Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение писать предложения; – формируем умение анализировать текст. Оборудование: таблица букв и слогов на доске. – Сколько строчек в таблице? Сколько столбиков? 1 – Назовите номер каждого столбика и каждой строки. – Назовите только буквы гласных звуков 1-й строки. – Назовите буквы согласных 2-го столбика. – Назовите звонкие согласные звуки 3-й строчки.
Иконка файла материала Obuchenie_gramote__Urok_66__18n+.doc

Обучение грамоте

Урок 66 (2 ч.).

Тема: Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.

 

Цели:

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

 

Оборудование: таблица букв и слогов на доске.

Символы:

                  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

Ι. Актуализация знаний

 

Ι

1

А

2

П

3

У

4

Т

ΙΙ

ΙΙΙ

Р

Е

О

Г

Ы

М

С

И

 

1.Сколько строчек в таблице? Сколько столбиков? 1   

Назовите номер каждого столбика и каждой строки.

Назовите только буквы гласных звуков 1-й строки.

Назовите буквы согласных 2-го столбика.

Назовите звонкие согласные звуки 3-й строчки.

Назовите глухие согласные звуки 4-го столбика.

Сколько букв гласных в таблице?

Сколько букв звонких согласных в таблице?

Сколько всего букв согласных в таблице?

Какие буквы согласных не вошли в таблицу?

Замените печатные буквы письменными. Запишите их.

– Можно записать буквы на свободных строчках в конце прописи.

 

2.С какой буквы нужно написать слова: слон, дом, кит, Егор?

А как выглядит заглавная буква Е?

Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.

3.  Составление плана урока.

 

План (примерный)  3  2

  1. Чтение  слов с заглавными буквами Е и Ё.
  2. Чтение предложений и текстов.

3.     Знакомство с написанием заглавных букв Е и Ё.

4.     Письмо слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой выберем кружок?

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

ТООУ

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

 

Работа в прописи (пропись № 5, с. 0-1).   2   5

       

1)  Знакомство с графикой заглавной буквы Е.

Сравнение написания заглавных букв Е, В, Ё: отличие, сходство.

– Откройте свои прописи на с. 0.

– Из каких элементов состоит буква Е? (Из верхнего и нижнего за­круглений.)

– Какое закругление больше? (Нижнее.)

Написание буквы в воздухе. Обведение по образцу. Самостоятельная запись букв с использованием ручек разных цветов.

 

2) Запись слогов по образцу.

– Как соединяли буквы?

 

3) Выборочное списывание.

– Что записано в середине страницы? (Текст.)

   а) Работа с текстом до чтения.

Есть ли у текста название?

– А картинка к тексту?

Прочитаем текст и подумаем, какую картинку можно было бы нарисо­вать и какое название придумать к тексту.

   б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста про себя. Выявление первичного восприятия.

Что же можно было нарисовать к тексту?

Как назовём текст? Почему?

Обобщающая беседа.

Какое слово встречается в каждом предложении?

– Найдите предложение про смолу, про иголки, про ёлку, про шишки.

– Про какое предложение я не спросила?

Сколько всего предложений в тексте? Докажите.

Выберем предложения только про иголки и про шишки и запи­шем их.

   в) Анализ предложений, подготовка к списыванию.

   г) Списывание текста с заданием (по выбору учителя).

   д) Взаимопроверка в парах.

   е) Самооценка.

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Нарисуйте рядом кружок и закрасьте его настолько, насколько вам удалось справиться с этим заданием. Т.е., если вы не всё сделали правильно или после проверки сделали исправление, то кружок у вас будет закрашен не полностью.

4) Чтение и анализ слов кроссворда, составление словосочетаний.

– Рассмотрите кроссворд.

– Какие слова вам удалось прочитать? (Капуста, тарелка, каток.)

Что отличает все эти слова? (Непроверяемый безударный гласный А.)

Звуко-буквенный анализ слов: гласные звуки, количество слогов, безударные слоги и безударные гласные.

– Составьте словосочетания со словами кроссворда.

Давайте скажем про капусту, которая лежит на тарелке. (Тарелка капусты.)

– Проговорите орфографически и запишите.

Сколько слов в словосочетании?

А теперь составьте словосочетание про детей на катке.

(Дети на катке.)

– На катке – проговорите орфографически и запи­шите.

– Сколько слов в словосочетании?

Что мы сейчас делали?

– Чему учились? 4

5) Работа со схемами-«человечками» Е и Ё в прописи.

Рассмотрите схемы и подумайте, что общего у этих человечков.

Что можете рассказать про эти буквы?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

     1. Работа в «Букваре».   5   6 

– Откройте учебник на с. 106.

– Рассмотрите страницу. Какая работа нам предстоит?  1  3  4

Чтение столбиков слов.

1-й столбик:

Прочитайте имена девочек.

Прочитайте имена мальчиков.

– Что заметили? (Все имена начи­наются с заглавной буквы Е.)

Отметьте заглавные буквы уголком.

2-й столбик (ниже первого):

– Второй столбик прочитайте самостоятельно.

Как можно назвать слова этого столбика?

Чьи имена и фамилии вы прочитали во 2-м столбике? (Писа­телей.)

Какое правило надо знать, чтобы написать имена и фамилии пи­сателей и других людей?

– Подчеркните заглавные буквы.

Какой вывод сделаем? (Имена и фамилии пишем с заглавной буквы.)

Прочитайте имя автора сказки «Конёк-Горбунок».

Прочитайте имя и фамилию автора, чьи сказки знаем наизусть с раннего детства. (А. Пушкин.)

Чьё имя нужно писать с заглавной буквы и с удвоенной буквой согласного? (Новелла Матвеева.)

– Подчеркните эти буквы.

Чьё имя не прочитали? (Лев Квитко.)

Имена каких писателей вы ещё знаете? Назовите.

Запишем их в виде схемы. (Виктор Драгунский, Генрих Сапгир, Лев Толстой.)

 

Дети на доске и в тетради для печатания или в «Букваре» на сво­бодном месте пишут схемы: ______ ______

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Нарисуй в дневнике на сегодняшнем уроке обучения грамоте кружок, который покажет, насколько правильно ты справился со звуко-буквенным анализом. Мы с вами делаем это впервые!

 

– Что мы сейчас делали? (Читали и анализировали слова.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

     2. Работа в прописи.     4

1) – Сейчас я прочитаю вам загадку про сказочного героя. Его имя начинается на букву Е. Как вы думаете, кто это?

– Проверим.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)

– Найдите этого героя на картинке в прописи (с. 1).

– Прочитайте предложения под картинкой и найдите то, которое подходит к этой иллюстрации.

– Кто нарисован на второй картинке?

– Найдите предложение к этой картинке.

Найдите в прописи на с. 1 предложение про Петра Ершова.

Рассмотрите третью иллюстрацию.

– Кто на ней нарисован?

– К какому предложению нет иллюстрации?

– Что бы вы на ней нарисовали?

– Какую работу теперь сможем выполнить?

– Какое предложение запишем первым?

2) Анализ предложений, подготовка к списыванию.

Прогнозирование: какие ошибки можно допустить при списывании этих предложений?

Запись предложений. В некоторых предложениях можно поменять слова местами. Мож­но списать предложения выборочно.

Проверка написанного.

Сколько слов в 1-м предложении? Во 2-м? В 3-м? В 4-м?

– Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?

– Не допустили ли вы ошибок, о которых мы говорили перед записью?

  3. Работа в «Букваре».  5   6 

– Давайте посмотрим в «Буквари». Что мы сейчас будем читать?

Чтение диалога.

1) – Посмотрите на текст справа. Как вы думаете, что мы сейчас будем читать? (Предположения детей.)

– Как догадались, что это диалог?

Сначала дети читают про себя, затем вслух.

2) – Кто герои диалога? (Возможно, взрослый и ребёнок.)

– Прочитайте реплики первого лица. С какой интонацией надо их читать?

– Прочитайте реплики второго лица. С какой интонацией прочи­таете последнюю реплику?

– А кому обычно читают такие тексты? Зачем?

3) Выразительное чтение диалога.

 

4) Самостоятельное чтение слов (в парах, тройках).

Наблюдение над словами с суффиксами.

– Что художник выделил цветом?

– Чем интересны эти слова?

– Докажите это.

– Выделите суффикс.

– Как изменилось значение слов, когда в них появился суффикс?

4. Работа в тетради для печатания (с. 36).

Образование слов при помощи суффикса. Звуко-буквенный анализ.

При обобщении работы проводим самооценку и закрашиваем кружок.

– Чему мы сейчас учились?

Физкультминутка.

 

   5. Работа в прописи.  4

1) – Посмотрите на с. 2.

– Прочитайте предложение, записанное в прописи печатными буквами.

– А как узнать имена детей?

Если дети не заметили слоги на хвосте павлина:

– Кого мы видим на рисунке? (Павлина.)

– Что необычного заметили?

– Чем различаются слоги?

– Как вы думаете, какую работу предлагает нам павлин?

– Какие слова можно составить из слогов?

Составление и запись имён из слогов на хвосте павлина (с комментированием или выборочно):

Сара, Саша, Миша, Лера, Лена, Вадик, Дима, Дина, Вера, Алёна, Алёша, Вова.

 

– Какое правило надо знать, чтобы правильно записать слова-­имена?

– Обведите заглавную букву каждого имени. (Можно записать только те имена, в которых есть буквы Е, Ё.)

2) Самостоятельная работа.

Обведение по образцу букв и слов. Можно использовать для инди­видуальной или коррекционной работы с детьми.

– Какие же весёлые дети учатся в классе? Давайте прочитаем в «Букваре», чем ещё они занимаются.

   6. Работа в «Букваре».  1   2   3   4   7   1

Чтение текста «Наши спортсмены» (с. 106).   4

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– А «наши» – это чьи?

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Кого же имел в виду автор, когда на­звал текст «Наши спортсмены»? (Предположения детей.)

2) Работа с текстом во время чтения.

   а) Самостоятельное чтение текста.

   б) Выявление первичного восприятия.

   в) Чтение вслух по предложениям.

 

Наши спортсмены.

В каникулы у нас в школе прошла спартакиада. (Спартакиа­да – это ...) Вадик Мышкин поднимал штангу и поставил рекорд. (Что значит: поставил рекорд? Он поднял вес, который до него в этой школе никто не поднимал.) Шурик Ёлкин и Толик Круглов упор­но прыгали в длину и в высоту. (Наверное, сначала долго не получа­лось!) Маша Пышкина и Наташа Шарова выполнили программу кандидатов в мастера спорта по гимнастике.

Павлуша Усов и Егор Носков играли в теннис. А Дима и Даша Егоровы играли в шашки. (Много спортсменов в школе!) Многие стали рекордсменами. (Рекордсмены – это ...) В награ­ду им дали игрушки и шоколадные медали. А Вова Колесников установил рекорд так: он проспал спарта­киаду.

 

Можно ли Вову Колесникова назвать участником спартакиады?

Что мы уже знаем о Вове Колесникове? (Как он участвовал в вы­ставке.)

Что можно сказать о Вове?

Назовите всех участников.

Какие виды спорта были на спартакиаде?

3) Работа с текстом после чтения.

Назовите имена всех спортсменов.

Подчеркните заглавную букву в именах и фамилиях.

– Какие звуки обозначают эти буквы?

– Поставьте под ними соответствующие точки.

Сколько раз автор текста начинает с красной строки? Почему?

Какое предложение подходит к картинке?

Вы согласны, что иллюстрация нашего художника – это шутка?

(Да, вряд ли Вова проспал спартакиаду рядом с пьедесталом почёта!)

– Что бы вы могли посоветовать Вове? (Заниматься спортом, он дисциплинирует, воспитывает силу воли, делает человека сильным и красивым, здоровым.)

– Что мы сейчас с вами делали? (Читали текст.)

– Какое умение формировали?

  7. Работа в прописи.  4

– Посмотрим, какое задание мы ещё не сделали в прописи на с. 2!

1) Работа со схемами-«человечками».

Сколько пар согласных обозначили схемы-«человечки»?

Назовём слова, которые начинаются с каждого звука, обозначен­ного схемами: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’] и т.д.

Обозначим 12-е слово (по выбору детей) схемой.

Проверка.

Сколько схем слов всего получилось?

– Почему? (Потому что 12 звуков.)

2) Наблюдение над словарными словами.

Просмотрите слова в рамочке.

– Это одно слово или разные слова?

Как образовались новые слова?

– От какого слова образовались новые слова?

– Какая новая часть появилась в каждом слове?

Выделим эту часть слова.

– Где стоит «новая» часть? (Её как бы приставили, присоединили к слову – и получилось новое слово. Эта часть слова называется при­ставкой. ПРОПЕДЕВТИКА.)

Выпишите только приставку из каждого слова.

– Что нового мы для себя сейчас открыли? 2  4

   8. Работа в «Букваре».  7   1

Чтение текста А. Орлова «Страшный сон» (с. 107).   3

1) Работа с текстом до чтения.

 – Прочитайте название.

А что значит «страшный сон»?

Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на сон?

– Кто автор этого текста?

– Знаком ли он нам?

– Можем ли мы предположить, о чём будет текст?

– Давайте проверим.

2) Работа с текстом во время чтения.

   а) Самостоятельное чтение текста (проверка гипотез).

   б) Чтение текста вслух.

   в) Обобщающая беседа.

От чего проснулся Вова? Значит, это был сон?

Что же страшного в этом сне?

Какие задания выполняли взрослые?

А что делал дедушка? Прочитайте это предложение.

Почему слово автор в кавычках?

Выучил Вова стихотворение?

На кого похож Вова, кого он напоминает?

А на самом деле Вова сам делает уроки?

– Прочи­тайте предпоследнее предложение. Почему автор поставил многоточие?

3) Работа с текстом после чтения. Итоговая беседа.

– А что, может быть, Вова прав: можно учиться на пятёрки, если родители будут выполнять всё за тебя? Почему?

Каким вырастет Вова, если сбудется его сон?

– Что мы сейчас с вами делали? (Читали текст.)

– Какое умение формировали?

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог

– Чему мы сегодня учились?

– Что нового узнали?

– Чему ещё учились? (Дети называют УУД.)

Какие буквы научились писать?  4   4

Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Назовите слова, которые пишутся с заглавной буквы Е.

 

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто сегодня получил отметку в дневнике за выполненную работу?

– Как вы думаете, а что важнее отметить в дневнике: отметку за выполненное задание или настроение после урока?

– Давайте, как взрослые ученики, своё настроение отмечать теперь только в конце дня. А напротив урока кружок-отметку будут ставить только те дети, кто заработал её за выполнение какого-то важного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

V. Домашнее задание (по желанию)

– Нарисуйте недостающую картинку в прописи (с. 1).

 

 

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по таблице.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в «Букваре»

                   * Отметить учеников, которые хорошо прочитали диалог.

2. Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения.

3. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно анализировали тексты.


Посмотрите также