Заметка без названия — всадник без головы
Оценка 4.7

Заметка без названия — всадник без головы

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
04.05.2021
Заметка без названия — всадник без головы
Заголовок должен пробудить у читателя интерес к материалу, он должен соответствовать содержанию и выражаться всего в двух-трех словах. Хороший заголовок усиливает воздействие материала на читателя. Небрежным отношением к названию юный корреспондент сам себя обкрадывает.
13 Заметка без названия — всадник без головы.docx

Заметка без названия — всадник без головы

Материал для учителя

 

Заметка без названия — все равно, что всадник без головы. Приведем всего один пример, чтобы убедить вас, как много значит заголовок.

Первое, что видит читатель, раскрывая газету, - заголовки. Хорошие и плохие. Притягивающие к себе и... отталкивающие. Так что, если вы хотите, чтобы ваш материал обязательно прочитали, придумайте хороший заголовок. Как говорится, на редакцию надейся, а сам не плошай...

Заголовок должен пробудить у читателя интерес к материалу, он должен соответствовать содержанию и выражаться всего в двух-трех словах. Хороший заголовок усиливает воздействие материала на читателя. Небрежным отношением к названию юный корреспондент сам себя обкрадывает.

Хороший заголовок рождается не часто. И все-таки, даже если первый вариант заголовка не самый удачный, он обязательно поможет вам сосредоточить внимание на главной теме и идее заметки, проложить маршрут среди непроходимой «чащи» фактов и цифр, которыми полон блокнот автора.

Характер заголовка зависит в какой-то степени и от жанра, в котором пишется материал. Если это фельетон - и название его должно быть остроумным, для информации потребуется заглавие, возможно, точнее отражающее тему заметки.

Выбрать удачный заголовок помогают порой пословица, поговорка, крылатое выражение, строки из популярной песни или широко известного стихотворения.

Удачно применил пословицу в заголовке юный корреспондент. Он критиковал строителей за переделки, которых могло не быть. Очень кстати им была процитирована пословица:

«- Акуля, что шьешь не оттуля?

- А я еще пороть буду».

И назвал заметку «Строительные «акули».

Еще интересней получается, когда пословица - привычная, давно знакомая - «переиначивается». По такому принципу делались заголовки: «И в тесноте и в обиде», «Аппетит уходит во время еды», «Одна специальность - хорошо, а две - лучше», «По осени цыплят недосчитались».

Остроумно обыграно название известного романа Митчела Уилсона. В газете оно выглядело так: «Брак мой - враг мой».

Часто заголовок строится на ассоциациях: «Нечистые дела в тресте очистки», противопоставлении - «Легкой атлетике - тяжело»; созвучиях -  «Не мытьем, так Катангой» (в материале о Конго), «Навоз и ныне там»...

А разве не запоминаются такие заголовки: «Сорт должен быть один - первый!», «Как лень сгубила день», «Самокритика - оружие сильных!», «Соучастник - водка», «Руку протянешь другу - станешь сильнее сам»?

Хотелось бы предостеречь юных авторов от двух крайностей: канцелярщины и скуки в заголовках — с од ной стороны, и крикливости - с другой. Пожалуй, для молодых опаснее вторая «болезнь».

«Больше внимания (или заботы)», «Выше качество (или темпы)...», «Ускорить ход...» - эти «приказные» заголовки, к счастью, все реже встречаются в молодежных газетах. А вот с желанием «завлечь», огорошить читателя названием сталкиваемся довольно часто: «Из дневника пропойцы», «Не прыгай в окно, папа», «Тайна пьяного счета», «Разбегайся, начальник идет», «Петля - вещь дефицитная», «Совращение старушек», «Пей, жена, для аппетита», «Где купить гроб?», «Кулак любимого», «Любовь на пятой скорости». Почему это плохо? Потому что развязно, грубо, дешево, двусмысленно. И чаще всего таким крикливым заголовком стараются прикрыть недостаток содержания. Вот, например, заметка под названием «Тайны дома № 8 по Грешной улице». Уж, кажется, куда «завлекательнее»! А речь-то идет всего-навсего о том, что там ремонта давно не было...

Есть слова, которым вход в название запрещен раз и навсегда. Нельзя, в частности, пускать в газету блатные выражения, вроде «не подмажешь - не поедешь».

В самом заголовке должно чувствоваться отношение к материалу. Вам попалась на глаза заметка под названием «Каждый день—две бракованные детали». А хорошо это или плохо? Может, на заводе большинство рабочих делает в день по десятку бракованных деталей, а лучшие — только по две...

Заголовок может подвести вас, выдать с головой. «Полтора часа у доменщиков», «Один день в двух крестьянских хозяйствах». «Недолго же пробыл автор у доменщиков», — ухмыльнется читатель. Вот как можно поскользнуться на апельсиновой корке неудачного названия...

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

Скачано с www.znanio.ru

Заметка без названия — всадник без головы

Заметка без названия — всадник без головы

Заголовок может подвести вас, выдать с головой

Заголовок может подвести вас, выдать с головой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021