) Работа с текстом во время чтения.  – Прочитаем стихотворение про себя.  а) Выявление первичного восприятия.  – Кто герой стихотворения?  – За что он любит слона?  б) Чтение вслух по предложениям.  – Куда вместе с автором мы попали? (В зоопарк.)  – Какие звери в зоопарке?  – Кто же больше всех нравится герою стихотворения?  (Слон. Он даже с ним дружит.)  – Почему же он отдаёт предпочтение слону? Сейчас узнаем.  – Как же герой объясняет, почему ему нравится слон?  в) Подготовка к выразительному чтению стихотворения.  – Каким настроением проникнуто стихотворение? Вы почувствовали?  – Как хочется читать это стихотворение? (Медленно.)  – Почему?  (А потому что вместе с героем стихотворения мы пришли в зоопарк, переходим от одной клетки к другой; рассматриваем животных, наблюдаем за ними.)  – А что вы можете сказать о самом герое стихотворения? Какой он? При чтении нужно постараться передать его характер, чувства.  9Ι V. Итог – А что вам представляется, когда читаете стихотворение?  – Какие буквы научились писать?  4  4 – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?  – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кому сегодня было легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. ТООУ V. Домашнее  задание (по  желанию) 1­й группе – выразительное чтение стихотворения «Почему мне нравится  слон».  2­й группе – сделать звуко­буквенный анализ слова слон.  Всем: работа в прописи – штриховка картинки на с. 8 или с. 9. Рекомендации по оцениванию достижений учащихся 10Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали слова. ΙΙ . Постановка учебной проблемы Работа в прописи * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы. ΙII. Развитие умения применять новое знание 1. Работа в прописи * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения. 2. Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые правильно анализировали текст. 11

Посмотрите также