Закономерности педагогического процесса

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.
Иконка файла материала Дидактика Закономерности педагогического процесса.docx
Закономерности педагогического процесса: 1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он  раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального  строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя  данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и  методов. 2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает  соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности  обучающихся, между способами организации обучения и его результатами. 3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и  целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального,  эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного  компонентов в обучении. 4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.  5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений  зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как  развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем  выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие  промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения. 6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень  развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) применяемых средств и способов педагогического воздействия. 7. Закономерность управления учебно­воспитательным процессом. Эффективность  педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. 8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и  других) стимулов. 9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом  процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственноговосприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного. 10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной)  деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно­воспитательной деятельности воспитуемых. 11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты  педагогического процесса зависят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально­технических, экономических и других) общества; 3) условий протекания процесса (морально­психологические, эстетические и другие). Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом  обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения,  усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического  знания законов, по которым протекает процесс обучения. Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше),  характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально­экономической,политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и  уровня образования. К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса.  Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость  между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической  науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании  обязательных условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию: 12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность  преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его  зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс. 13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием  учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может  состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует  их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между  активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно­познавательная  деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности  состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность  обучения значительно снижается. 14. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов  соответствующих поставленным целям. В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог  правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического  процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут  достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты. Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического  процесса. Принципы. В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не  выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования  принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько  принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные,  философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также  целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных  обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения. 1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее  развитие личности и индивидуальности учащегося. 2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с  современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. 3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры  придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям  учащегося. 4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при  руководящей роли учителя. 5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и  продуктивного, как выражение комплексного подхода. 6. Принцип доступности обучения . 7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся. 8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой . 9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной  работы. 10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен  превращаться в пассивное восприятие знаний.11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и  самостоятельности воспитанников . 12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему . 13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества . 14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся . Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему  принципу – принципу духовно­направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и  развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику. Принцип духовно­направленного, развивающего и воспитывающего характера  обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на  формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств,  которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными  фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается  в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников  обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда. Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности  школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и  процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск  дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов,  доказательства своей точки зрения. Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал  учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и  преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого  используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации  принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к  общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в  определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса  обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил: — изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними; — в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи,  структурировать материал урока; — при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами,  фактами. Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение  преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это  логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру,  способам выполняемой учениками учебно­познавательной деятельности. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки  зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не  испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность  обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных  заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от  методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности  учащихся, применяемых педагогом методов обучения. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность  обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке  учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты,  практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в  той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.  Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулироватьпереход от конкретно­образного и наглядно­действенного мышления к абстрактному, словесно­ логическому. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов  современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики  проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том,  что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к  занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Активности и сознательности в учении можно добиться, если: — опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на  первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности; — включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска  решений научных и практических проблем; — использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии; — стимулировать коллективные формы работы. Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию  детей, но и их социальному росту, воспитанию. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью  их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не  только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо  сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно: — прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную  активность; — для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и  повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников; — прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное,  обозначаются логические связи; — прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения,  проверкой и оценкой. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной  работы.. Это означает, что учитель может и должен использоватьсамые разнообразные формы  организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия  учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в  малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах  деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и  других. Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их  тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и  систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают  основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации  учебного процесса от целеполагания до анализа результатов. Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа  воспитывающего и развивающего обучения. При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый  характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность,  корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных  дидактических ориентиров.