Заимстовванные слова
Оценка 4.6

Заимстовванные слова

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
11.10.2023
Заимстовванные слова
5,6 ур _Заимствованные слова_.docx

                          Тема урока: «Заимствованные слова» (6 класс, родной язык)

Цель урока: развивать представление об исконно русских и заимствованных словах, умение грамотно использовать заимствованные слова в собственной речи; развивать навык работы со словарями (словарём иностранных слов); прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

А) Личностные:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-познавательной деятельности;

Б) Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- владение монологической устной речью;

В) Предметные:

- расширение и систематизация научных знаний о языке (в частности о заимствованных и исконно русских словах);

- обогащение активного и потенциального словарного запаса;

- формирование ответственности за языковую культуру как за языковую личность.

Оборудование:  : учебник «Русский язык. 6 класс» (часть 1) – уч. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; словари иностранных слов (например, «Школьный словарь иностранных слов» А.П.Акчурина); презентация; проектор; карточки для конкурсной работы в группах; индивидуальные рефлективные карточки.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Формируемые УУД:

- личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

- регулятивные: саморегуляция.

Приветствую учеников, проверяю наличие учебников и тетрадей с выполненной домашней работой.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Формируемые УУД:

- личностные: самоопределение, смыслообразование;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

- регулятивные: контроль в форме сличения результата действия с эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция результата самостоятельной домашней учебной деятельности.

- Ребята, возникли ли у вас какие-либо затруднения в процессе выполнения домашней работы? Всё ли было понятно?

При наличии проблем организовываю учебное сотрудничество для их решения.

3. МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Формируемые УУД:

- личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом;

- регулятивные: целеполагание;

- коммуникативные: определение способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в творческой деятельности, в обработке информации; владение монологической и диалогической речью.

                                                             Слово учителя

- Два века назад в России развернулась необычная война: не прогремело ни одного выстрела, никто не был ранен и убит, но, тем не менее, схватки были поистине ожесточёнными. Дело в том, что полем боя оказался русский язык, и на этом поле сошлись два крупных общественных движения – славянофилы и западники, вооружённые… перьями и бумагой.

                                                                 Беседа

- Вслушайтесь в названия объединений – западники и славянофилы - и скажите, чем, на ваш взгляд, различались их убеждения?
Предполагаемый ответ: славянофилы - люди, любящие славянское, русское, родное, западники – люди, которые ориентировались на европейские, западные традиции.

- Вы правы. Обратите внимание на слово славянофил: оно содержит греческий корень «филос» - любить, поэтому легко понять, что славянофилы - буквально – «любящие славянское». Славянофилы призывали очистить язык от иностранных слов, западники же не видели в этом смысла, хотя и не злоупотребляли иностранными словами.
А теперь прочитайте слова, выведенные на слайд, и предположите, представителями какого движения они были созданы. Аргументируйте свой ответ.

СЛАЙД: «Тихогромы; мокроступы; топталище; ячество; рожекорча; шарокат; шаротык; водомёт».

Предполагаемый ответ: слова созданы славянофилами, так как явно не содержат в себе ничего иностранного.

- Обсудите в парах, что могут обозначать эти странные слова и для чего они были придуманы.

                                                         Работа в парах

Ребята работают в парах, обсуждают задание; затем я называю слово и прошу объяснить его значение ту пару, которая первой подняла руку.

Предполагаемый ответ: тихогромы – фортепиано, мокроступы – галоши, топталище – тротуар(улица), ячество – эгоизм; рожекорча – гримаса, шарокат – бильярд, шаротык- кий, водомёт – фонтан. Такие слова были придуманы славянофилами для того, чтобы заменить иностранные слова, проникшие в русский язык, «очистить» его..
[Примечание: если ученики затрудняются с ответом и не приводят иноязычное слово, говоря, что шарокат – что-то, предназначенное для катания шаров, мокроступы – что-то, в чём можно ходить по мокрому, прошу заменить соответствующие слова одним словом]

                                               Постановка цели и задач урока

- Вы уже догадались, какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок?

