Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
Оценка 4.8

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть обучающемуся. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов. В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
конспект.docx
Занимательные упражнения, способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.     Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть обучающемуся. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.     В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи:   мысленное   расчленение   слова   на   его   составляющие   (звуки),   установление   их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой   структуры   слов.   Звуковой   анализ   и   синтез   базируется   на   устойчивом фонематическом   восприятии.   А   причиной   дисграфии   и   дислексии   является несовершенство   фонематического   восприятия   и,   как   следствие,   несформированность навыков звукового анализа и синтеза.       На логопедических  занятиях   я использую различные  многофункциональные  игровые методы   и   приёмы,   способствующие   формированию   навыков   звукобуквенного   анализа   и синтеза.   Самое   щадящее,   комфортное   обучение   детей   –   это   обучение   в   игре.   С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. 1.Игра «Веселый дождик» (Слайд 2)  1.Назвать буквы.  2.Обвести в кружок гласные.  3.Расставить цифры под буквами так, чтобы сложилось слова: кивал, слива, ослик, косит,  носки, стоит, оставил, листок.                                       2. Игра «Прочитай по первым звукам» (Слайд 3)  Прочитать по первым звукам названий картинок составить и записать слово. (шар, снег, зима, гном, река, якорь) 3. Игра «Зачеркните цифру» (Слайд 4) 1.Обучающиеся вначале называют, что изображено на картинках, затем определяют место в слове звука и зачеркивают цифру, соответствующую месту буквы в названии картинки. 2. Зачеркнуть цифру, показывающую количество букв в названии картинки.                                                                                       4. Игра «Гласная потерялась» (Слайд 5)    1.Вставьте гласные буквы, чтобы получились разные слова. (род, рад, ряды; бак, бок, быки; дом, дым, дума)    2.Прочитать   слова,   вставить   пропущенные   гласные.   Найти   лишнее   слово   в   каждом столбике.  р _ б _ шка              в _ ногр _ д              к _ к _шк _   в _ ленк _                к _ п _ ста                с _ лов _й           ф _ тб _ лка             петр _ шк _              с _ н _ ца 5. Игра «Согласная потерялась» (Слайд 6)   Вставьте согласные буквы, чтобы получились разные слова. (мак, мат, май; сок, ток, рок; роза, роса, рота; маска, каска, ласка)   Прочитать слова. Вставить пропущенные согласные. 1 т _ ава               го _ ка             свё _ ла              с _ акан            ка _ тон    з _ уки              бу _ка               гре _ ка             п _ аток            ка _ тан          б _ ови              ку _ ты            бро _ ка             г _ афин           ба _ кон       6. Игра «Вставка букв в слова» Известный вид заданий, позволяющий решать целый ряд коррекционно­развивающих  задач (Слайд 7) В первом задании обучающиеся вписывают пропущенные буквы и читают новые слова.  (птица, рыба, зверь)   Во втором – вставь букву А. Назови слова, в которых буква А повторяется только один раз. (аист, мальчик) 7. Игра «Убери из каждого слова по одной букве.» (Слайд 8) В этом задании нужно убрать из каждого слова по одной букве и написать слова, которые  получились. (усы, сон, коса, дочка, рот, шар, лень, роза, каска, стол, очки, кран) 8. Игра «Зачеркни букву» (Слайд 9) В первом задании нужно зачеркнуть букву, которой  нет в названии картинки и записать слова. Во втором задании   9. Игра «Какой буквы не хватает?» (Слайд 10) Какой буквы не хватает, чтобы составить слово ­ название картинки? (башня –н, корова­о, глобус­у, автобус­о) 10. Игра «Добавь в слово букву» (Слайд 11) 1. Нужно добавить в слово заданную букву, чтобы получилось новое слово. река (п)             стол (в)                свет (о)                    ученик (б)  кот (р)              слон (к)                вход (ы)                  дворик (н)  зал (в)              кони (р)                гость (р)                 кассы (л)  рад (г)              соня (т)                 шесть (р)                 срок (ы) 2. Игра «Образуй новое слово» Следует образовать новое слово, убирая одну букву из данного слова   Из начала слова                Из середины слова              Из конца слова   мрак __________                крошка __________              рыбак __________   гроза __________               проезд ___________               банка ___________     марка _________                мысли ___________              пенал ___________   11. Игра «Замени подчёркнутую букву на другую» (Слайд 12) Заменить подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово.                           горки (н)             перец(с)            чихать (т)           позвал(р) хобот(р)               заход(в)          больной (ш)         метель(б) печка(р)             мышка (п)           халат (с)              повар (ж) печка(н)             мышка (о)           танец (р)             мешок(л)  Игра «Соедини слова с подходящими схемами» Соединить слова каждого столбика с подходящими схемами.  Найди лишнее слово в каждом столбике.        АИСТ                                  ЛИСА                                   ВОЛК                                   РЫСЬ                            ○○○○              РУЧКА                    ○○○○○ ○○○               МАРКА                    ○○○○○ ○○○○             ПЕНАЛ                   ○○○○○ ○○○○              КНИГА                   ○○○○○         2 12. Игра «Работа со словами­перевёртышами»(Слайд 13)  Прочитать слова справа налево. Записать слова, которые  получились. ЛАЗ ­ …зал ШАЛАШ ­ …шалаш НОС ­ …сон МИР ­ …Рим ГОД ­ …дог КОТ ­ …ток    Игра «Догадайся  кто?»     В этих словах перепутаны местами буквы, ребенок должен переставить буквы так, чтобы получилось имя сказочного героя, а потом записать слово в тетрадь и подчеркнуть ударный слог. Пример: САЛОРУЧКА – РУСАЛОЧКА НОВОДЯЙ,   МОВОЙДЮЧКА,   ЛОСБЕЖЕНКА,   ШКАЛОЗУ,   ШУНАЛЁКА   ЧАКОПЯТ,  СТАШИРАЛ, БУКАШРАЧЕ,  МОВОДОЙ.  (Водяной, Дюймовочка, Белоснежка, Золушка, Алёнушка, Пятачок, Страшила, Чебурашка, Домовой) 13. Игра «Буква­цифра» (Слайд 14)     Ребенок при помощи  ключа (алфавит с пронумерованными буквами)  должен найти  цифру, которой соответствует буква, заменить цифры буквами, прочитать слово, написать  его, поставить ударение.   Примеры 12,16,13,6,25,12,16               6,13,30 К   О  Л  Е Ч  К  О              Е Л  Ь Зашифрованные слова: 14,1,12;   15,16,19;   5,16,14;  13,6,19;   12,10,20;   7,8;   14,33,25;  17,7,19;   2,1,13;   14,10,18;  14,1,14,1;  13,10,17,1;  25,1,27,1;  18,21,12,1; 12,10,15,16. (Мак, нос, дом, лес, кит, ёж, мяч, пёс, бал, мир, мама, липа, чаща, рука, кино). 14. Игра «Цепочки слов» (Слайд 15) Какие слова спрятались в цепочках? Написать слова, которые получились. 15. Игра «Замени букву в слове» (Слайд 16) Прочитать предложения. Исправить смысловые ошибки. Какую букву нужно заменить в подчёркнутом слове?   Посадил дед  кепку.   Какая свежая   (р)                      белка!(у)   На небе полная  лужа   Поджарь на завтрак .  (н)                  грелки.(н)   Займи своё  тесто   Мы собирали . (м)                          сонные фрукты. (ч)        На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и  приёмы, способствующие  не только формированию навыков  звукобуквенного анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность обучающихся, а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей.    Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного анализа и синтеза. 3

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019