Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
– формируем умение анализировать текст;
– формируем умение наблюдать над значением слова.
Оборудование: карточки с направлением штриховки, схемы предложений, карточки для звуко-буквенного анализа.
Символы:
Работа в «Букваре». 2 3
– Откройте «Буквари» на с. 78.
– Что нарисовано вверху страницы? (Схемы-человечки.)
– Сколько их?
– Догадались, какие это звуки? (Гласные.)
– Попробуйте оживить их.
Дети дают характеристику гласных звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук.
– Давайте посмотрим на разворот «Букваря» и составим план нашего урока.
Составление плана урока.
Урок 46 (2 ч.)
Тема: Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме. Написание слов с заглавными буквами.
Обучение грамоте
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие;
– формируем умение анализировать текст;
– формируем умение наблюдать над значением слова.
Оборудование: карточки с направлением штриховки, схемы предложений, карточки для звукобуквенного анализа.
Символы:
Этапы урока
Ι
. Актуализация
Работа в «Букваре». 2 3
– Откройте «Буквари» на с. 78.
Ход урока
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1знаний.
Повторение
II. Открытие
нового знания
– Что нарисовано вверху страницы? (Схемычеловечки.)
– Сколько их?
– Догадались, какие это звуки? (Гласные.)
– Попробуйте оживить их.
Дети дают характеристику гласных звуков, закрашивают схемы.
Индивидуально и хором произносят каждый звук.
– Давайте посмотрим на разворот «Букваря» и составим план нашего
урока.
Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
1. Чтение слов.
2. Письмо букв, слов и предложений.
3. Штриховка.
4. Работа с текстами.
– Что нового будет на уроке? (Заглавная М.)
– Какое правило повторим?
1. Работа в «Букваре». 5
– Какие слова написаны в 1м столбике?
– Что общего у всех слов? (Имена, написаны с заглавной буквы.)
– Обозначьте первую букву имён.
– Прочитайте самые длинные имена. (Марина, Максим.)
– Почему вы так решили? (Шесть букв, в остальных именах меньше.)
– Прочитайте имена, состоящие из одного слога. (Марк.)
– Прочитайте имена, состоящие из двух слогов. (Мила, Максим.)
– Какое имя в алфавитном порядке запишете первым? (Максим.)
– Прочитайте все имена мальчиков. Подчеркните опасное место.
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на
развороте учебника;
7) формируем умение
находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
2– Прочитайте все имена девочек. Что подчеркнём?
– Какая заглавная буква потребовалась, чтобы записать все имена этого
столбика?
– Давайте напишем эту букву в тетрадях для печатания.
2. Работа в тетрадях для печатания, с. 22.
– Теперь давайте попробуем написать прописную букву. Где мы её
напишем?
3. Работа в прописи. 4 2
1) – Откройте прописи на с. 22.
– Какая буква написана на первой строке? Почему?
– Обведите образец буквы Л.
– Найдите букву М. Напишите наклонную линию одним цветом, а букву –
другим.
Написание других заглавных букв. Анализ букв. Написание прямых
наклонных линий одним цветом на строке. Написание букв разными
цветами. Счёт: иразидваи.
2) – Какие буквы записаны на следующих строчках?
– В каких случаях они нам понадобятся?
– Назовите слова, которые можно написать, используя буквы: Л, М, Г, П,
Т, Р, У.
Самостоятельное списывание имён с печатного образца письменными
буквами.
Подготовка к записи слов: графическое выделение заглавной буквы,
гласных звуков. Можно предложить запись изменённых слов или слов с
предлогами.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
работать в паре.
3Мила – Милка, у Милы
Марина – Маринка, Мара, у Марины
Лариса – Лара, у Ларисы
Галина – Галка, у Галины
Полина – Полинка, у Полины
Тимур – Тим, Тимурка, у Тимура
– Как много имён мы написали! Давайте посмотрим, есть ли ещё имена в
«Букваре»?
