Тема урока: «Заимствованные слова» (6 класс, родной язык)
Цель урока: развивать представление об исконно русских и заимствованных словах, умение грамотно использовать заимствованные слова в собственной речи; развивать навык работы со словарями (словарём иностранных слов); прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
А) Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-познавательной деятельности;
Б) Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- владение монологической устной речью;
В) Предметные:
- расширение и систематизация научных знаний о языке (в частности о заимствованных и исконно русских словах);
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- формирование ответственности за языковую культуру как за языковую личность.
Оборудование: : учебник «Русский язык. 6 класс» (часть 1) – уч. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; словари иностранных слов (например, «Школьный словарь иностранных слов» А.П.Акчурина); презентация; проектор; карточки для конкурсной работы в группах; индивидуальные рефлективные карточки.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Формируемые УУД:
- личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
- регулятивные: саморегуляция.
Приветствую
учеников, проверяю наличие учебников и тетрадей с выполненной домашней работой.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
Формируемые УУД:
- личностные: самоопределение, смыслообразование;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
- регулятивные: контроль в форме сличения результата действия с эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция результата самостоятельной домашней учебной деятельности.
- Ребята, возникли ли у вас какие-либо затруднения в процессе выполнения домашней работы? Всё ли было понятно?
При наличии проблем организовываю учебное сотрудничество для их решения.
3. МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Формируемые УУД:
- личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом;
- регулятивные: целеполагание;
- коммуникативные:
определение способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в творческой
деятельности, в обработке информации; владение монологической и диалогической
речью.
Слово учителя
- Два века назад в России развернулась необычная война: не прогремело ни одного выстрела, никто не был ранен и убит, но, тем не менее, схватки были поистине ожесточёнными. Дело в том, что полем боя оказался русский язык, и на этом поле сошлись два крупных общественных движения – славянофилы и западники, вооружённые… перьями и бумагой.
Беседа
- Вслушайтесь
в названия объединений – западники и славянофилы - и скажите, чем, на ваш
взгляд, различались их убеждения?
Предполагаемый ответ: славянофилы - люди, любящие
славянское, русское, родное, западники – люди, которые ориентировались на
европейские, западные традиции.
- Вы правы.
Обратите внимание на слово славянофил: оно содержит греческий корень «филос» -
любить, поэтому легко понять, что славянофилы - буквально – «любящие
славянское». Славянофилы призывали очистить язык от иностранных слов, западники
же не видели в этом смысла, хотя и не злоупотребляли иностранными словами.
А теперь прочитайте слова, выведенные на слайд, и предположите, представителями
какого движения они были созданы. Аргументируйте свой ответ.
СЛАЙД: «Тихогромы; мокроступы; топталище; ячество; рожекорча; шарокат; шаротык; водомёт».
Предполагаемый ответ: слова созданы славянофилами, так как явно не содержат в себе ничего иностранного.
- Обсудите в парах, что могут обозначать эти странные слова и для чего они были придуманы.
Работа в парах
Ребята работают в парах, обсуждают задание; затем я называю слово и прошу объяснить его значение ту пару, которая первой подняла руку.
Предполагаемый
ответ: тихогромы – фортепиано, мокроступы – галоши, топталище – тротуар(улица),
ячество – эгоизм; рожекорча – гримаса, шарокат – бильярд, шаротык- кий, водомёт
– фонтан. Такие слова были придуманы славянофилами для того, чтобы заменить
иностранные слова, проникшие в русский язык, «очистить» его..
[Примечание: если ученики
затрудняются с ответом и не приводят иноязычное слово, говоря, что шарокат –
что-то, предназначенное для катания шаров, мокроступы – что-то, в чём можно
ходить по мокрому, прошу заменить соответствующие слова одним словом]
Постановка цели и задач урока
- Вы уже догадались, какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок?
Предполагаемый ответ: заимствованные слова и исконно русские.
- Какие цели вы поставите перед собой в рамках этой темы?
Предполагаемый ответ: понять, заимствование слов языком – положительный или отрицательный процесс; узнать, какие специфические признаки имеют заимствованные слова; научиться отличать их от исконно русских, находить в тексте.
- С какими задачами вам нужно будет справиться, чтобы достичь этих целей?
- Вспомнить то, что нам уже известно о заимствованных словах; изучить материал учебника, выделить и запомнить главную информацию; выполнить предложенные упражнения.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ.
