Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Семейные традиции"

  • docx
  • 07.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие для дошкольников Семейные традиции Белова И.Н..docx

                      Занятие «Семейные традиции»

                                                             Для детей дошкольного возраста от 3-7лет.              

                                                             Подготовила воспитатель СО Белова И.Н

Цель: формирование у воспитанников понимание важности семьи и ценности семейных традиций.

Задачи:

1. Воспитывать у детей уважение к семейным традициям,

желание продолжать традиции своей семьи;

2. Развивать познавательную активность воспитанников в процессе формирования представлений о семейных традициях;

2.Развивать творческие способности, воображение, стремление к новому;

3.Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважение к своему народу;

4.Воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи.

Материалы и оборудование: иллюстрации семейных традиций, семейный альбом воспитателя, волшебная коробочка с мешочками чая с разными добавками, корзиночка с предметами (новогодний шарик, колпачок именинника, конверты с пазлами, коробочка с мыльными пузырями,)коробка с игрой «Кто быстрей добежит до своей цифры».

Предварительная работа: беседа с детьми «Традиции моей семьи», проговаривание пословиц и поговорок о семье, конкурс рисунков «Моя семья».

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Подари улыбку другу». Закройте все глаза и представьте теплое, доброе солнышко на небе, как оно вам улыбается. А сейчас откройте глазки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я люблю тебя, ты мой друг, будем дружить». Всем сразу от ваших улыбок стало светлее в группе.

Воспитатель: Ребята, проходите, пожалуйста, на стульчики.

Основная часть:

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (картинка «семья» 7 Я на магнитной доске ) и отгадайте загадку.

- Это слово каждый знает,

- Ни на что не променяет!

- К цифре «семь» добавлю «я»-

- Что получится? (ответы детей: семья)

Воспитатель: Правильно. У каждого из вас есть своя семья.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

(ответы детей)

Воспитатель: Я согласна с вашими ответами. Семья нужна для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Все семьи разные, не похожи одна на другую. Но всех объединяет одно: все в семье любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Воспитатель: Ребята, в каждой семье существуют свои традиции. Воспитатель показывает картинки на магнитной доске.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста на эти картинки и расскажите, что такое семейные традиции?(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Традиции - это семейные обычаи, принятые в семье, это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовало от пап, мам, бабушек, дедушек. Например, праздновать всей семьей Новый год, дни рождения, на 8 марта рисовать маме и бабушке открытки, летом вместе отдыхать на природе.

 Воспитатель: Какие традиции существуют в вашей семье?. (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я принесла вам необычную корзинку, потому что в ней много интересных предметов (воспитатель достает из корзинки колпачок именинника). Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок? (ответы детей). Да, традиций много, но самая любимая для каждого из вас- это День рождения.

Воспитатель: Почему вы любите этот праздник? (ответы детей). Да, этот праздник бывает раз в году. В этот день с давних времен сохранился обычай накрывать праздничный стол и поздравлять именинника. На дне рождении дети любят загадывать желания. Я предлагаю вам поиграть в игру «Загадай желание».

Упражнение-игра «Загадай желание»

Цель: развитие воображения, эмоциональное сближение ребенка и взрослого.

Правила: воспитатель рассказывает детям, что есть такое волшебное поверье. Когда с неба падает звезда, можно загадать желание и оно обязательно исполнится. Представьте, что вверху у нас звездное небо, а мыльные пузыри- это звезды. Я буду выпускать мыльные пузыри, а вы будете их ловить и загадывать желание.

 По окончании игры воспитатель спрашивает детей, кто хочет рассказать о своем желании.

Воспитатель достает из корзинки красивый конверт, а в нем письмо.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что написано в письме? (ответы детей).

Здесь написаны пословицы и поговорки. Это тоже традиция передавать их из поколения в поколение.  Вся мудрость народа собрана в них.  Я буду говорить вам начало пословицы, а вы

должны досказать последнее слово.

1. В гостях хорошо, а дома… (лучше);

2. В дружной семье и в холод… (тепло);

3. В своем доме и стены … (помогают);

4. Человек без семьи, что дерево без… (плодов).

