Закономерности изменчивости

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по биологии в 10 классе на тему_ _Закономерности изменчивости_.docx

Класс 10                                                               Дата:

Тема: Изменчивость признаков. Виды изменчивости

Цели урока: Сформировать представление об изменчивости признаков у живых организмов, её причинах и значении в природе. Ознакомить учащихся с основными видами изменчивости.

Задачи урока:

1.    Личностные:

o    Развить интерес к биологии и понимание роли изменчивости в эволюции и адаптации организмов.

o    Способствовать формированию критического мышления через анализ примеров изменчивости в природе.

2.    Познавательные:

o    Изучить понятие изменчивости и её значение для биологического разнообразия.

o    Рассмотреть основные виды изменчивости:

§  Генетическая (наследственная) изменчивость.

§  Модификационная изменчивость.

o    Понять механизмы, лежащие в основе изменчивости, такие как мутации, комбинации генов и влияние окружающей среды.

3.    Практические:

o    Научить учащихся различать виды изменчивости на примерах из природы.

o    Провести практическое задание по наблюдению изменчивости у растений или животных (например, изучение различных форм листьев у одного вида растения).

o    Разработать простую схему или таблицу для представления видов изменчивости.

Тип урока: комбинированный.

 Ход урока

I. Проверка домашнего задания

         1. Расскажите про историю открытия закона Моргана и озвучьте сам закон Моргана.

         2. Почему закон Моргана не всегда работает?

         3. Расскажите, что такое кроссинговер?

         4. Перечислите основные положения хромосомной теории.

         5. Расскажите о генетике пола и о хромосомном наборе у различных особей.

6. Расскажите об особенностях хромосомных наборов у разных групп живых организмов.

7. Что такое кариотип? Дайте определение.

8. Расскажите об особеностях наследования признаков, сцепленных с полом.

II. Изучение нового материала

         Учитель рассказывает об изменчивости и об основных её формах. Учащиеся фиксируют информацию в следующем виде:

      Изменчивость – способность потомков в процессе своей жизни приобретать новые признаки, которых не было у родителей.

         Далее учитель рассказывает об особенностях модификационной изменчивости. Учащиеся записывают следующую информацию:

      Модификационная (фенотипическая/ненаследственная) – изменения признаков и свойств организма под влиянием генотипа и условий окружающей среды.

      Норма реакции – пределы изменяемости признака в зависимости от условий окружающей среды.

    Качественные признаки (анатомические) обладают узкой нормой реакции.

    Количественные признаки (удой, яйценостность и т.д.) имеют широкую норму реакции.

Далее учитель рассказывает учащимся об особенностях наследственной изменчивости. Учащиеся записывают следующую информацию:

      Наследственная (генотипическая) изменчивость – изменения признаков и свойств организма, которые передаются по наследству.

               Комбинативная – изменчивость, обусловленная перекомбинацией генов во время мейоза.

Причины перекомбинации:

      Случайное сочетание хромосом предков всех коленей при оплодотворении;

      Кроссинговер;

      Случайное расхождение хромосом при оплодотворении.

      Мутационная – изменчивость, обусловленная мутациями (спонтанные качественные и количественные изменения генотипа под влиянием окружающей среды).

      Генные – изменения в пределах одного гена. Встречаются часто, искажают структуру одного белка.

      Хромосомные – изменяют структуру или число хромосом.

С видами хромосомных мутаций учащиеся знакомятся самостоятельно, выполняя следующее задание:

Выполните задание:

·       Прочитайте текст «Хромосомные мутации» в учебнике на стр. __ и дополните записи:

Виды хромосомных мутаций:

      Делеция – утрата участка хромосомы.

      Дупликация – удвоение участка хромосомы.

      Инверсия – перевертывание на 180° участка хромосом.

      Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.

      Слияние негомологичных хромосом.

Затем учитель рассказывает про особенности геномных мутаций. Учащиеся записывают следующее:

      Геномные – изменения числа хромосом.

    Гетероплоидия – избыток или недостаток хромосом в одной гомологичной паре. Распространена у животных. Часто приводит к генетическим заболеваниям (синдром Дауна).

    Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом. Широко распространена у растений, особенно у культурных. Приводит к гигантизму органов (листья, плоды и т.д.).

Далее учитель рассказывает учащимся о мутационной теории. Учащиеся записывают:

Мутационная теория:

      Разработана в начале XX века голландским учёным Гуго де Фризом:

         1. Мутации спонтанны;

         2. Новые формы устойчивы;

         3. Не постепенные, а представляют качественные скачки.

         С мутагенными факторами учащиеся знакомятся самостоятельно, выполняя следующее задание:

Выполните задание:

      Прочитайте текст «Мутационная теория» в учебнике на стр. __ и дополните записи:

Мутагенные факторы (вызывают мутации):

1) Радиационные;

2) Химические (токсины);

3) Физические (температура, солёность);

4) Внутриклеточные (вирусы, белки).

III. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

IV. Домашнее задание

Учить § __  и записи в тетради.