Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу
1. Театрализованное представление «Волшебный огород».
Методическое указание. Проводится после экскурсии в огород осенью.
Девочка Маша (ее роль исполняет ученица 4 класса) пришла в огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Черный носик.
Занимательный материал.docx
Занимательный материал для ГПД
Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу
1. Театрализованное представление «Волшебный огород».
Методическое указание. Проводится после экскурсии в огород осенью.
Девочка Маша (ее роль исполняет ученица 4 класса) пришла в огород за
овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки,
рядом с которой сидит пёсик Черный носик.
Бабушка Загадушка. Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и
морковь, и лук, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко: хитрый
волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика
Черного носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит
пёсик в огород.
Маша (печально). Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.
Бабушка Загадушка. А ты ребят попроси, они смышленые, живо отгадают.
Дети с радостью соглашаются помочь Маше. И вот бабушка Загадушка
загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.
1. Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
Наступает осень, выдернут... (морковку).
2. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зеленые прядки. (Морковь.)
3. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук.)
4. Скинули с Егорушки золотые перышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)
5. Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)
6. Кругла да гладка, откусишь сладка,
Засела крепко на грядке... (репка). 7. Кругленькие братцы в домике ютятся,
В домике зеленом им совсем неплохо,
Варят их в бульоне и зовут... (горохом).
8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Подкопай его немножко под кустом найдешь... (картошку).
Бабушка Загадушка хвалит детей за то, что они отгадали все загадки и
помогли Маше набрать в корзинку овощей.
На дом дети получают задание: найти новые загадки об овощах.
2. Задания Ежа Ежовича.
Описание. Знания детей проверяет Ёж Ежович. Он сделан из картона, а на его
иголках наколоты картинки, изображающие листочки, яблоки, грибы. Дети
снимают их и читают (с помощью воспитателя или самостоятельно) вопросы и
задания, написанные на обратной стороне. Например:
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит,
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький... (листок).
Mastercard: Легкости переводов
Узнать больше
Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы
плоды и листья деревьев и кустарников).
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
Воспитатель задает вопросы:
1. Назовите съедобные грибы. Найдите их на картинках.
2. Какие птицы улетают от нас осенью?
3. Какой зверек летом серый, а зимой белый?
3. Инсценировки по рассказам.
Дети исполняют инсценировки по рассказам Н. Сладкова или Э. Шима.
Например, разыгрывается такой диалог белки и медведя.
Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь? Ято? Да ем.
А днем?
И днем ем.
А утром?
Тоже ем.
Ну, а вечером?
И вечером ем.
А когда же ты не ешь?
Да когда сыт бываю.
А когда ты сыт бываешь? Да никогда...
4. Загадка преддверие экскурсии.
1) Перед началом зимней экскурсии воспитатель предлагает детям загадку.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? «Конечно, зима», отвечают дети. Воспитатель сообщает, что во время
экскурсии они будут искать отгадки на зимние загадки. А загадок у зимы
много и про снег, и про мороз, и про лед на реке. Так дети не только
отгадывают загадки, но и наблюдают, какие изменения происходят в природе
зимой.
2) Загадку о дереве воспитатель загадывает детям в начале экскурсии в парк.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
Затем под руководством воспитателя дети учатся различать лиственные и
хвойные породы деревьев.
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
При подведении итогов экскурсии воспитатель от имени ЗимушкиЗимы
обязательно должен похвалить ребят за их активность и наблюдательность.
5. Письмо Почемучки.
На одном из занятий в классе воспитатель показывает детям конверт,
адресованный им. Когда его вскрывают, то обнаруживают в нем письмо
Почемучки. Там, где живет Почемучка, нет зимы, и он просит ребят
рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вопросы могут быть
следующие:
1. Что такое зима? 2. Какие месяцы считаются зимними?
3. Как объяснить пословицы?
• Декабрь год кончает, зиму начинает.
• Январь году начало, зиме середина.
• Вьюги да метели под февраль налетели.
По приготовленным заранее картинкам дети рассказывают о медведе, лисе,
белочке, зайце, еже. О каждом животном заранее подбираются маленькие
стихотворения.
Белка пряталась в дупло:
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
По картинкам дети вспоминают и о том, какие птицы улетают осенью, какие
остаются зимовать. В заключении занятия рассказывают Почемучке о своих
зимних забавах, о веселом празднике встрече Нового года. А чтобы
Почемучке легче было представить зиму, воспитатель предлагает детям
выполнить рисунки о зиме и отправить их Почемучке.
6. Зимующие птицы.
Отправившись в воображаемое путешествие в зимний лес, ученики
знакомятся с зимующими птицами. На одном из занятий воспитатель
показывает рисунок, изображающий зимний лес и предлагает детям
прогуляться по лесу, внимательно посмотреть, какие птицы в нем остались
зимовать. Черный жилет, Нос как топор,
Красный берет, Хвост как упор.
Многие ребята узнают дятла. Один из учеников находит фигурку птицы среди
других, разложенных на столе, и прикрепляет ее на доску (можно установить
муляж зимнего дерева).
Почему так говорят про дятла? Как еще называют дятла?
Воспитатель выясняет знания детей и дополняет их. Дачее воспитатель
показывает детям шишку, побывавшую в «кузнице» дятла и рассказывает, что
там, где кормится дятел, часто можно видеть стайки синичек, так как среди
упавших кусочков коры может встретиться жучок или личинка. В голодные
зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синичек.
Подобным образом дети знакомятся со снегирями, читают о них стихи.
Выяснив, что зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди
помогли им, позаботились о корме для них, дети читают плакат: «В холодные
дни и зимние вьюги
Мы вас не забудем, родные пичуги!»
На дом дети получают задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к
кормушке, не забывать насыпать для них корм.
7. Старичок Лесовичок в гостях у ребят.
В гости к детям приходит старичок Лесовичок. В руках у него корзинка с
шишками, а на них листочки с вопросами и загадками о весне.
1. Какие весенние месяцы вы знаете?
2. Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков стихотворений:
Дует теплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (Март.) Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
3. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый, почему?
4. О чем рассказал на экскурсии ручеек?
5. Какое дерево «плачет» весной?
6. Какие цветы появляются первыми?
8. Соревнование залог активности и любознательности.
Воспитатель продумывает форму соревнования на лучшую команду или на
личное первенство. Итоги воспитатель подводит поразному: то к веточке,
нарисованной на листе бумаги, прикрепляет зеленые, желтые и красные
листочки в зависимости от правильности и полноты ответа; то из «снежинок»
делает горку; то на кормушку прилетают «птички». (На чьей кормушке их
больше?) Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на
память фигурку птички, зверя, снежинку или сосульку. Осенний листочек,
цветочек и т. д. Так элементы занимательности, которые использует воспитатель на занятиях
и во время экскурсий, делают детей активными и любознательными.
Занимательный материал
Занимательный материал
Занимательный материал
Занимательный материал
Занимательный материал
Занимательный материал
Занимательный материал
Занимательный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.