Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.
Закономерности педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он
раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального
строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя
данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и
методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает
соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности
обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и
целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального,
эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного
компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений
зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как
развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем
выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие
промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень
развития личности зависят от:
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебновоспитательным процессом. Эффективность
педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и
других) стимулов.
9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом
процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) интенсивности и качества чувственноговосприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.
10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной)
деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества педагогической деятельности;
2) качества собственной учебновоспитательной деятельности воспитуемых.
11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты
педагогического процесса зависят от:
1) потребностей общества и личности;
2) возможностей (материальнотехнических, экономических и других) общества;
3) условий протекания процесса (моральнопсихологические, эстетические и другие).
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом
обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения,
усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического
знания законов, по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше),
характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социальноэкономической,политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и
уровня образования.
К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса.
Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость
между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической
науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании
обязательных условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:
12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность
преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его
зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.
13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием
учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может
состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует
их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между
активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебнопознавательная
деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности
состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность
обучения значительно снижается.
14. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов
соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог
правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического
процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут
достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.
Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического
процесса.
Принципы.
В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не
выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования
принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические
законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько
принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные,
философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также
целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных
обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее
развитие личности и индивидуальности учащегося.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с
современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры
придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям
учащегося.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при
руководящей роли учителя.
5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и
продуктивного, как выражение комплексного подхода.
6. Принцип доступности обучения .
7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой .
9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной
работы.
10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен
превращаться в пассивное восприятие знаний.11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности воспитанников .
12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему .
13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества .
14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся .
Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему
принципу – принципу духовнонаправленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и
развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику.
Принцип духовнонаправленного, развивающего и воспитывающего характера
обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на
формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств,
которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными
фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается
в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников
обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности
школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и
процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск
дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов,
доказательства своей точки зрения.
Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал
учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и
преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого
используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации
принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к
общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в
определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса
обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:
— изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок
и методика работы с ними;
— в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи,
структурировать материал урока;
— при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами,
фактами.
Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение
преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это
логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру,
способам выполняемой учениками учебнопознавательной деятельности.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки
зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не
испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность
обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных
заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от
методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности
учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность
обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке
учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты,
практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в
той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулироватьпереход от конкретнообразного и нагляднодейственного мышления к абстрактному, словесно
логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов
современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики
проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том,
что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к
занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
— опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на
первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;
— включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска
решений научных и практических проблем;
— использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
— стимулировать коллективные формы работы.
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию
детей, но и их социальному росту, воспитанию.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью
их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не
только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо
сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого
принципа, а именно:
— прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную
активность;
— для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и
повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников;
— прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное,
обозначаются логические связи;
— прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения,
проверкой и оценкой.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной
работы.. Это означает, что учитель может и должен использоватьсамые разнообразные формы
организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия
учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в
малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах
деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и
других.
Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их
тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и
систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают
основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации
учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.
Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа
воспитывающего и развивающего обучения.
При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый
характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность,
корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных
дидактических ориентиров.