Предполагаемый ответ: заимствованные слова и исконно русские.

- Какие цели вы поставите перед собой в рамках этой темы?

Предполагаемый ответ: понять, заимствование слов языком – положительный или отрицательный процесс; узнать, какие специфические признаки имеют заимствованные слова; научиться отличать их от исконно русских, находить в тексте.

- С какими задачами вам нужно будет справиться, чтобы достичь этих целей?

- Вспомнить то, что нам уже известно о заимствованных словах; изучить материал учебника, выделить и запомнить главную информацию; выполнить предложенные упражнения.

4.​ АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ.

Формируемые УУД

- познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; актуализация необходимых знаний и их использование;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации;

- регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

- личностные: формирование уважения к родному языку

                               

                                                  Фронтальная поисковая работа

- А теперь давайте поможем и западникам: назовите заимствованные слова, которые соответствуют выведенным на слайд русским.

СЛАЙД: «хороший; соответствие; обман; выходной; обед; земледельческий; дело; размеры; неудобство; соперничество; личный; зрелище; образ, бездеятельный».

Предполагаемый ответ: положительный; аналогия; афера; уикенд; ланч; аграрный; бизнес; габариты; дискомфорт; конкуренция; персональный или индивидуальный; шоу; имидж; пассивный.

- Молодцы.

5. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Формируемые УУД

- познавательные: применение методов информационного поиска; осуществление операций анализа и синтеза, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование.

- регулятивные: коррекция - внесение необходимых коррективов в полученный результат действия;

- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; включение в сотрудничество с учителем и сверстниками.

                                                                          Беседа

- Язык – развивающееся явление или «неподвижное»? Почему?

Предполагаемый ответ: развивающееся; его состав постоянно обновляется: изменяется облик некоторых слов, одни слова исчезают, другие появляются.

- За счёт чего происходит пополнение словарного состава языка?

Предполагаемый ответ: слова или создаются носителями языка в соответствии с общественными потребностями, или заимствуются из другого языка.

- Как вы считаете, какой процесс происходит более регулярно: создание слов средствами родного языка или их заимствование?

Предполагаемый ответ: образование слов на базе родного языка, так как наш язык достаточно богат и выразителен для этого. Кроме того, заимствованные слова не всегда остаются неизменными: они «подстраиваются» под наш язык.

- Верно, количество заимствованных слов в нашем языке составляет лишь около 10 процентов. Попробуем открыть некоторые подсказки, которые помогут нам отличать заимствованные слова от исконно русских.

                                               Эвристический метод

- На слайд выведены заимствованные слова, разделённые на две большие группы: заимствования из славянских языков и заимствования из неславянских языков. Какие заимствования больше похожи на исконно русские?

Предполагаемый ответ: заимствования из славянских языков, так как русский язык входит в их число.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: заимствованные слова: а) из славянских языков; б) из неславянских языков

СЛАЙД:
1.
1.1. Злато (ср.: исконно русское - золото), глава (голова); страж (сторож), дражайший (дорогой); млеко (молоко); брег (берег);
1.2 ладья (лодка); раб (робить);
1.3 одежда (одежа), надежда (надёжный), между (меж);
1.4 освещать (свеча);
1.5 единый (один), Есенин (Осенин);
1.6 колющий, полющий; берущий, несущий; кричащий, пропащий; светящий, грозящий.

2.
2.1 экран, эмульсия, экзамен;
2.2. баобаб, баул, коала, пуанты;
2.3 поэт; бюро, мюсли, кюре; пюре;
2.4 компаньон, медальон; парашют, жюри;
2.5 фонарь, графика, сфера, февраль;
2.6 алмаз, анкета, арка, альбинос;
2.7 кедр, ракета, герой, гектар, схема, трахея;
2.8 аббат, коллега, суббота, касса, аллея;

2.9 кофе, кенгуру, пальто, кино, такси.

