Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока по русскому языку
Дата: 15.12.15
Урок 72
Дидактическое обоснование:
«Русский язык. Обучение грамоте» 1 класс, Л.Е.Журова, УМК «Начальная школа 21 века».
Тема: Закрепление написания всех букв русского алфавита.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Письмо строчной буквы «ъ».
Задачи:
Образовательные:
1) отработать навык списывания с письменного текста, повторить изученный материал о буквах и звуках русского алфавита;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, речи, памяти; способствовать закреплению навыка правильного письма,
развитию речи, образного мышления, фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей, уметь доказывать своё мнение;
расширение кругозора, научить работать самостоятельно;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование
ответственности, любознательности, аккуратности, работоспособность; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях,
интереса к предмету, создать условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность,
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают буквы и звуки русского алфавита; умеют осмысленно читать текст и оформлять предложение в соответствии и
согласно интонационной законченности; получат возможность отработать навык списывания с письменного текста.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – осознание алфавита как определенной последовательности букв; освоение особенностей гласных
и согласных звуков; уяснение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; понимание роли
букв, не обозначающих звуки; осознание связи звуковой структуры слова и его значения; овладение разборчивым аккуратным письмом;
логические – моделирование алгоритма списывания; чтение написанного, осознание смысла написанного.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат
действия; анализировать собственную работу.
К о м м ун ик а т ив н ы е : умеют участвовать в учебном полилоге: слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать деловое
общение, использовать речь для регуляции своего действия.
Личностн ые : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения
учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
1Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: запись слов, предложений, презентация.
№
Этап урока
1 Мотивирование
Садитесь ребята.
к учебной
деятельности
Х о д у р о к а
Деятельность учителя
Итак, друзья, внимание!
Вот прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай –
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте
На ковре, на самолёте.
2 Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном
действии
– Нашим волшебным ковромсамолётом будет русский алфавит. Итак, вперёд, в
путь! Царство Букваря ждёт нас.
– Отгадайте з а г а д к у :
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые.
Встанут в ряд –
Сейчас заговорят.
– Прочитайте, что написано на воротах царства:
Буквы всякие важны,
Буквы всякие нужны.
(Буквы.)
– Как вы это понимаете? (Ответы детей.)
– Ворота открыты, и мы с вами в Городе букв. Перед нами карта города. Что вы на
ней видите? (Парк Гласных, улицы Тихая и Звонкая, Знаковый тупик, площадь
Загадок.)
– Итак, начнём наше путешествие. Будем работать дружно, внимательно слушать
Деятельность
учащихся
Приветствуют
учителя.
Настрой на
дальнейшую
работу.
Формируемые
УУД
Личностные,
регулятивные,
коммуникативные
Познавательные,
коммуникативные
Отвечают на
вопросы
учителя,
рассуждают,
анализируют
задания и стараться писать аккуратно.
3 Работа по теме
урока
– Откройте алфавит. Посчитайте, сколько всего букв?
1. «Парк Гласных».
2
Отвечают на
вопросы
Познавательные,
регулятивные,– Что вы знаете о гласных звуках? (Произносятся свободно, воздух не встречает
преград.)
– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их. (10 букв, а звуков – 6.)
– Вот они – гласные. У каждой свой характер. А может задавать вопросы, О –
удивляться и размышлять, И – превратиться в иголку, Ы – прятаться в середину или в
конец слова.
– Смотрите, кто это причитает?
коммуникативные
учителя,
формулируют
тему урока и
цель
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
(Медведь из сказки «Маша и медведь».)
– Что отвечала Маша? («Не садись на пенёк, не ешь пирожок; неси бабушке, неси
дедушке».)
– Хорошо вы знаете сказку. Медведь решил сделать вам подарок. Нет, не пирожок.
Отгадайте, что это?
2. Работа в прописи.
– Прочитайте первую загадку. Кто догадался, что это? (Книга.) Почему вы так
решили? Спишите загадку по образцу.
3. «Улицы Тихая и Звонкая».
– От парка Гласных по разные стороны расположились две центральные улицы:
Тихая и Звонкая.
Н а д о с к е запись: б, в, з, п, с, ф, д, г, к.
– На какие две группы можно распределить данные буквы? (Б – п, в – ф, г – к, д –
т, з – с.)
– Почему вы так разбили буквы? (Это пары по глухости – звонкости.)
– Сколькими буквами обозначают согласные звуки? Назовите их. А сколько
существует согласных звуков? (Согласных звуков 36.)
– Что вы знаете о согласных звуках?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
4 Физминутка
5 Продолжение
работы по теме
урока
Повторяют за
учителем
движения
коммуникативные
Познавательные,
коммуникативные
Составляют
слова и
записывают в
нужную строку
6 Самостоятельная
4. Работа с алфавитом.
Работают
Познавательные,
3работа с
взаимопроверкой
по эталону
И г р а «Ищу свой дом».
Учитель называет звуки, дети находят соответствующие буквы и рисуют над
самостоятельно коммуникативные
гласными красные «крыши», над согласными – «синие».
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют.
А. Кочергина
7 Включение в
систему знаний и
повторений
– О каком волшебном предмете следующая загадка? Прочитайте. Что это? (Ручка.)
– Что в ней волшебного? Кто на самом деле творит чудеса?
– Запишите загадку по образцу.
– Последняя остановка – т у п и к «Беззвучные буквы». Здесь нас давно ждут.
Дописывают
слова в
предложения
Личностные,
коммуникативные
, регулятивные
Угадайте, кто это:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А нука, друзья, назовите её.
– Помогите Красной Шапочке выполнить задание. Назовите буквы, которые не
(Красная Шапочка.)
обозначают звуков. Зачем они нужны?
– А что у нашей Красной Шапочки в корзинке, угадаете? Прочитайте третью
загадку. Что в корзинке? (Буквы.)
– Спишите загадку. (Учитель достаёт из корзинки алфавит.)
8 Итог урока.
Рефлексия
деятельности
– Подумайте, почему буквы стоят в определенном порядке? (Определённый
порядок букв дает возможность создания словарей, энциклопедий, справочников,
где все слова расположены по алфавиту.)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Н. Кончаловская
Дополните фразы:
Я узнал…
Я научился …
Я умею…
Оцените себя на «Лесенке успеха»
4
Отвечают на
вопросы
учителя,
оценивают свою
работу
Личностные,
познавательные,
коммуникативные5