– Что нового мы сейчас узнали? Чему научились?
4. Работа в «Букваре». 1 2 5
– Найдите и прочитайте столбик, в котором напечатаны эти слова.
– Все ли слова, которые записаны в этом столбике, – имена?
– Что обозначает слово Милан? (Город в Италии.)
– Что можно выделить графически в словах этого столбика?
– Какие заглавные буквы потребовались для записи этих слов?
– Прочитайте и подчеркните все слова, в которых один слог.
– Есть ли среди них слова, которые отличаются одним звуком?
– Прочитайте про себя все слова 3го столбика. Что их объединяет?
(2 слога.)
– Обозначьте красными точками гласные звуки.
– Прочитайте слово, которое называет четырёхструнный музыкальный
инструмент. (Скрипка.)
– Упругая нить из металла или капрона, которая натягивается в
музыкальных инструментах, – что это? (Струна.) Где вы могли видеть
струны?
– Есть ли среди этих слов такие, которые отличаются одним звуком?
(Страна.) Как называется страна, в которой вы живёте?
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
4– Есть в словах 3го столбика однокоренные слова? (Скрипка, скрипит.)
Выделим общую часть простым карандашом.
– Просмотрите 4й столбик слов. Какое слово лишнее? Почему?
– Подчеркните в словах удвоенную букву согласного звука.
– А чем сумка отличается от суммы? Это однокоренные слова или нет?
– Какие ещё слова с удвоенными буквами встречали? (Кросс, тонна,
класс.)
– Подсчитайте количество букв и звуков в этих словах, подпишите рядом с
каждым словом.
– Найдите столбик слов, обозначающих продукты питания.
– Из чего можно сварить плов? А гречневую кашу? А молочный суп? А что
добавляют в манник? А уху из чего варят?
– В каком слове 5 букв? (Манка, крупа.)
– Сколько согласных звуков в слове макароны? Отметьте цветными
точками.
– Сколько красных точек? (4.)
– Сколько зелёных? (Нет.) Почему?
– А синих сколько? (4.)
– Что можно сказать про количество гласных и согласных звуков?
(Их поровну.)
– Составьте предложение с этим словом.
– Что мы сейчас делали?
– Какие знания повторили?
– Что будем делать дальше? (Составляли предложения, значит, теперь
будем их писать.) 3 4 4
5. Работа в прописи. 7
Личностные УУД:
1) формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3) формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
5– Прочитайте предложение, которое записано в прописи.
Одно из слов можно взять для звукобуквенного анализа.)
– Какое имя у куклы?
– А у её хозяйки?
– Найдите на доске схему предложения, которая
соответствует нашему.
– Сколько слов в предложении написано с большой буквы?
– Давайте поменяем имена у куклы и её хозяйки. Какое предложение
получится?
– Приготовьтесь записать предложение. Какие ошибки можно допустить
при записи?
Дети записывают то предложение, которое им больше нравится,
соответствует их возможностям. Проверка написанного (количество
слов, заглавные буквы, чтение слов по слогам, чтобы не было пропусков
букв).
– Посмотрите, какая красивая кукла на картинке! Какое имя ей можно
дать? Заштрихуйте платье у куклы.
Молча предъявляем карточку.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
6. Работа в «Букваре» (с. 78). 1 1 2 7
– Прочитайте слова на доске: гномик, гитара, романс.
– Кто догадался, о чём мы будем читать текст? Посмотрите на с. 78.
Работа с текстом «Романс гнома Томми».
61) До чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию нашего художника. (Опять гном.)
– Чем он занят? Что он поёт?
– Прочитайте название. Что же поёт наш гном?
– А романсы – это быстрые, весёлые произведения или мелодичные,
романтичные, медленные по характеру?
– Кому поют романсы?
2) Самостоятельное чтение текста про себя, а затем вслух с
комментированием.
