«Миграция означает жизнь и прогресс; малоподвижность населения - стагнацию».
Основоположником этой теории был В.И. Ленин, именно он в своих работах сформулировал ряд существенных положений в отношении миграции населения, которые внесли немало важный вклад в понимание миграционных процессов. Так же необходимо отметить, что ряд положений, выдвинутых Лениным в работе «Развитие капитализма в России» обуславливают «закон подвижности населения», которому и посвящен мой доклад.
Эссе «Жизнь школьная – моя судьба…»
Учитель, наставник… Сколько существовало и будет существовать человечество,
столько и будет жить вечное понятие «учитель».
"Дар учить передается по наследству",- говорят в народе. Из семьи, которая уже во
втором поколении продолжает сеять разумное, доброе, вечное, вышла и я. Это
династия педагогов, которая, разрастаясь, прирастала новыми учительскими
кадрами. Для меня педагогическая династия – это основа профессионализма и
лучшая школа.
В нашем роду более 10 педагогов. Это учителя начальных классов и иностранного
языка, географии и истории, русского языка и литературы, музыки, библиотекари.
Все вместе мы могли бы обучать целую сельскую школу. Мои дедушка и бабушка
стремились быть образованными людьми, но было тяжелое предвоенное время и
нужно было работать. Дедушка, будучи образованным, стал управлять фермой в
совхозе, бабушка рано ушла из жизни, мечтая о том, чтобы её дочери, т.е. мои тети
стали учителями: они стали учителями начальных классов, иностранного языка и
библиотекарем, а мы все трое сестер тоже стали учителями (двое учителями
русского языка и литературы, одна учителем истории)
Нет уже на этой земле ни бабушки, ни дедушки, но люди нашего села с теплотой
вспоминают их. Это были прекрасные, честные, трудолюбивые люди.
Моя мама работала нянечкой в Доме ребенка, папа, являясь рабочим, был
грамотным, всегда стремился к самообразованию. Они выписывали для нас кучу
газет и журналов, мы всегда вместе смотрели и обсуждали образовательные научно
– популярные телепередачи, тем самым они привили нам, детям, любовь к языку,
научили понимать и чувствовать красоту слова. Близкие, родные люди открыли для
меня мир, научили прислушиваться к людям, радоваться жизни и остались на всю
жизнь моими самыми лучшими учителями. Вижу себя двадцатилетней девчонкой,
неуверенно входящей в класс. Разница в возрасте между мной и моими учениками
всего три года. Первые успехи и первые ошибки… Именно тогда я поняла, что мне
действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. Я
ощутила на себе всю сложность и прелесть этой важной и нужной профессии.
Первые уроки были самыми трудными, но и самыми незабываемыми… Именно тогда я
поняла, что дети - благодарные и бескорыстные собеседники, с кем всегда
интересно, что именно им я хочу посвятить свою жизнь.
Вот уже двадцать восьмой год я работаю в школе. Это были годы поисков,
раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что
выбрала этот путь, став учителем.
Учитель ведет по ступенькам взросления будущего инженера и ученого, хирурга и
юриста, программиста и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и
умений, основы их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний
день, воспитывая человека своей страны.
«Хороший учитель – это прежде всего человек, который любит детей, находит
радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим
человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и
горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком», -
считал В.Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для
меня руководством в работе с детьми. Стараюсь, насколько возможно, сделать
каждый урок интересным, развивать творческую активность моих учеников,
самостоятельность, формируя ключевые компетенции школьников. Ведь я - педагог
по призванию, стараюсь выполнять своё дело не только честно, но и вдохновенно,
творчески, с глубокой заинтересованностью в своей работе.
Годы работы в школе многому научили меня: принимать детей такими, какие они
есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе. Я часто задаю
себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И все больше убеждаюсь в том,
что главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать
правильный выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с
ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную
деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности,развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Профессия учителя предоставляет огромные, практически неограниченные
возможности творчества, это профессия, в которой невозможно остановиться, в
которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать
новые методы и пути, профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в
ответ любовь и уважение своих учеников. Учитель в современном мире - тот же
ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает
литературу - он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать
знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту
самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелегком,
но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. И как учитель, я
вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей
премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни,
направить их по верному пути.
Мы живем в 21веке и современному обществу необходимы личности, способные
творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными.
Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют
трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою
педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое
лучшее в педагогической традиции. Одновременно с этим я постоянно веду поиск
новых педагогических приемов, находок.
Сегодня, по прошествии лет, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна
своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда
удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка
стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая
вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Что значит школа для меня?
Я всем отвечу однозначно:
Моя судьба…и не иначе»
«Жизнь школьная – моя судьба…
Разиева Светлана Камалдиновна – учитель русского языка и литературы ШГ № 118 г.
Алматы.
2