5. Сердце матери греет лучше … (солнца);

6. Добрая семья прибавляет…(ума);

7. Нет лучшего дружка, чем родная … (матушка);

8. При солнышке тепло, при матери … (добро);

9. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает…(бед);

10. Дерево держится корнями, а человек… (семьей).

Воспитатель достает из корзинки чашку с блюдцем.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и догадайтесь о какой традиции пойдет речь?

Сверху пар, снизу пар.

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая! (ответы детей).

Воспитатель: Правильно вы догадались. Сегодня я расскажу вам еще об одной семейной традиции -чаепитии.

Воспитатель: Кто из вас знает как накрывают стол для чаепития? (ответы детей).

Воспитатель: Да, стол накрывают скатертью. На столе стоит самовар, он является символом веселья и создает уют. Также на столе стоит заварочный чайник. Каждому накрывается чашка с блюдцем. К чаю подавались пряники, печенье, конфеты, баранки, мед, варенье.

Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз. (показывает коробочку).

Как вы думаете, что внутри? (ответы детей)

Внутри коробочки маленькие мешочки. Что храниться в этих мешочках? (Дети ощупывают мешочки, нюхают). Вы догадались, что в них? (ответы детей). Послушайте подсказку.

Восточное изобретенье-

К нему желательно варенье.

Но если такого нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнюю порой. Что это? (ответы детей: чай).

Да, чай -прекрасный, полезный напиток.

Родина чая-Китай.

В России с давних времен очень любят чай, он стал нашим национальным напитком.

Посмотрите на эти стаканчики и догадайтесь что это за напиток? (ответы детей).

Почему он разного цвета? (ответы детей). Вы сейчас станете настоящими исследователями, попробуйте на вкус через трубочку и расскажите, какой чай вы выпили? (ответы детей). Воспитатель: Да, существует много сортов чая, с разными добавками.

Воспитатель показывает альбом.

Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей). Да. Это мой семейный альбом. Эта традиция существует давным- давно, когда живы были ваши пробабушки и продедушки. Важным правилом для каждого человека было знание истории своей семьи. Люди бережно хранили и передавали историю о жизни предков своим детям, а дети внукам.  Когда появились фотоаппараты, люди стали создавать семейные альбомы. Альбомы передавали по наследству молодым поколениям. Во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных.

Воспитатель: У кого из вас дома есть семейные альбомы?(ответы детей).

Воспитатель: Когда я была маленькая, я очень любила рассматривать семейный альбом с фотографиями. Вот у меня альбом с фотографиями. Давайте сядем поудобнее и рассмотрим его. Воспитатель показывает свой семейный альбом.

Воспитатель: Первая фотография - это фото моей семьи. Рассказывает о своей семье. Затем предлагает детям рассказать о своей семье.

Воспитатель: Дети, самые дорогие люди на свете – это наши родные и близкие. Мы должны любить наших пап и мам, бабушек и дедушек, сестер и братьев. Ведь они тоже вас любят. Они заботятся о вас.

Воспитатель достает из корзинки пазлы, раздает каждому ребенку и предлагает их собрать и рассказать о какой семейной традиции пойдет речь.(дети собирают картинку, на которой изображена семья отдыхающая на природе).

Воспитатель: О какой традиции мы будем сейчас говорить? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно вы догадались. Отдыхать с семьей на природе- это тоже традиция. Расскажите, пожалуйста, кто из вас с семьей ездит отдыхать и как вы проводите вместе время на природе? (ответы детей).

Воспитатель: Да, на природе много нового и интересного можно увидеть, услышать пение птиц, понаблюдать за насекомыми, а может и какого-то зверька увидеть, покупаться в речке, поиграть в игры. Я вам хочу предложить поиграть в игру.

Подвижная игра «Кто быстрей добежит до своей цифры»

Цель: Развитие мыслительных способностей и физических качеств.

Правила игры: Дети играют в игру по два человека. На пол кладется большой лист с нарисованными в два ряда кружками, в количестве 6 штук. На каждом кружке нарисована цифра от 1до 6. