Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска»
Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельности педагога
Выпуск 6 Том 1
Челябинск, 2023 г.
1
УДК 37.06
ББК 74.00
Печатается по решению Методического совета МБУ ДПО ЦРО. Протокол № от марта 2023 года.
Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельности педагога : сборник научнопрактических материалов VI Международной научно-практической конференции (15 ноября – 20 декабря 2022 года). Вып. 6. Т. 1 / сост. и ред. Л Н. Чипышева, Н. А. Ларионова, Н. А. Жернокова, С. В. Мачинская – Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2023. – 202 с.
В сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельности педагога» вошли статьи педагогов и руководителей образовательных общего и профессионального образования г. Челябинска, Челябинской области и Республики Казахстан, представляющие результаты инновационной деятельности образовательных организаций, практический опыт по совершенствованию качества образования, в том числе воспитательных практик, подходы к организации непрерывного образования педагогов.
Сборник адресован руководителям, заместителям руководителей, педагогическим работникам образовательных организаций.
© МБУ ДПО ЦРО, 2023
2
Раздел I. Современные управленческие технологии как инструмент мотивации педагогов к непрерывному совершенствованию профессионального
мастерства……....................................................................................................................... Айчувакова Е. Р., Александровская И. Н. Модель наставничества «Учитель – учитель» как инструмент повышения |
6 |
профессиональных компетенций педагогов………………………………………………. Голубчикова О. Б. Коучинг как механизм управления и метод реализации наставничества |
6 |
с педагогическими работниками в дошкольной образовательной организации…………. Зайцева Г. В., Курылёва Ю. Ю., Журавлева Д. А. Мастер-класс как способ обмена опытом в программе наставничества по модели |
16 |
«учитель-учитель»…………..……………………………………………………………... Запорожан О. А., Баган М. Н., Вичканова Л. А. Школьная практика как инструмент мотивации педагогов к непрерывному |
21 |
совершенствованию профессионального мастерства……………………………………. Искандырова Т. А. |
31 |
Управленческие аспекты реализации наставничества в условиях дефицита кадров…... Меркасимова О. С., Уланова Е. А. Современные тенденции профилактики состояния эмоционального выгорания |
35 |
сотрудников сферы образования…………………………………………………………... Стрижкова Т. А. Роль школьного методического объединения в совершенствовании уровня |
38 |
педагогического мастерства учителя в части оценочной деятельности………………… Тодораш Л. А. |
43 |
Самопознание своего внутреннего мира как вектор компетенции педагога…………… Туякова М. Т. |
48 |
Методическое сопровождение педагогов в «постковидную» эпоху…………………….. Фасхитова Е. В., Шестакова Е. И. Повышение качества образования в образовательной организации – одна |
51 |
из возможностей совершенствования профессиональной компетентности педагога……... Раздел II. Инновационная деятельность современного педагога: формирование |
60 |
новой образовательной среды…………………………………………………………… Агапов А. И., Лисун Н. М., Синицина Н. Г., Алканова А. Н., Маркитан С. В. Использование пришкольной территории в формировании экологического мышления |
64 |
обучающихся………………………………………………………………………………… Гаевская Н. В. Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим |
64 |
недоразвитием речи…………………………………………………………………………. Гриневич С. Н., Меркасимова О. С. Включение обучающихся образовательных организаций города Челябинска |
69 |
в деятельность Школьных служб примирения. Клуб медиаторов-ровесников…………. Кожевникова А. В., Сенько Е. Ю. Социальный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей |
73 |
старшего дошкольного возраста «Радость и совместный труд вместе рядышком идут» Колодяжная Ю. В. |
77 |
О сущности безопасности личности в условиях цифровизации общества……………... Кройтор М. А. |
80 |
Проектная деятельность как средство успешного познания окружающего мира……… Курмакаева О. Н. Использование мобильных устройств в образовательной деятельности как элемент |
85 |
формирования навыков информационной безопасности………………………………… |
93 |
3
Лашина А. А.
Работа социального педагога в условиях формирования функциональной
грамотности…………………………………………………………………………………. 98
Легошин И. В.