Формируемые УУД
- познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; актуализация необходимых знаний и их использование;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации;
- регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
- личностные: формирование уважения к родному языку
Фронтальная поисковая работа
- А теперь давайте поможем и западникам: назовите заимствованные слова, которые соответствуют выведенным на слайд русским.
СЛАЙД: «хороший; соответствие; обман; выходной; обед; земледельческий; дело; размеры; неудобство; соперничество; личный; зрелище; образ, бездеятельный».
Предполагаемый ответ: положительный; аналогия; афера; уикенд; ланч; аграрный; бизнес; габариты; дискомфорт; конкуренция; персональный или индивидуальный; шоу; имидж; пассивный.
- Молодцы.
5. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Формируемые УУД
- познавательные: применение методов информационного поиска; осуществление операций анализа и синтеза, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование.
- регулятивные: коррекция - внесение необходимых коррективов в полученный результат действия;
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; включение в сотрудничество с учителем и сверстниками.
Беседа
- Язык – развивающееся явление или «неподвижное»? Почему?
Предполагаемый ответ: развивающееся; его состав постоянно обновляется: изменяется облик некоторых слов, одни слова исчезают, другие появляются.
- За счёт чего происходит пополнение словарного состава языка?
Предполагаемый ответ: слова или создаются носителями языка в соответствии с общественными потребностями, или заимствуются из другого языка.
- Как вы считаете, какой процесс происходит более регулярно: создание слов средствами родного языка или их заимствование?
Предполагаемый ответ: образование слов на базе родного языка, так как наш язык достаточно богат и выразителен для этого. Кроме того, заимствованные слова не всегда остаются неизменными: они «подстраиваются» под наш язык.
- Верно, количество заимствованных слов в нашем языке составляет лишь около 10 процентов. Попробуем открыть некоторые подсказки, которые помогут нам отличать заимствованные слова от исконно русских.
Эвристический метод
- На слайд выведены заимствованные слова, разделённые на две большие группы: заимствования из славянских языков и заимствования из неславянских языков. Какие заимствования больше похожи на исконно русские?
Предполагаемый ответ: заимствования из славянских языков, так как русский язык входит в их число.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: заимствованные слова: а) из славянских языков; б) из неславянских языков
СЛАЙД:
1.
1.1. Злато (ср.: исконно русское - золото), глава (голова); страж (сторож),
дражайший (дорогой); млеко (молоко); брег (берег);
1.2 ладья (лодка); раб (робить);
1.3 одежда (одежа), надежда (надёжный), между (меж);
1.4 освещать (свеча);
1.5 единый (один), Есенин (Осенин);
1.6 колющий, полющий; берущий, несущий; кричащий, пропащий; светящий, грозящий.
2.
2.1 экран, эмульсия, экзамен;
2.2. баобаб, баул, коала, пуанты;
2.3 поэт; бюро, мюсли, кюре; пюре;
2.4 компаньон, медальон; парашют, жюри;
2.5 фонарь, графика, сфера, февраль;
2.6 алмаз, анкета, арка, альбинос;
2.7 кедр, ракета, герой, гектар, схема, трахея;
2.8 аббат, коллега, суббота, касса, аллея;
2.9 кофе, кенгуру, пальто, кино, такси.
Слово учителя
- Обратимся к первой большой группе – все эти слова заимствованы из церковнославянского языка, а скобках указаны слова исконно русские. Когда на Руси появилась письменность, вышло так, что одновременно сосуществовали два языка. Один - для письма, очень «возвышенный», торжественный - церковнославянский, с его помощью переводили греческую церковную литературу после принятия христианства, другой же язык – древнерусский - был предназначен для обычного общения, именно на его основе и возник наш современный русский язык.
Проблемное обучение. Работа в группе
- Внимательно присмотритесь – слова в первой группе разделены на
подгруппы. Каждая подгруппа, если вы хорошо проанализируете её состав, поможет
вам выявить один из признаков-улик, подсказывающих, что перед вами
заимствованное слово - церковнославянизм.
Ребята работают в группах с черновиками. Затем высказывают свои предположения и обосновывают их. Результат обсуждается и корректируется. Делается запись в тетради.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: признаки слов,
заимствованных из старославянского языка:
А) неполногласие –ра-, -ла-, -ре-, -ле- в корне ( в исконно русских словах ему соответствует полногласие: – оро-, -оло-, -ере-, -еле-). Злато – золото, страж – сторож.