Романс гнома Томми. 6
У гномика Томми гитара. Он артист. Утром он играл романс макам и
астрам. (Обычные ли у Томми слушатели?) Струны гитары плакали. (Почему?
Какие звуки услышали?) Маки грустили. А астры уронили капли росы. (Что это
за капли? Может быть, оттого что утро?)
3) Беседа по прочитанному, выяснение настроения.
– А какое предложение говорит о том, что Томми играл от души?
(Струны гитары плакали.)
– Цветы всегда вдохновляли музыкантов. Каждый человек, любящий цветы,
в душе поэт.
4) Перечитывание текста.
– Правильно ли художник понял автора рассказа?
– Что говорит об этом?
– Как можно назвать этот текст: роман, повесть, сказка, рассказ?..
– Пел ли сам гном? Какое предложение говорит об этом?
– А кому больше понравилось выступление Томми: макам или астрам? Что
про это сказано в тексте? (Астры даже заплакали.)
7– А почему автор не написал, что астры заплакали, почему он написал, что
они уронили капли росы?
– Как автор называет Томми? (Артист.)
– Найдите предложение про это. Почему он называет Томми артистом?
– А можно предположить, какой сам Томми? Почему?
– Прочитайте первое слово каждого предложения.
– Есть ли в тексте предложения, состоящие из двух слов? Прочитайте.
– Найдите предложения только про слушателей Томми. Прочитайте их.
– Найдите предложение про музыкальный инструмент Томми. Прочитайте.
– А теперь прочитайте все предложения про Томми. Сколько раз автор
употребил слово он вместо имени гномика?
– А почему автор выбрал для гномика имя Томми?
– Почему он называет его гномик, а не гном?
– Сколько раз автор использовал красную строку? Почему?
– Сколько всего предложений в тексте?
– Какие слова помогли спрогнозировать содержание текста?
– Правильно ли мы спрогнозировали?
– Такие слова называются «ключевые». Как вы думаете, почему они
получили такое название?
– Какое новое знание для себя сегодня открыли?
– Что повторили из того, что уже знали? (Однокоренные слова, удвоенный
согласный, правописание имён собственных и т.д.)
– Какие новые слова узнали на уроке?
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять? 4
– Чему ещё учились на уроке? (Планировать свою работу, определять, что
нового узнали, запоминать важные сведения, учились читать текст и
ΙΙ
. Итог
Рефлексия развиваемых на
уроке УУД
8понимать его смысл, списывали текст, учились слушать одноклассников,
давали ответы на вопросы. На этом этапе можно обратиться к Личному
еженедельнику первоклассника, чтобы читающие дети нашли сами и
показали нечитающим (с. 118–119), что мы учились этому на уроке.)
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо читали слова.
* Отметить учеников, которые правильно заполнили схемы«человечки».
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые правильно записали буквы.
* Отметить учеников, которые правильно записали слова.
* Отметить учеников, которые правильно записали предложение.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо анализировали текст.
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.
9Урок 47 (2 ч.).
Тема: Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать
заглавную букву в словах и предложениях (с. 78–79).
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие;
– формируем умение составлять из слов предложения.
Оборудование: карточки с образцами штриховки, схемы предложений, карточки для звукобуквенного анализа.
10Символы:
11Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение
Ход урока
Формирование УУД
– Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке.
– На какой странице «Букваря» мы работали? Откройте эту страницу.
– Вспомните, все ли задания мы выполнили? (Не прочитали два столбика,
не читали текст на правой странице.)
– Давайте перевернём страницу, что мы видим? (Закончился «Букварь».)
– А все ли мы буквы изучили? (Нет.) Закончилась только первая часть, нас
ещё ждёт много интересного во второй части. А пока давайте поработаем с
алфавитом. 6
– Какая буква алфавита расположена между буквами К и М?
– Какая буква находится перед буквой С? За буквой П? Между Н и П?