Родительский лекторий как средство решения проблем адаптации и интеграции детей с миграционной историей в МБОУ «СОШ № 54 г. Челябинска»………………………... 102 Литвин Д. Е., Солодкова Т. Ю.
Кинезиологический метод как эффективный образовательный ресурс, повышающий
качество образования………………………………………………………………………. 106
Лиходедова Л. Н.
Практико-ориентированный подход в обучении студентов по Образовательной программе «6В01902 Специальная педагогика»………………………………………….. 111 Ловыгина И. Ю.
Инновационная деятельность современного педагога: формирование новой
образовательной среды……………………………………………………………………... 115
Максимук Е. А.
Использование ресурсов виртуальной среды и социальных онлайн-платформ для становления и обогащения внутреннего мира ребенка с нарушениями слуха
во внеурочное и свободное время………………………………………………………….. 122
Макушева Д. Т., Фролова Н. Б.
Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях ресурсного класса (кабинета поддержки инклюзии)………………………… 127 Манапова О. Н.
Новые возможности профориентации и социализации обучающихся в рамках сетевого взаимодействия «Школа-Колледж креативных индустрий»…………………... 136 Манатин А. В., Мостовая П. Д.
Создание сборника разноуровневых заданий по краеведению для 1-2 классов………... 143 Мартемьянова О. Г., Ковалева И. Ю., Антипина Т. Г.
Формирование комплекса эффективных педагогических условий на основе компетентностного подхода в системе дополнительного образования МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска»………………………………………………….. 149
Меркасимова О. С., Астахова А. Ю.
Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста путем внедрения инновационных форм сотрудничества образовательной организации
с семьей……………………………………………………………………………………… 153
Немченко О. В.
Взаимодействие с семьей при реализации STEM-образования…………………………. 157 Рамазанова С. В., Менг Н. В., Попова И. Ш.
Инновационная образовательная среда и традиционные педагогические технологии – залог успешной работы с детьми с особенностями развития……………………………. 162 Родионова Ю. Г., Овечкина Т. В.
Технологии ведения проектной деятельности в реализации проектов экологической
направленности……………………………………………………………………………… 167
Тарасенко Е. В.
Практика формирования экологического мышления школьников в зарубежной педагогике (из опыта участия в международном экологическом проекте)……………... 173 Титова Е. В.
Использование метода проекта в работе воспитателя дошкольной образовательной
организации…………... ……………………………………………………………………. 177
Томилова С. М.
Организация службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации…………………………………... 182
4
ния и задания. Организовать родителей в вечернее время для строительства горки на участке. Цель – повысить удовлетворённость родителей качеством оказания образовательных услуг, полученную с помощью функции маркетингового сопровождения (изучения образовательного спроса участников образовательных отношений).
Таким образом, внедрение в дошкольную образовательную организацию технологии «Коучинг» позволила раскрыть потенциал молодого педагога посредством максимального повышения эффективности его профессиональной деятельности.
1. Аветисов, А. Коучинг. Beta Life. Эпизод 2 / Арсен Аветисов. – М. : Новости, 2017. – 200 c.
2. Вагин, И. О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски / И. О. Вагин. – М. : АСТ, 2018. – 448 c.
3. Зубова, Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317).
4. Чуланова, О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О. Л. Чуланова. – М. : Инфра-м,
2016.
Г. В. Зайцева,
Ю. Ю. Курылёва,
Д. А. Журавлева,
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» г. Челябинск, Россия
Мастер-класс как способ обмена опытом в программе наставничества по модели «учитель-учитель»
Аннотация. В статье рассматриваются цели, задачи, методика проведения мастер-классов в технологическом лицее в рамках реализации программы наставничества по модели «учитель-учитель»; вопросы применения современных педагогических технологий в форме проведения мастер-классов в организации технологического пространства лицея.
В работе разъясняются способы взаимодействия наставника и наставляемого в совместной деятельности по передаче собственного опыта, идей, проектов, а также представлены методы подготовки и способы взаимодействия Мастера и наставляемых в условиях деятельности лаборатории передовых педагогических технологий технологического лицея.
Ключевые слова: технологическое образование, технологический лицей, профессия педагог, мастер-класс, педагогическое мастерство, педагогическая мастерская, наставничество, наставник, наставляемый.