Б) ра-, ла- в начале слова. Ладья – лодка
В) жд вместо ж. Одежда – одёжа.
Г) щ вместо ч. Освещение – свеча.
Д) начальное е вместо о. Единый – один.
Е) суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (борющийся)
- Обратимся ко второй группе: это слова, заимствованные из неславянских языков. Они также разделены на подгруппы – каждая подгруппа поможет вам найти один признак-улику, который сразу выдаст «иностранца».
Проблемное обучение
Работа выполняется устно: учитель читает несколько слов, объединённых в подгруппу, - ученики высказывают предположение – почему их объединили, какой признак этим хотели подчеркнуть – и обосновывают его. Параллельно ведётся запись в тетради.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Признаки слов, заимствованных из неславянских языков:
А) начальное э (экран)
Б) стечение гласных (баобаб, поэт))
В) сочетания пю, бю, мю, кю (бюро, мюсли)
Г) сочетание ьон в конце слова (медальон)
Д) звук ф (фасоль)
Е) начальное а (атлас)
Ж) сочетания ке, ге, хе в корне (ракета, герой)
З) удвоенные согласные (аббат, касса)
И) неизменяемость слова (пальто, кино)
6. Физкультминутка
Потрудились – отдохнём, (встают из-за парт)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили. (садятся за парты)
6. Закрепление знаний
Формируемые УУД:
- познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществление операций анализа и классификации
- логические УУД: анализ объектов с целью выделения изученных признаков;
- регулятивные: саморегуляция; контроль (сличение с эталоном)
Самостоятельная работа
- В вашей
рабочей карточке предложены таблицы – заполните их словами, которые я буду
диктовать.
Исконно русские слова |
Заимствования из церковнославянского |
Заимствования из неславянских языков |
|
|
|
3 человека самостоятельно работают у доски: один выписывает только исконно русские слова, один – заимствования из церковнославянского, один – заимствования из неславянских языков (можно пользоваться тетрадью с записями).
Слова: мать, берег, форма, грядущий, одинокий, колючий, эхо, гель, единица, город, терраса, корова, шоссе, будущее, барбекю, арена, слово, пенсне, древо, здоровье, поле, абажур, проект, надежда.
Исконно русские слова |
Заимствования из церковнославянского |
Заимствования из неславянских языков |
(мать, берег, одинокий, город, корова, слово, колючий, здоровье, поле) |
(грядущий, единица, будущее, древо, надежда) |
(форма, эхо, гель, терраса, шоссе, барбекю, арена, пенсне, абажур, проект) |
Работа проверяется и корректируются. Ребята, работавшие у доски, объясняют свой выбор.
- Какие затруднения у вас возникли во время работы? Что осталось непонятным?
7. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Формируемые УУД:
- познавательные: применение методов информационного поиска; осуществление операций анализа; классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование
- коммуникативные: смысловое чтение; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи.
- регулятивные: саморегуляция, контроль
- Почему же мы иногда вынуждены заимствовать слова?
Выслушиваю ответы.
- Как вы думаете, всегда ли можно с лёгкостью понять, что слово было заимствовано? Почему?
Выслушиваю ответы.
- Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. О происхождении исконно русских и заимствованных слов можно узнать в этимологическом словаре и в толковом словаре. Также существует специальный словарь иностранных слов.
Демонстрирую словари иностранных слов, раздаю по 2 на ряд, прошу ознакомиться с ними, с оформлением словарных статей.
- Какая информация даётся в словарной статье?
Предполагаемый ответ: слово, его толкование, язык-источник, значение иностранных корней.
Беседа
- Из какого языка, на ваш взгляд, сейчас наиболее активно заимствуются слова?
Предполагаемый ответ: из английского, в связи с тем, что это один из основных языков международного общения.
- Приведите примеры.
Ученики приводят примеры заимствований из английского языка.
Работа в группах
- Разделитесь на группы. Перед вами по две стопки карточек: с одной стороны - заимствованные слова, с другой – соответствующие им русские. Ваша задача – установить соответствие, соединив нужные карточки. Побеждает команда, которая сделает это быстро и правильно.