После Т?
– Спросите сами про загаданную вами букву.
– Назовите слово, а ребята пусть догадаются, с какой буквы оно
начинается.
– Давайте спланируем нашу работу на уроке. Откройте прописи на с. 23.
Составление плана урока.
План (примерный) 1 3 2
1. Чтение слов.
2. Составление слов.
3. Письмо слов и предложений.
4. Штриховка.
5. Списывание с печатного текста.
1. Работа в прописи. 4 1 2
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на
развороте учебника;
7) формируем умение
находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
121) Работа с таблицей.
– Посмотрите на с. 23, что мы видим? (Таблицу.)
– Что нужно сделать, чтобы заполнить таблицу?
– Как будете её заполнять?
Работа в парах.
– Постарайтесь её заполнить.
Проверка.
– Какие слова получились? (Пила, липа, лупа, лапа, папа, мама.)
– Запишите их рядом письменными буквами.
Алгоритм списывания:
1. Разделить на слоги.
2. Отметить буквы гласных звуков.
3. Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.
4. Написать прописными буквами.
5. Орфографическое чтение.
2) Наблюдение над словами с удвоенными буквами согласных звуков.
– Прочитайте слова внизу страницы. Что в них общего? (Во всех словах
удвоенные согласные.)
– Какое слово обозначает помещение в школе? Напишите его.
– Результат действия сложения? (Сумма.) Запишите слово.
– Мера веса? (Грамм.)
– Что такое гамма? (В музыке – звукоряд, а также название буквы
греческого алфавита.)
Проверка орфографическим чтением, сравнение
напечатанного образца и записи.
– Подчеркните удвоенные согласные. Кто сможет,
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
работать в паре.
13постарайтесь запомнить эти слова.
Физкультминутка.
2. Работа в тетради для печатания, с. 20–23 по выбору
учителя.
3. Работа в «Букваре». 1 4 2
– Откройте «Букварь» на с. 78. Найдите столбики, которые ещё не читали.
Составление предложений со словами.
– Найдите 5й и 8й столбики слов на с. 78.
– Какое слово обозначает планку, которая закрывает щель между стеной и
полом? (Плинтус.)
– Какое слово обозначает помещение для выставок? (Салон.)
– Какое слово обозначает название рыбы? (Палтус.)
– Какое слово обозначает материал, которым покрывают стены и полы?
(Плитка.) А что ещё можно назвать этим словом?
– Есть ли чтото общее в словах 5го столбика?
– Составьте предложение с каждым словом.
Вопросы к ученику, озвучившему предложение (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложение?
– Ты составил полное предложение или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Работа в прописи. 2 1
– Откройте прописи на с. 23. Прочитайте первое предложение. (У Милы
ТООУ
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
14кот Пират.)
– Почему в этом предложении из четырёх слов три слова написаны с
большой буквы?
– Подчеркните большие буквы одной чертой или выделите их уголком.
– Как вы думаете, почему кот мог получить такую кличку – Пират?
– А кота на рисунке можно назвать Пират? Почему?
1.
2.
Запись предложения.
Аналогичная работа с остальными предложениями. Возможно,
выборочная.
Штриховка (рисунок кота).
3.
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
– Мы с вами выполнили в прописи сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём?
А что у вас хорошо получилось?
– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом),
который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.
ТООУ
5. Работа в «Букваре». 3 1 2 7
Чтение стихов В. Берестова о лете. 5
1) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса к чтению.
– Представьте, что вы на поляне, где много цветов. Вы почувствовали
восхитительный аромат цветущих растений. Как вы будете дышать?
(Сделайте шумный вдох носом, выдох ртом, 2–3 раза.)
Распевное упражнение «Во поле берёза стояла».
Личностные УУД:
1) формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к
15– Каким месяцем нас встречает лето?
2) Стихотворение «Июнь». Прогнозирование содержания по иллюстрации и
названию.