G. V. Zaitseva,
Yu. Yu. Kuryleva,
D. A. Zhuravleva, MBOU "Lyceum No. 120 of Chelyabinsk"
Chelyabinsk, Russia
Master class as a way to share experience in a mentoring program based on the “teacher-teacher” model
Abstract. The article discusses the goals, objectives, methodology for conducting master classes in a technological lyceum as part of the implementation of the mentoring program according to the "teacher-teacher" model; issues of applying modern pedagogical technologies in the form of master classes in organizing the technological space of the lyceum.
The paper explains the ways of interaction between the mentor and the mentee in joint activities to transfer their own experience, ideas, projects, and also presents the methods of preparation and ways of interaction between the Master and those mentee in the conditions of the laboratory of advanced pedagogical technologies of the technological lyceum.
Keywords: technological education, technological lyceum, teacher profession, master class, pedagogical skills, pedagogical workshop, mentoring, mentor, mentor.
Технологическое направление школьного образования в лицее начинается с создания программы, нацеленной на постижение секретов ручного труда, освоение обучающимися современных технологий, а также изучение в углублённом формате таких специальных предметов, как математика, физика, технология, экономика, финансовая грамотность. Таким образом, знания учителей-предметников направлены на исследование вопросов точных наук и технолого-экономических дисциплин.
Для освоения общих направлений обучения в технологическом лицее применяется современная форма взаимодействия в педагогическом коллективе, которая обязательно включает систему наставничества.
Неотъемлемой частью профессионализма педагога является его профессиональная компетентность, характеризующая теоретическую и практическую готовность людей, которая включает систему знаний и личностные качества человека. Одновременно педагог-предметник поддерживает основную направленность обучения технологии в лицее.
Для освоения направлений обучения в технологическом лицее созданы и успешно работают несколько программ наставничества, направленных на совместную деятельность педагогов и учеников в целях освоения технологичных дисциплин, современных технологий в развитии школьников.
Педагог является представителем одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Деятельность учителя изначально направлена на формирование и развитие человека, способного жить в обществе, а значит, современный педагог формирует сообщество нации в целом.
Духовное воспроизводство человека, воспитание востребованного обществом гражданина, сотворение личности, способной к самоопределению – таково назначение современного педагога. [4].
Во взаимодействии с обучаемым педагог формирует создание современного члена общества, обладающего знаниями и компетенциями, переданными в процессе обучения. В непрерывном общении с обучающимися учителя приобщают детей к достижениям мировой культуры и процессу развития общества, одновременно содействуют формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей будущего общества. Именно педагоги создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества и прямым образом влияют на развитие производительных сил общества в целом.
Именно по причине воздействия на современное поколение – будущее страны – современный педагог должен постоянно повышать уровень профессиональной компетентности: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой, экономической в поле финансовой грамотности. Педагог постоянно находится в обучении с целью непрерывного профессионального роста.
Педагог, ориентированный на это, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства, и задача образовательной организации состоит в создании условий для роста педагога, в том числе с помощью наставников, которые имеют больший опыт, у которых сформированы знания, умения, компетенции в отношении востребованности современного образования.
Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией. Современный учитель не может быть равнодушен к своему делу, он способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находиться в потоке инноваций и творческого поиска в образовательном процессе школы.
В целях формирования единства преподавания в образовательной организации, созидания в области избранного направления обучения возникает необходимость особого рода взаимодействия коллег по цеху, которые должны составить единую команду, обучающую учеников в единообразном педагогическом направлении, включающем формирование функциональной грамотности в создаваемой школьной среде.
Например, финансовая грамотность в составе функциональной грамотности формируется на различных уроках, в том числе на математике, обществознании, географии, экономике, иностранном языке, поэтому единое направление обучения финансовой грамотности в образовательной организации может быть сформировано именно на мастер-классе.
Полученные знания направлений функциональной грамотности обучающиеся должны применять в прикладных науках, в том числе, в технологии. Организация обучения внутри технологического лицея, определяющего доступность функциональных наук в качестве инструментов для освоения других прикладных наук, – задача для Мастеров.
