Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.
Закономерности педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он
раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального
строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя
данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и
методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает
соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности
обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и
целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального,
эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного
компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений
зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как
развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем
выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие
промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень
развития личности зависят от:
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебновоспитательным процессом. Эффективность
педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и
других) стимулов.
9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом
процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) интенсивности и качества чувственноговосприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.
10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной)
деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества педагогической деятельности;
2) качества собственной учебновоспитательной деятельности воспитуемых.
11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты
педагогического процесса зависят от:
1) потребностей общества и личности;
2) возможностей (материальнотехнических, экономических и других) общества;
3) условий протекания процесса (моральнопсихологические, эстетические и другие).
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом
обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения,
усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического
знания законов, по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше),
характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социальноэкономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и
уровня образования.
К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса.
Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость
между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической
науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании
обязательных условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:
12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность
преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его
зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.
13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием
учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может
состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует
их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между
активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебнопознавательная
деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности
состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность
обучения значительно снижается.
14. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов
соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог
правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического
процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут
достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.
Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического
процесса.
Принципы.
В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не
выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования
принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические
законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько
принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные,
философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также
целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных
обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее
развитие личности и индивидуальности учащегося.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с
современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры
придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям
учащегося.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при
руководящей роли учителя.
5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и
продуктивного, как выражение комплексного подхода.
6. Принцип доступности обучения .
7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой .
9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной
работы.
10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен
превращаться в пассивное восприятие знаний. 11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности воспитанников .
12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему .
13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества .
14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся .
Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему
принципу – принципу духовнонаправленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и
развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику.
Принцип духовнонаправленного, развивающего и воспитывающего характера
обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на
формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств,
которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными
фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается
в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников
обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности
школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и
процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск
дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов,
доказательства своей точки зрения.
Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал
учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и
преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого
используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации
принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к
общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в
определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса
обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:
— изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок
и методика работы с ними;
— в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи,
структурировать материал урока;
— при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами,
фактами.
Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение
преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это
логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру,
способам выполняемой учениками учебнопознавательной деятельности.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки
зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не
испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность
обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных
заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от
методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности
учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность
обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке
учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты,
практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в
той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретнообразного и нагляднодейственного мышления к абстрактному, словесно
логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов
современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики
проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том,
что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к
занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
— опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на
первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;
— включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска
решений научных и практических проблем;
— использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
— стимулировать коллективные формы работы.
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию
детей, но и их социальному росту, воспитанию.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью
их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не
только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо
сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого
принципа, а именно:
— прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную
активность;
— для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и
повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников;
— прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное,
обозначаются логические связи;
— прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения,
проверкой и оценкой.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной
работы.. Это означает, что учитель может и должен использоватьсамые разнообразные формы
организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия
учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в
малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах
деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и
других.
Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их
тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и
систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают
основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации
учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.
Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа
воспитывающего и развивающего обучения.
При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый
характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность,
корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных
дидактических ориентиров.
Закономерности педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.