– Рассмотрите иллюстрацию на кубике. Какие месяцы изобразил
художник?
– Как называется первое стихотворение В. Берестова?
– Какая картинка подходит к этому стихотворению? Почему?
Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
– Красиво? Из каких цветов плетут венки? А какого цвета получается
такой венок?
– Почему названия цветов написаны с большой буквы? (Это начало
строчек, стихотворная форма.)
3) Чтение стихотворений «Начало июля» и «Конец июля».
– Рассмотрите 2ю иллюстрацию на кубике. Когда поспевает такая ягода?
– А почему два стихотворения к одному месяцу написал Валентин
Берестов?
– Прочитайте эти стихи и разберитесь, какому из них соответствует
картинка.
– А какую можно было бы нарисовать иллюстрацию ко второму
стихотворению?
– Что такое скатертьсамобранка? А почему самобранка? Что хотел
подчеркнуть Берестов?
– Июль не хочет с нами расставаться, он предлагает поиграть в игру
«Что? Где? Когда?».
Чтение стихотворения «Конец июля».
Попадаются в июле
Очень вкусные находки. (Интересно какие?)
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3) формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
16Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки. (Что они знают?)
– Текст хочет поиграть в игру «Что? Где? Когда?». Отвечайте на вопросы
текста. Что же это за находки? Ответ «спрятан между строк».
4) Чтение стихотворения «Август».
– Какой месяц завершает лето?
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте заголовок.
– Что происходит в природе в августе?
Чтение про себя.
– Какие ещё грибы растут в лесу?
5) Работа со всеми текстами.
– Найдите самое длинное и самое короткое стихотворения. Прочитайте.
– Найдите стихотворение из 4 строк. Прочитайте.
– Найдите поучительное стихотворение.
– Прочитайте первую строчку в каждом стихотворении.
– Прочитайте первое предложение в каждом стихотворении. Что заметили?
Чтение в парах.
– Какое задание на уроке вам показалось самым интересным? 4
– Чему учились сегодня на уроке повторения?
– Какие пункты плана выполнили?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ΙΙ
. Итог
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
17Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы.
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задание и записывали слова.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо читали слова и составляли предложения.
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые правильно записали предложения.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо анализировали текст.
Урок 48 (2 ч.).
Тема: Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;
18– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие.
Оборудование: карточки с образцами штриховки, схемы предложений, карточки для звукобуквенного анализа.
Символы:
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение
Ход урока
– На прошлом уроке мы уже говорили о том, что первая часть «Букваря»
подходит к концу, но мы ещё и сегодня не начнём вторую. Почему? Если
вы не догадались, откройте прописи на с.24–25.
– Что мы сегодня будем делать с вами на уроке?
Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
1. Работа с рисунком.
2. Штриховка.
3. Списывание с печатного текста.
Работа в прописи. 4 1 2
Рассматривание рисунка на с. 24 прописей.
1) Анализ иллюстрации.
– Кого вы видите на рисунке?
– Что за корабль нарисован? Что можно о нём сказать? (Это пиратский
корабль. Мы видим флаг, на котором изображены череп и кости.)
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
19– А почему на парусе заплатка? (Заштопанный парус свидетельствует о
том, что корабль, возможно, участвовал в сражениях.)
– Как выглядят персонажи? Чем они вооружены? (У пирата за поясом
пистолет, кортик. Он участвовал в боях.)
– Как называют повара на судне? Как выглядит кок? (Он «вооружён»
поварёшкой. На голове белый колпак, ещё у кока фартук.)
– Что можно сказать о каждом из них? (Пират, наверное, главный – главарь.
У него очень независимый взгляд, властная поза, злая улыбка. Пират
обнимает кока, как будто подбадривает, покровительствует ему. Кок
застенчивый, скромный. Он даже маленького роста. В сражениях,
пиратских разбоях, наверное, не участвует. Он знает своё дело – кормить
пиратов на корабле.)