Программа наставничества, содействующая профессиональному росту педагогов, направлена на решение следующих задач:
− мотивация педагога к постоянному непрерывному самосовершенствованию;
− формирование осознанной позиции для демонстрации и распространения педагогического опыта;
− применение новых современных педагогических технологий, формирование опыта педагогического коллектива;
− способность организации педагогической деятельности в системе образования лицея на базе использования опыта педагогов в применении современных педагогических технологий для организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Современные педагогические технологии разнообразны, и мастер-класс является одной из современных интерактивных технологий, наиболее востребованных именно в технологическом лицее. Несколькими определениями раскрывается понятие мастер-класс:
1) интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции, которая является одной из эффективных форм передачи и распространения собственного педагогического опыта от наставника к наставляемому;
2) открытая педагогическая система, которая позволяет демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы и показывает способы преодоления консерватизма и рутины в развитии граждан современного общества;
3) особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, представляющая собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которая опирается на принципы автора и имеет определенную структуру; отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера-педагога, ведущего мастер-класс;
4) главное средство передачи концептуально новой авторской идеи, педагогической системы, представляемой автором, который в качестве опытного профессионала на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую следующие компоненты: целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау» с учетом реальных условий взаимодействия с различными категориями учащихся;
5) эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания с помощью демонстрации оригинальных методов освоения определенного содержания активной роли всех участников занятия;
6) особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;
7) форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и прочие составляющие.
Единые правила подготовки и проведения мастер-класса отсутствуют. Время проведения мастер-класса определяется непосредственно участниками, количество которых не регламентировано, оно может быть от двух-трех до двадцати и тридцати человек. Ученик на мастер-классе может быть как молодым специалистом, так и опытным работником, который желает расширить и углубить свои знания и практические навыки педагогической деятельности, повысить компетентность.
В процессе проведения мастер-класса «ученики (учителя)» выполняют задания наставника – «мастера» под его непрерывным воздействием. «Мастер» регулирует выполнение задания, дает разъяснения того, как нужно выполнить предлагаемое задание, комментирует действия учителя-ученика, раскрывает свою точку зрения и показывает сам отдельные элементы деятельности, обращая внимание на наиболее типичные ошибки, возникающие в ходе работы, разъясняет пути устранения неверных действий.
Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения, безусловно, выделены в процессе проведения интерактивных занятий:
− во-первых, это сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических умений и навыков, наработки компетенций, индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса;
− во-вторых, мастер-класс способствует формированию мотивации и познавательной потребности наставляемых в конкретной деятельности, стимулирует познавательный интерес;
− в-третьих, в ходе проведения мастер-класса осуществляется практическая отработка умений по планированию, организации и самоконтролю педагогической деятельности;
− в-четвертых, успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников, т.е. идея проведения мастер-класса практико-ориентирована.
«Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому участнику можно отметить, как главные отличия мастер-класса от других педагогических технологий, которые приемлемы для работы в программе наставничества» [3, с.148].
Наставники, практикующие интерактивную технологию проведения занятий в форме мастер-класса, выявляют некоторые его особенности:
1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы, помогающий выработке взаимодействия учителя и ученика;
2) метод самостоятельной деятельности и формирования выводов по заданию в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3) создание условий деятельности, включающих всех участников мастер-класса в активную деятельность, непрерывное взаимодействие и взаимообмен знаниями;
4) решение проблемной задачи через проигрывание различных ситуаций на фоне самостоятельного ее определения на начальном этапе;
5) применяемые приемы не только раскрывают творческий потенциал как Мастера, так и участников, но и дают возможность самопроявления в процессе проведения мастер-класса;
6) формы, методы, технологии в процессе могут предлагаться как Мастером, так и учениками, но не навязываться участникам Мастером;
7) предоставление возможности каждому участнику выразить свое отношение к предлагаемому методическому материалу;
8) организация деятельности на занятии по принципу: процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9) основная форма взаимодействия – совместный поиск, сотрудничество, сотворчество.
В процессе подготовки мастер-класса необходимо обратить внимание непосредственно на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.
