Конспект урока "Ядовитые растения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение ядовитых растений важно не только с точки зрения профилактики и лечения отравлений или предотвращения вреда организму человека, но и для понимания эволюции живой природы и определения возможности медицинского применения биологически активных веществ, содержащихся в таких растениях.Ядовитые растения по разному влияют на человека. Это может быть отравление при приёме внутрь или ожог кожи при контакте с листьями. Отравление может вызывать слабость, головокружение, боли в различных частях тела, расстройства зрения и слуха, а в особо тяжёлых случаях — паралич и даже летальный исход. Различается и время, через которое проявляются симптомы отравления, — в некоторых случаях это минуты, в других воздействие ядовитых растений на организма становится заметным только через несколько дней.
Иконка файла материала кубановедение.docx
Урок 12. Тема: «Ядовитые растения». Планируемые результаты:  Личностные  УУД Различать и  узнавать изученные объекты живой  природы. Регулятивные  УУД Самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем ориентиры действия в новом  учебном материале. Коммуникативные УУД Учитывать и  координировать в  сотрудничестве  отличные от собственной позиции других людей.  Познавательные  УУД Осознано и  произвольно строить  речевое высказывание  в устной речи. Осуществлять поиск  информации с  использованием  энциклопедий.  Ход урока. I. Организационный момент.   1. Психологический настрой.   Настроить учащихся на восприятие нового материала.   – Когда ты идёшь по тропинке лесной,   Вопросы тебя обгоняют гурьбой.   Одно “почему” меж деревьями мчится,   Летит по пятам, за неведомой птицей.  Другое – пчелою забралось в цветок,   А третье – лягушкой скок в ручеек.   “Что” мышью шныряет под листьями в норах.   “Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,  Сидит “отчего” на зеленом листе,   “Куда” полетело верхом на жуке,   “Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,   Вопрос за вопросом и так целый день.  II. Знакомство с новым материалом. 1. Определение темы . – Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию.  – Хорошая погода будет помощником в нашей экспедиции. А где мы будем проводить  исследования, вы скажите сами, послушав стихотворение С.Никулиной.   Чтение стихотворения С.Никулиной “Русский лес” на фоне музыки Е.Доги. (Читают  учащиеся.) – Нет ничего милее   Бродить и думать здесь.   Излечит, обогреет,   Накормит русский лес.  А будет жажда мучить –    То мне лесовичок   Средь зарослей колючих   Покажет родничок.Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна.   Течет вода­водица,   Вкусна и холодна.    Нас ждут в лесу рябина,   Орехи и цветы,   Душистая малина   На кустиках густых.    Ищу грибов поляну   Я, не жалея ног,   А если и устану –   Присяду на пенек.    Лес очень любит пеших,   Для них совсем он свой.   Здесь где­то бродит леший   С зеленой бородой.    Жизнь кажется иною,   И сердце не болит,   Когда над головою,   Как вечность, лес шумит.    – Где же нам предстоит побывать? (В лесу)  – Чем является лес для человека? (место отдыха, лес человека кормит, дает ему  топливо) – Может ли такая красота таить в себе опасность? ( да, может)   – И тема сегодняшнего урока… (учитель показывает слайд, дети читают)  2. Мотивация  – Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (Лесные ягоды,  грибы,  насекомые)  –  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?   1. Мы узнаем, где же кроются лесные опасности, и какие они.   2. Нам необходимо не только познакомиться с этими опасностями, но и  разработать правила  безопасного поведения в лесу.  3. Прогнозирование задач урока  – Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы  применять эти  знания в жизни, расширить свой кругозор)  – Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!   – Первая встреча в лесу. Кто это?– В ступе летаю,   Детей похищаю. В избе на куриной   Ноге проживаю,   Красавица златокудрая,   А зовут меня...   Василиса Премудрая (Баба Яга) Чтение стихотворения «Вкусный суп»  (читает учитель) Ведьма суп варить решила.  Змей сушеных покрошила  Развела большой костер  И поставила котел  Между сосен и полянок  Собрала ведро поганок,  Поскакала за бугор –   Отыскала мухомор  Для приправы – бузины, Для отравы  ­ белены,  Волчьих ягод полкорзины  И отличной свежей тины  Супчик вышел – то что надо:  Целых двадцать литров яда!  ­ Хотелось ли вам попробовать этого супчика?  – Яга считает себя хозяйкой леса и все лесные опасности дело её рук. А настоящий  хозяин леса –  Лесовик, он нам будет хорошим помощником в экспедиции.   1. Остановка “Грибная поляна” Первым пунктом на нашем маршруте обозначена “Грибная поляна”.     – А все ли грибы являются нашими друзьями?  – Посмотри, какой хороший!  Шляпка красная в горошек,   Кружевной воротничок   Он в лесу не новичок.  (Мухомор)  – А так ли хорош мухомор?  (Сообщение детей)  (Мухомор очень красив, но в нем содержится яд, который опасен не только для  насекомых, но и  для человека)  – Есть старуха вредная,   На ней шляпа бледная,   А нога в ботинке,   На чулке – пестринки.  (Бледная поганка)  – Почему она вредная?(Ответы детей)  Сообщение детей о съедобных и несъедобных грибах.  5. Релаксация 6. Практическая работа – На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Определите, какие ядовитые, а какие  съедобные? Какие положите в корзину Бабы­Яги, а какие в корзину Лесовика? (Дети  собирают  грибы, определяют названия, кладут в нужную корзину.) Обобщение:  – Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек  съесть их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть. В нашей стране около 200 видов грибов,  грибники собирают 15–25 видов.  7. Разработка правил обращения с опасными грибами.  – Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у  взрослых.)  – А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не  срывать  незнакомый гриб.)  8.Физминутка Дима шел, шел, шел и гибок нашел. Раз грибок, два грибок. Положили в кузовок.  9. Остановка "Неопознанные растения" – Наша экспедиция продолжается. Мы направляемся к пункту “Неопознанные  растения”. Эти  растения Яга сушит и варит из них зелье. Вам предстоит выяснить, какие растения  собирает Яга и почему? (Учащиеся делятся на группы, каждая группа готовит  сообщение о растении, пользуясь энциклопедиями.)  Вывод:  У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли и кора.    10. Работа в группах Работа в группах. Дети разрабатывают правила  поведения в лесу.   Группа № 1.  Правила обращения с опасными грибами:  1. Собирай только знакомые тебе грибы!   2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы! 3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах!  4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет!  Группа № 2.  Правила обращения с ядовитыми растениями:  1. Не срывай незнакомые тебе ягоды.  2. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется.  3. Обязательно мой руки вернувшись из леса.  IV . Закрепление Игра “Найди лишнее”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.   – Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.– Смородина, малина, вороний глаз, черника.  – Наша экспедиция завершается.  – Какие правила безопасного поведения в лесу вы усвоили?  – Выполнили мы задачи урока?  – Молодцы! Лесовик спокоен за вас, вы хорошо усвоили правила безопасного  поведения в лесу.  V. Итог урока  VI. Домашнее задание.