Календарно тематическое планирование по предмету «Занимательная география»
7 класс
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Цель, задачи урока |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
||||
план |
факт |
Понятия |
Предметные результаты |
УУД: познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные(К) |
Личностные результаты |
|||
1 |
Введение. |
Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива |
Великие учёные в развитие науки; |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.
|
Осознание своей этнической принадлежности |
||
2 |
Источники географической информации. Карта величайшее творение. |
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий; |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Осознание своей этнической принадлежности. |
||
3 |
Источники географической информации. Карта величайшее творение. |
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
Природные рекорды на материках и океанах; |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. - смысловое чтение; Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
||
4 |
Путешествие по материкам Евразии, Африка, Южная Америка, Антарктида, Австралия . |
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
Природные рекорды на материках и океанах; |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. - смысловое чтение; Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; |
|||
5 |
Рекорды каждого материка |
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
Особенности стран мира и народонаселения; |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. |
Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. |
||
6 |
Составление визитных карточек материков. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Приёмы работы с источниками географической информации; Географическая терминология. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную; К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
||
7 |
Построение профиля каждого материка |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Приёмы работы с источниками географической информации; Географическая терминология. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах; К. - определять общую цель и пути ее достижения. |
Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. |
||
8 |
Океаны земли, особенности рельефа и природы. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Приёмы работы с источниками географической информации; Географическая терминология. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Уважительное отношение к истории и православной культуре. |
||
9 |
Океаны земли, особенности рельефа и природы. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Приёмы работы с источниками географической информации; Географическая терминология. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. - использовать знаково-символические средства; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям. |
||
10 |
Океаны земли, особенности рельефа и природы. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Приёмы работы с источниками географической информации; Географическая терминология. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль. |
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
||
11 |
Океаны земли, особенности рельефа и природы. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Научное объяснение разнообразия климатов Земли. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи; К. - задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. |
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
||
12 |
Океаны Земли: особенности рельефа и природы. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Ориентирования в потоке географической информации; |
Умения решать географические задачи Повышения собственной географической культуры. |
П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. |
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
||
13 |
Океаны Земли: особенности рельефа и природы. |
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
Ориентирования в потоке географической информации; |
Умения решать географические задачи Повышения собственной географической культуры. |
П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. |
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
||
14 |
Природа Земли |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
Ориентирования в потоке географической информации; |
Умения решать географические задачи Повышения собственной географической культуры. |
П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); Р. – составлять план и последовательность действий; К. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни. |
||
15 |
Удивительное разнообразие природы Земли. |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», |
Умения решать географические задачи Повышения собственной географической культуры. |
П. – анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи; К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим и духовным ценностям. |
||
16 |
Евразия как пример полной картины природы Земли |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», |
Умения решать географические задачи Повышения собственной географической культуры. |
П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни. |
||
17 |
Научное объяснение разнообразия климатов Земли. |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», |
Умения решать географические задачи Повышения собственной географической культуры. |
Уважительное отношение к истории и православной культуре. |
||
18 |
Геологическое прошлое планеты. |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», |
П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
||
19 |
Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
|||
20 |
Разнообразие природных зон и комплексов Земли. |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
||
21 |
Евразия, как пример полной картины природы Земли. |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
«Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
||
22-23 |
Значение Антарктиды и океанов в климате Земли |
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
Измерения, с использованием различных приёмов и приборов; Проводить исследование на основе накопленных фактов; Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества; Решать географические задачи. |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. |
||
24 |
Страны мира |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира» |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
25 |
Разнообразие стран мира. |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
26-27 |
Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
28-29 |
История формирования политической карты мира. |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
30 |
Изменения на карте мира. Спорные территории. |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
31 |
Рекорды стран «Самая, самое, самый». |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
32-33 |
Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны |
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); |
||||
34-35 |
Итоговый урок |
Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
Ориентирования в потоке географической информации; Умения решать географические задачи |
Закрепление полученных знаний |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 7-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:
учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание программы факультатива способствует развитию ОУУН и способов деятельности:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:
Знать:
Вклад Великих учёных в развитие науки;
Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
Природные рекорды на материках и океанах;
Особенности стран мира и народонаселения;
Приёмы работы с источниками географической информации;
Географическая терминология.
Уметь:
Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
Проводить исследование на основе накопленных фактов;
Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования в потоке географической информации;
Умения решать географические задачи
Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Список использованной литературы.
В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2017год
Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2015 год
Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2015. — № 2. — С. 3-11.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2016. — № 10. — С. 8-4.
Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2017год.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.