Передать действенные, продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера, цель проведения мастер-класса. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выраженный в овладении участниками новыми творческими способами достижения педагогической цели, решения педагогической задачи, педагогической проблемы, в сформированной мотивации к продвижению, самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это технологически достаточно сложный процесс, поэтому необходимо сформировать требования к организации и проведению мастер-класса.
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастеркласс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель – объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости.
Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами – всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процессе, помочь им проявить активность, разбудить в них нечто, скрытое даже от них самих. Мастеру необходимо понять и устранить то, что мешает ученику в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников в решении обозначенной проблемы, создать такую атмосферу, в которой бы участники проявили себя как творцы. Мастер осуществляет мягкое, демократичное, незаметное руководство организованной деятельностью, в которую вовлечены участники.
Анализ основных понятий мастер-класса дает возможность выделить его основные признаки:
− выявление проблемы, постановка и разработка проблемной ситуационной задачи, формирование способов демонстрации ее решения;
− определение степени подготовки участников к решению проблемы;
− разработка материалов, необходимых для раскрытия теоретических подходов к решению проблемы;
− изменение устоявшихся стереотипов в подходах к технологии, методике преподаваемого предмета в процессе решения задачи;
− формирование метода организации деятельности обучения мастерству в малых группах, позволяющей провести обмен мнениями;
− создание условий для включения участников в активную деятельность;
− применение приемов подачи изучаемого материала на основе раскрываемого творческого потенциала Мастера;
− предоставление возможности каждому участнику осознать предлагаемый методический материал;
− применение в обучении процесса познания как наиболее значимого и ценного составляющего, нежели обладание самим знанием как таковым;
− предоставление возможности участникам мастер-класса раскрыть собственные творческие направления исследуемой деятельности;
− предложение, но не навязывание форм, методов, технологий работы;
− организация формы взаимодействия между мастером и участниками в сотрудничестве, сотворчестве [4, с.12].
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять свой собственный стиль, проявляя такие свои личностные качества, как: коммуникативность, волю, темперамент в сочетании с интеллигентностью; демонстрировать свои взгляды, убеждения, мировоззрение на всеобъемлющем уровне общекультурного развития.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностнопроцессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через некоторые качества Мастера, такие как:
− речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
− мимика, жесты, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
− пантомимика (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
− умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
− искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
− педагогическая импровизация: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
− психологическая зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
− коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию;
− чувство времени.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастеркласса предлагается использование следующих критериев.
Инновационная идея, уровень представленности идеи, выявление популярности идеи в педагогике в культурном ее представлении Мастером, с учётом популярности идеи в педагогике, методике и практике преподавательской деятельности определяется презентативностью.
Индивидуальность, определяемая представленным масштабом и уровнем реализации идей; представление инновационных идей путем соответствующего выбора, полноты раскрытия и оригинальности решения инновационных идей характеризуются эксклюзивностью.
Определение актуальности, научности содержания, приемов в обучении, насыщенности новыми идеями, выходящими за пределы принятых стандартов в соответствии с современными тенденциями в образовании и в новейшей методике обучения предмета, совмещенными с методическим и научным обобщением опыта представляет прогрессивность подхода Мастера.
Мастер обязан владеть приемами мотивации привлечения каждого участника мастер-класса к активной деятельности в процессе проведения мероприятия с проявлением креативного и творческого подхода для формирования новейших качеств педагога в предложенном Мастером материале, выявляет мотивированность.
Организация мастер-класса предполагает предварительную подготовку Мастера, который грамотно определяет достаточность, взаимосочетание применяемых средств, в том числе насыщенность интерактивными средствами для решения промежуточных задач и достижения цели на мастер-классе, чем демонстрирует оптимальность собственной деятельности для удобной и качественной работы участников.
Формирование Мастером продуманного, спланированного и применяемого на мастер-классе четкого алгоритма занятия, объединяющего этапы, процедуры. Демонстрация оригинальных приемов актуализации, постановки проблемы, возможности исследования вопроса, поиска решения и конечного открытия через удивление, озарение, находки слушателей, в процессе самоанализа, самокоррекции, самооценки (рефлексии) отражает технологичность организации занятия.
Применение педагогической харизмы, использование приемов возвышенного стиля, демонстрация способности к импровизации, взаимодействие со слушателями, уровень воздействия на аудиторию, непрерывность готовности к демонстрации, распространению и передаче накопленного опыта воспринимаются как артистичность.