                                                       Слово учителя

- Обратимся к первой большой группе – все эти слова заимствованы из церковнославянского языка, а скобках указаны слова исконно русские. Когда на Руси появилась письменность, вышло так, что одновременно сосуществовали два языка. Один - для письма, очень «возвышенный», торжественный - церковнославянский, с его помощью переводили греческую церковную литературу после принятия христианства, другой же язык – древнерусский - был предназначен для обычного общения, именно на его основе и возник наш современный русский язык.

                               Проблемное обучение. Работа в группе
 - Внимательно присмотритесь – слова в первой группе разделены на подгруппы. Каждая подгруппа, если вы хорошо проанализируете её состав, поможет вам выявить один из признаков-улик, подсказывающих, что перед вами заимствованное слово - церковнославянизм.

Ребята работают в группах с черновиками. Затем высказывают свои предположения и обосновывают их. Результат обсуждается и корректируется. Делается запись в тетради.


ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: признаки слов, заимствованных из старославянского языка:

А) неполногласие –ра-, -ла-, -ре-, -ле- в корне ( в исконно русских словах ему соответствует полногласие: – оро-, -оло-, -ере-, -еле-). Злато – золото, страж – сторож.

Б) ра-, ла- в начале слова. Ладья – лодка

В) жд вместо ж. Одежда – одёжа.

Г) щ вместо ч. Освещение – свеча.

Д) начальное е вместо о. Единый – один.

Е) суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (борющийся)

- Обратимся ко второй группе: это слова, заимствованные из неславянских языков. Они также разделены на подгруппы – каждая подгруппа поможет вам найти один признак-улику, который сразу выдаст «иностранца».

                                                Проблемное обучение

Работа выполняется устно: учитель читает несколько слов, объединённых в подгруппу, - ученики высказывают предположение – почему их объединили, какой признак этим хотели подчеркнуть – и обосновывают его. Параллельно ведётся запись в тетради.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Признаки слов, заимствованных из неславянских языков:

А) начальное э (экран)

Б) стечение гласных (баобаб, поэт))

В) сочетания пю, бю, мю, кю (бюро, мюсли)

Г) сочетание ьон в конце слова (медальон)

Д) звук ф (фасоль)

Е) начальное а (атлас)

Ж) сочетания ке, ге, хе в корне (ракета, герой)

З) удвоенные согласные (аббат, касса)

И) неизменяемость слова (пальто, кино)

6. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём, (встают из-за парт)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили. (садятся за парты)

6. Закрепление знаний

Формируемые УУД:

- познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществление операций анализа и классификации

- логические УУД: анализ объектов с целью выделения изученных признаков;

- регулятивные: саморегуляция; контроль (сличение с эталоном)

                                                Самостоятельная работа

- В вашей рабочей карточке предложены  таблицы – заполните их словами, которые я буду диктовать.

Исконно русские слова

Заимствования из церковнославянского

Заимствования из неславянских языков

 

 

 

3 человека самостоятельно работают у доски: один выписывает только исконно русские слова, один – заимствования из церковнославянского, один – заимствования из неславянских языков (можно пользоваться тетрадью с записями).

Слова: мать, берег, форма, грядущий, одинокий, колючий, эхо, гель, единица, город, терраса, корова, шоссе, будущее, барбекю, арена, слово, пенсне, древо, здоровье, поле, абажур, проект, надежда.

Исконно русские слова

Заимствования из церковнославянского

Заимствования из неславянских языков

(мать, берег, одинокий, город, корова, слово, колючий, здоровье, поле)

(грядущий, единица, будущее, древо, надежда)

(форма, эхо, гель, терраса, шоссе, барбекю, арена, пенсне, абажур, проект)

Работа проверяется и корректируются. Ребята, работавшие у доски, объясняют свой выбор.

