Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2 имени матроса,погибшего на атомной
подводной лодке «Курск» Витченко Сергея Александровича
Ленинградская область г.Кировск»
Приложение № 1
К ООП НОО, утвержденной
приказом директора школы
№ 112 от 05.09.2018г.
Принято Утверждено
школьным методическим объединением приказом директора школы учителей начальных классов № 167 от 30.08.2022г
протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Курс внеурочной деятельности
«Занимательная математика» для учащихся 4 класса
Срок реализации программы : 1год
Ленинградская область, г.Кировск
2022г
Автор-составитель :
Шабанова Елена Михайловна
учитель начальных классов.
Кировск 2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа реализуется на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 09.01.2014 г. № 2.
6. Примерная программа составлена на основе программы курса «Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы» (авт. Сухаревская Е.Ю.)
7. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальные классы. / Москва «Просвещение» 2022 год
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики…. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования .Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
Программа кружка “Занимательная математика” разработана для учащихся 4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего – 68 часов в год.
Цель:
-развивать математический образ
мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах
и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 68 занятий
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы:
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Ожидаемые результаты и
способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
· игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
· собеседования (индивидуальное и групповое),
· опросников,
· тестирования,
· проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Содержание программы
Математика – царица наук.- 2 часа
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 2 часа
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 2 часа
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 2 часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 2 часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 2 часа
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 2 часа
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 2 часа
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 2 часа
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 3 часа
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 4 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 2 часа
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 4 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Календарно-тематический план
Наименование тем курса |
Дата |
|
||
по плану |
по факту |
Виды деятельности |
Форма контроля |
|
1-2.Вводное занятие «Математика – царица наук» |
|
|
Определение интересов, склонностей учащихся. |
|
3-4.Как люди научились считать. |
|
|
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
конкурс на лучшую презентацию |
5-6.Интересные приемы устного счёта. |
|
|
устный счёт |
математический диктант |
7-8.Решение занимательных задач в стихах. |
|
|
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
тестирование |
9-10. Упражнения с числами |
|
|
работа с алгоритмами |
тестирование |
11-12.Учимся отгадывать ребусы. |
|
|
составление математических ребусов |
конкурс на лучший математический ребус |
13-14.Числа-великаны. Коллективный счёт. |
|
|
решение теста -кроссворда |
проверочный тест |
15-16. Упражнения с числами |
|
|
работа с алгоритмом |
контрольный тест |
17-18.Решение ребусов и логических задач.
|
|
|
самостоятельная работа |
мини-олимпиада |
19-20. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
|
|
составление схем, диаграмм |
тестирование |
21-22.Загадки- смекалки. |
|
|
составление загадок, требующих математического решения
|
конкурс на лучшую загадку-смекалку |
23-24. Игра «Знай свой разряд». |
|
|
работа с таблицей разрядов |
тест |
25-26.Обратные задачи.
|
|
|
работа в группах «Найди пару» |
познавательная игра «Где твоя пара?» |
27-28.Практикум «Подумай и реши». |
|
|
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
тестирование |
29-30.Задачи с изменением вопроса. |
|
|
инсценирования задач |
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
31-32.«Газета для любознательных». |
|
|
проектная деятельность |
конкурс на лучшую математическую газету |
33-34Решение нестандартных задач. |
|
|
решение задач на установление причинно-следственных отношений |
тестирование |
35-36.Решение олимпиадных задач. |
|
|
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
37-38 Решение олимпиадных задач. |
|
|
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
39-40.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
|
|
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
41-42 Решение задач международной игры «Кенгуру» |
|
|
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
43-44.Математические горки. |
|
|
решение задач на преобразование неравенств |
конкурс на лучший «Решебник» |
45-46Наглядная алгебра. |
|
|
работа в группах: инсценирование |
тестирование |
47-48.Решение логических задач. |
|
|
схематическое изображение задач |
тестирование |
49-50 Решение логических задач. |
|
|
схематическое изображение задач |
тестирование |
51.Игра «У кого какая цифра» |
|
|
творческая работа |
тестирование |
52.Знакомьтесь: Архимед! |
|
|
работа с энциклопедиями и справочной литературой |
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
53-54.Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
школьная олимпиада |
55-56Знакомьтесь: Пифагор! |
|
|
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
викторина |
57-58. Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
Работа в парах по решению задач |
школьная олимпиада |
59-60. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
|
|
составление знаковых систем |
тест |
61 Математический КВН |
|
|
Работа в группах |
школьная олимпиада |
62 Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
индивидуальная работа |
тестирование |
63-64Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
индивидуальная работа |
тестирование |
65Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
индивидуальная работа |
тестирование |
66.Математический КВН |
|
|
работа в группах |
школьная олимпиада |
67-68. Круглый стол «Подведем итоги» |
|
|
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
анкетирование |
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная
математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.