Класс 10 Дата:
Тема: Изменчивость признаков. Виды изменчивости
Цели урока: Сформировать представление об изменчивости признаков у живых организмов, её причинах и значении в природе. Ознакомить учащихся с основными видами изменчивости.
Задачи урока:
1. Личностные:
o Развить интерес к биологии и понимание роли изменчивости в эволюции и адаптации организмов.
o Способствовать формированию критического мышления через анализ примеров изменчивости в природе.
2. Познавательные:
o Изучить понятие изменчивости и её значение для биологического разнообразия.
o Рассмотреть основные виды изменчивости:
§ Генетическая (наследственная) изменчивость.
§ Модификационная изменчивость.
o Понять механизмы, лежащие в основе изменчивости, такие как мутации, комбинации генов и влияние окружающей среды.
3. Практические:
o Научить учащихся различать виды изменчивости на примерах из природы.
o Провести практическое задание по наблюдению изменчивости у растений или животных (например, изучение различных форм листьев у одного вида растения).
o Разработать простую схему или таблицу для представления видов изменчивости.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Расскажите про историю открытия закона Моргана и озвучьте сам закон Моргана.
2. Почему закон Моргана не всегда работает?
3. Расскажите, что такое кроссинговер?
4. Перечислите основные положения хромосомной теории.
5. Расскажите о генетике пола и о хромосомном наборе у различных особей.
6. Расскажите об особенностях хромосомных наборов у разных групп живых организмов.
7. Что такое кариотип? Дайте определение.
8. Расскажите об особеностях наследования признаков, сцепленных с полом.
II. Изучение нового материала
Учитель рассказывает об изменчивости и об основных её формах. Учащиеся фиксируют информацию в следующем виде:
• Изменчивость – способность потомков в процессе своей жизни приобретать новые признаки, которых не было у родителей.
Далее учитель рассказывает об особенностях модификационной изменчивости. Учащиеся записывают следующую информацию:
• Модификационная (фенотипическая/ненаследственная) – изменения признаков и свойств организма под влиянием генотипа и условий окружающей среды.
• Норма реакции – пределы изменяемости признака в зависимости от условий окружающей среды.
– Качественные признаки (анатомические) обладают узкой нормой реакции.
– Количественные признаки (удой, яйценостность и т.д.) имеют широкую норму реакции.
Далее учитель рассказывает учащимся об особенностях наследственной изменчивости. Учащиеся записывают следующую информацию:
• Наследственная (генотипическая) изменчивость – изменения признаков и свойств организма, которые передаются по наследству.
• Комбинативная – изменчивость, обусловленная перекомбинацией генов во время мейоза.
Причины перекомбинации:
• Случайное сочетание хромосом предков всех коленей при оплодотворении;
• Кроссинговер;
• Случайное расхождение хромосом при оплодотворении.
• Мутационная – изменчивость, обусловленная мутациями (спонтанные качественные и количественные изменения генотипа под влиянием окружающей среды).
• Генные – изменения в пределах одного гена. Встречаются часто, искажают структуру одного белка.
• Хромосомные – изменяют структуру или число хромосом.
С видами хромосомных мутаций учащиеся знакомятся самостоятельно, выполняя следующее задание:
Выполните задание:
· Прочитайте текст «Хромосомные мутации» в учебнике на стр. __ и дополните записи:
Виды хромосомных мутаций:
• Делеция – утрата участка хромосомы.
• Дупликация – удвоение участка хромосомы.
• Инверсия – перевертывание на 180° участка хромосом.
• Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
• Слияние негомологичных хромосом.
Затем учитель рассказывает про особенности геномных мутаций. Учащиеся записывают следующее:
• Геномные – изменения числа хромосом.
– Гетероплоидия – избыток или недостаток хромосом в одной гомологичной паре. Распространена у животных. Часто приводит к генетическим заболеваниям (синдром Дауна).
– Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом. Широко распространена у растений, особенно у культурных. Приводит к гигантизму органов (листья, плоды и т.д.).
Далее учитель рассказывает учащимся о мутационной теории. Учащиеся записывают:
Мутационная теория:
• Разработана в начале XX века голландским учёным Гуго де Фризом:
1. Мутации спонтанны;
2. Новые формы устойчивы;
3. Не постепенные, а представляют качественные скачки.
С мутагенными факторами учащиеся знакомятся самостоятельно, выполняя следующее задание:
Выполните задание:
• Прочитайте текст «Мутационная теория» в учебнике на стр. __ и дополните записи:
Мутагенные факторы (вызывают мутации):
1) Радиационные;
2) Химические (токсины);
3) Физические (температура, солёность);
4) Внутриклеточные (вирусы, белки).
III. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
IV. Домашнее задание
Учить § __ и записи в тетради.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.