- Какие затруднения у вас возникли во время работы? Что осталось непонятным?

7. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Формируемые УУД:

- познавательные: применение методов информационного поиска; осуществление операций анализа; классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование

- коммуникативные: смысловое чтение; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи.

- регулятивные: саморегуляция, контроль

- Почему же мы иногда вынуждены заимствовать слова?

Выслушиваю ответы.

- Как вы думаете, всегда ли можно с лёгкостью понять, что слово было заимствовано? Почему?

Выслушиваю ответы.

 - Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. О происхождении исконно русских и заимствованных слов можно узнать в этимологическом словаре и в толковом словаре. Также существует специальный словарь иностранных слов.

Демонстрирую словари иностранных слов, раздаю по 2 на ряд, прошу ознакомиться с ними, с оформлением словарных статей.

- Какая информация даётся в словарной статье?

Предполагаемый ответ: слово, его толкование, язык-источник, значение иностранных корней.

                                                                           Беседа

- Из какого языка, на ваш взгляд, сейчас наиболее активно заимствуются слова?

Предполагаемый ответ: из английского, в связи с тем, что это один из основных языков международного общения.

- Приведите примеры.

Ученики приводят примеры заимствований из английского языка.

                                                           Работа в группах

- Разделитесь на группы. Перед вами по две стопки карточек: с одной стороны - заимствованные слова, с другой – соответствующие им русские. Ваша задача – установить соответствие, соединив нужные карточки. Побеждает команда, которая сделает это быстро и правильно.

Заимствованные слова (на отдельных карточках): альянс, вояж, дефиниция, масс-медиа, эксклюзивный,социум, варьироваться, апатичный, интенсивный, дефект, декорировать, дезинформировать, адаптация, аналогичный.

Русские слова (на отдельных карточках): общество; украшать; средства массовой информации; колебаться в известных пределах; путешествие; приспособление; определение; давать неверную информацию; усиленный; союз; исключительный; недостаток; вялый; подобный.

Ответ: альянс – союз; вояж – путешествие; дефиниция – определение; масс – медиа – средства массовой информации; эксклюзивный – исключительный; социум – общество; варьироваться – колебаться в известных пределах; апатичный – вялый; интенсивный – усиленный; дефект – недостаток; декорировать – украшать; дезинформировать – давать неверную информацию; адаптация- приспособление; аналогичный – подобный.

- Встретились ли вам при выполнении задания такие слова, значение которых вы не знали раньше? Все ли слова понятны вам теперь?

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Формируемые УУД

- познавательные: систематизация знаний

- регулятивные: самоконтроль и саморегуляция

- коммуникативные: владение устной монологической речью, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

                                                                   Беседа

- Ребята, а теперь вспомните цели, которые вы ставили перед собой в начале урока, и подведите итог: всех ли целей вам удалось достичь? чему вы сегодня научились?

Предполагаемый ответ: мы пришли к выводу, что заимствование имеет и положительные, и отрицательные стороны; узнали, некоторые внешние признаки заимствованных слов, помогающие их отличить от исконно русских, научились применять эти знания на практике; узнали, из каких языков в наш язык проникло наибольшее количество заимствований и с какими группами понятий они связаны; кроме того - познакомились с новым видом словарей – словарями иностранных слов.

- Попробуйте вспомнить, какие же признаки подсказывают нам, что слово – точно иноязычное?

- За что вы могли бы похвалить себя сегодня?

- Что вам сегодня не удалось?

10. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Реализуется технология дифференцированного подхода к обучению
Задание на выбор:

1) прочитать параграф 25, выучить теорию из учебника и тетради; выполнить упражнение 127 («Замените исконно русскими словами заимствования. Составьте с 2-3 заимствованными словами словосочетания, обозначьте главное слово»)

2) Выбрать отрывок из художественного произведения (2 страницы; сделать ксерокопию и вложить в тетрадь). Выписать из него все заимствования, которые сможете найти, подчеркнуть признаки, позволившие вам понять, что перед вами заимствованное слово, или записать краткое пояснение в скобках рядом со словом.

Обязательное задание для всех: подготовить устное монологическое высказывание на тему: «Заимствование слов  - положительный или отрицательный процесс для русского языка?»

11. РЕФЛЕКСИЯ

Формируемые УУД:

- личностные: самоопределение

- регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний

- коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация


- Ребята, заполните таблицу рефлексии на карточке (раздаю карточки), напишите свою фамилию и сдайте.

На уроке я работал

А) активно; Б) пассивно

Своей работой на уроке я

А) доволен; б) не доволен

Урок мне показался

А) коротким; б) длинным

За урок я

А) не устал; б) устал

Моё настроение

А) стало хуже; б) стало лучше

Материал урока мне был

1. а) понятен, б) не понятен; 2. а) полезен; б) бесполезен; 3. а) интересен; б) скучен

Домашнее задание мне кажется

1. а) интересным, б) скучным; 2. а) полезным; б) бесполезным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                РАБОЧАЯ КАРТОЧКА

 

Задание 1. Заполните таблицу.

Исконно русские слова

Заимствования из церковнославянского

Заимствования из неславянских языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Попробуйте оказать помощь и западникам: к предложенным русским словам подберите иноязычные синонимы. Используйте слова для справок.

 

Хороший

 

Соответствие

 

Обман

 

Выходной

 

Обед

 

Земледельческий

 

Дело

 

Размеры

 

Неудобство

 

Соперничество

 

Личный

 

Зрелище

 

Образ

 

Бездеятельный

 

 

 

Слова для справок (иноязычные): дискомфорт, аналогия, персональный (или индивидуальный), положительный, ланч, уикенд, афера, аграрный, пассивный, габариты, имидж, шоу, бизнес, конкуренция.

 

 


 

Тема урока: «Заимствованные слова» (6 класс, родной язык)

Тема урока: «Заимствованные слова» (6 класс, родной язык)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Формируемые

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Формируемые

Два века назад в России развернулась необычная война: не прогремело ни одного выстрела, никто не был ранен и убит, но, тем не менее, схватки были…

Два века назад в России развернулась необычная война: не прогремело ни одного выстрела, никто не был ранен и убит, но, тем не менее, схватки были…

Какие цели вы поставите перед собой в рамках этой темы?

Какие цели вы поставите перед собой в рамках этой темы?

Беседа - Язык – развивающееся явление или «неподвижное»?

Беседа - Язык – развивающееся явление или «неподвижное»?

Есенин (Осенин); 1.6 колющий, полющий; берущий, несущий; кричащий, пропащий; светящий, грозящий

Есенин (Осенин); 1.6 колющий, полющий; берущий, несущий; кричащий, пропащий; светящий, грозящий

Д) начальное е вместо о. Единый – один

Д) начальное е вместо о. Единый – один

УУД: анализ объектов с целью выделения изученных признаков; - регулятивные: саморегуляция; контроль (сличение с эталоном)

УУД: анализ объектов с целью выделения изученных признаков; - регулятивные: саморегуляция; контроль (сличение с эталоном)

Почему же мы иногда вынуждены заимствовать слова?

Почему же мы иногда вынуждены заимствовать слова?

Ответ: альянс – союз; вояж – путешествие; дефиниция – определение; масс – медиа – средства массовой информации; эксклюзивный – исключительный; социум – общество; варьироваться –…

Ответ: альянс – союз; вояж – путешествие; дефиниция – определение; масс – медиа – средства массовой информации; эксклюзивный – исключительный; социум – общество; варьироваться –…

Выбрать отрывок из художественного произведения (2 страницы; сделать ксерокопию и вложить в тетрадь)

Выбрать отрывок из художественного произведения (2 страницы; сделать ксерокопию и вложить в тетрадь)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2023