– Какое имя можно дать каждому персонажу картинки?
– А какое название может быть у корабля?
2) Чтение текста на с. 25 прописи (про себя). 1 2
Беседа после чтения.
– Как же зовут героев?
– Что вы узнали о героях? (Мы узнали, что пирата зовут Гигант. Кока –
Уксус. Парусник, на котором они плывут, называется «Туман».)
Чтение текста вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения.
признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на
развороте учебника;
7) формируем умение
находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
работать в паре.
– Почему пирата назвали Гигант? (Он был очень большим, крепким,
здоровым, мощным, имел высокий рост. Про таких говорят «гигант».)
– Это имя или прозвище? (Прозвище.)
– Почему у пирата нет имени? (Пираты на море занимались разбоем. Они
чаще давали друг другу прозвища, чтобы их сложнее было обнаружить.)
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
20– Что такое клинок, кортик, наган?
– Почему кока прозвали Уксус? (Он часто, наверное, в пищу добавляет
уксус. Или у него всегда грустное выражение лица, про которое говорят
«кислое».)
– Почему парусник назвали «Туман», как вы думаете? (Ему часто
приходится скрываться, чтобы команду не разоблачили за разбойные
нападения.)
– Где стоит парусник? Что такое пирс? (Пирс – это причал для кораблей.
Корабль стоит у пирса.)
– Почему «Туман» так рано отправился в путь? (Пираты хотели
отправиться незамеченными.)
Подготовка к списыванию. 4 1
Обучение списыванию с печатного текста письменными буквами.
– Можно сказать, что перед нами текст? (Да. Есть тема, начало, середина,
конец. Предложения связаны между собой по смыслу.)
– Чего нет в тексте?
– Как можно назвать текст?
– Сколько абзацев в тексте? Как это показать на письме? (В тексте два
абзаца. Начало абзаца пишется с красной строки.)
– Прочитайте начало первого абзаца. Выделите уголком красного цвета
начало абзацев.
– Сколько предложений во втором абзаце?
– Подсчитайте, сколько в тексте предложений. Как узнали? (Восемь
предложений. Начало пишется с большой буквы, в конце ставится точка.)
– Выделите уголком начало предложений (заглавные буквы).
– Подчеркните точки в конце каждого предложения двумя чертами.
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3) формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
21– Какие ещё слова написаны с большой буквы? Почему? (Гигант, Уксус –
прозвища, парусник «Туман» – название парусника.)
– Прочитайте те предложения, в которых есть слова, написанные с
заглавной буквы.
– Сколько раз в тексте автор использовал предлоги? Обведите предлоги
треугольником. Прочитайте предлоги.
– Встретились ли в тексте слова с удвоенными буквами? Подчеркните.
– Сколько букв и звуков в этих словах? Подсчитайте.
– Какие сложные слова встретились в тексте?
– Найдите слова из трёх слогов и выделите в них гласные звуки красной
точкой.
– Сколько раз в тексте встречаются слова «у пирата»?
– Какое слово в тексте встречается два раза?
– Все ли предложения точно соответствуют картинке?
Повторное чтение текста.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ние. Например, только о том, что
Списывание с печатного образца.
Целесообразно выборочное списыва
мы видим на иллюстрации, или как выглядит пират и т.д.).
Самопроверка. 4
– Что мы сейчас делали? (Списывали с печатного текста.)
– Кому было легко?
– Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?
– В чём испытывали затруднение?
Взаимопроверка.
Заштриховать рисунок на с. 24 прописей.
ТООУ
22
. Домашнее
ΙΙ
задание (по
желанию)ΙI . Итог
Ι
– Для кого сегодняшняя работа показалась трудной? 4
– В чём полезность сегодняшнего урока?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по иллюстрации.
* Отметить учеников, которые хорошо анализировали текст.
* Отметить учеников, которые правильно списали текст.
23