Заимствованные слова (на отдельных карточках): альянс, вояж, дефиниция, масс-медиа, эксклюзивный,социум, варьироваться, апатичный, интенсивный, дефект, декорировать, дезинформировать, адаптация, аналогичный.
Русские слова (на отдельных карточках): общество; украшать; средства массовой информации; колебаться в известных пределах; путешествие; приспособление; определение; давать неверную информацию; усиленный; союз; исключительный; недостаток; вялый; подобный.
Ответ: альянс – союз; вояж – путешествие; дефиниция – определение; масс – медиа – средства массовой информации; эксклюзивный – исключительный; социум – общество; варьироваться – колебаться в известных пределах; апатичный – вялый; интенсивный – усиленный; дефект – недостаток; декорировать – украшать; дезинформировать – давать неверную информацию; адаптация- приспособление; аналогичный – подобный.
- Встретились ли вам при выполнении задания такие слова, значение которых вы не знали раньше? Все ли слова понятны вам теперь?
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Формируемые УУД
- познавательные: систематизация знаний
- регулятивные: самоконтроль и саморегуляция
- коммуникативные: владение устной монологической речью, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Беседа
- Ребята, а теперь вспомните цели, которые вы ставили перед собой в начале урока, и подведите итог: всех ли целей вам удалось достичь? чему вы сегодня научились?
Предполагаемый ответ: мы пришли к выводу, что заимствование имеет и положительные, и отрицательные стороны; узнали, некоторые внешние признаки заимствованных слов, помогающие их отличить от исконно русских, научились применять эти знания на практике; узнали, из каких языков в наш язык проникло наибольшее количество заимствований и с какими группами понятий они связаны; кроме того - познакомились с новым видом словарей – словарями иностранных слов.
- Попробуйте вспомнить, какие же признаки подсказывают нам, что слово – точно иноязычное?
- За что вы могли бы похвалить себя сегодня?
- Что вам сегодня не удалось?
10. ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Реализуется
технология дифференцированного подхода к обучению
Задание на выбор:
1) прочитать параграф 25, выучить теорию из учебника и тетради; выполнить упражнение 127 («Замените исконно русскими словами заимствования. Составьте с 2-3 заимствованными словами словосочетания, обозначьте главное слово»)
2) Выбрать отрывок из художественного произведения (2 страницы; сделать ксерокопию и вложить в тетрадь). Выписать из него все заимствования, которые сможете найти, подчеркнуть признаки, позволившие вам понять, что перед вами заимствованное слово, или записать краткое пояснение в скобках рядом со словом.
Обязательное задание для всех: подготовить устное монологическое высказывание на тему: «Заимствование слов - положительный или отрицательный процесс для русского языка?»
11. РЕФЛЕКСИЯ
Формируемые УУД:
- личностные: самоопределение
- регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний
- коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация
- Ребята, заполните таблицу рефлексии на карточке (раздаю карточки), напишите
свою фамилию и сдайте.
На уроке я работал |
А) активно; Б) пассивно |
Своей работой на уроке я |
А) доволен; б) не доволен |
Урок мне показался |
А) коротким; б) длинным |
За урок я |
А) не устал; б) устал |
Моё настроение |
А) стало хуже; б) стало лучше |
Материал урока мне был |
1. а) понятен, б) не понятен; 2. а) полезен; б) бесполезен; 3. а) интересен; б) скучен |
Домашнее задание мне кажется |
1. а) интересным, б) скучным; 2. а) полезным; б) бесполезным |
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАБОЧАЯ КАРТОЧКА
Задание
1. Заполните таблицу.
Исконно русские слова |
Заимствования из церковнославянского |
Заимствования из неславянских языков |
|
|
|
Задание 2. Попробуйте оказать помощь и западникам: к предложенным русским словам подберите иноязычные синонимы. Используйте слова для справок.
Хороший |
|
Соответствие |
|
Обман |
|
Выходной |
|
Обед |
|
Земледельческий |
|
Дело |
|
Размеры |
|
Неудобство |
|
Соперничество |
|
Личный |
|
Зрелище |
|
Образ |
|
Бездеятельный |
|
Слова для справок (иноязычные): дискомфорт, аналогия, персональный (или индивидуальный), положительный, ланч, уикенд, афера, аграрный, пассивный, габариты, имидж, шоу, бизнес, конкуренция.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.