Деликатная интерпретация собственного опыта на фоне проявляемой эрудиции, отражения нестандартного мышления, глубоко индивидуального стиля общения, проявления уважения к слушателям, их идеям, высказываниям, пожеланиям, отражает наличие общей культуры Мастера, ее проявление в ходе конкретно проводимого занятия.
Мастер-класс заканчивается рефлексией самого Мастера и слушателей, обобщением эффекта достигнутого развития как участников, так и Мастера. Мастер обладает умением анализировать результаты собственной деятельности, равно как и выявить уровень усвоения материала участниками, что дает возможность всем участникам эффективно взаимодействовать, постоянно повышая эффективность деятельности Мастера.
Процесс профессионального роста представляет собой цепочку: ученик – специалист – профессионал – мастер. Если занятие ведёт специалист для неспециалистов – это урок. Если профессионал обучает специалистов – это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии. А когда мастер обучает собственной методике, раскрывает свои находки профессионалам – это мастер-класс.
Мастер-класс обычно проводится в двух частях: первая часть проходит в передаче знаний, а вторая часть – демонстрирует умения Мастера, которые также передаются слушателям – будь то реальная деятельность по созданию какого-либо продукта или деятельность, отражающая реальные действия, значимые для участников проводимого Мастер-класса.
Таким образом, в технологическом лицее в программе наставничества, в которую входят сотрудничающие между собой различные наставнические пары: учителя и ученики, учителя-мастера и учителя, начинающие свой путь в педагогике, проведение мастер-классов является необходимой составляющей процесса роста наставляемых.
Мастер-классы необходимы в процессе подготовки молодых педагогов для получения и передачи ученикам способов раннего профессионального определения технологического лицея, поэтому они проводятся опытными мастерами-педагогами разных специальностей для педагогов начинающих или опытных, входящих в обучающее пространство технологического лицея.
Мастер-классы разрабатываются и проводятся на базе педагогической лаборатории – педагогической мастерской, которая определяется как организационная форма проведения учебных занятий, состоящая из последовательности взаимосвязанных этапов учебно-поисковой, учебно-
исследовательской, практической деятельности по выполнению наставляемыми и обучающимися учебных заданий, разработанных в соответствии с требованиями учебной организации.
Проведение мастер-классов в условиях роста подопечных – это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у слушателей познавательные, творческие и коммуникативные способности, вызывает интерес, формирует учебнопознавательную мотивацию к исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска новых знаний, формирования новых компетенций путем самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогическую мастерскую можно назвать лабораторией реализации идеи диалога во всех его аспектах. В педагогической мастерской происходит обмен мнениями, творческими находками, знаниями в среде участников мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах по определенным сценариям.
Таким образом, развивая компетенции действующих преподавателей лицея в программе наставничества, Мастера оказывают влияние на развитие наставляемых путем передачи не только собственного опыта. Изучая опыт молодых преподавателей, опытные учителя находят точки роста в современном образовании и деятельности с новым поколением.
Таким образом, организуется и действует система становления грамотных педагогов-наставников, нацеленных на непрерывное развитие в профессии в образовательном пространстве технологического лицея.
1. Бондарчук, А. Л. Мастер-класс как форма представления педагогического опыта. –
URL : https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-mastier-klass-kak-forma-priedstavlieniiapiedaghoghichieskogho-opyta.html (дата обращения 03.12.2022 г.)
2. Зайцева, Г. В. Мастер-класс для будущих бухгалтеров / Г. В. Зайцева // Инновации в системе высшего образования: Материалы V Всероссийской научно-методической конференции, Челябинск, 07 февраля 2014 года. – Челябинск : Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», 2014. – С. 11-15.
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска»
Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельности педагога
Выпуск 6 Том 1
Составители:
Людмила Николаевна Чипышева, Наталия Анатольевна Ларионова,
Наталия Александровна Жернокова, Светлана Викторовна Мачинская
Отпечатано в информационно-издательском отделе МБУ ДПО ЦРО
454007, г. Челябинск, ул. Первой Пятилетки, 57
208
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.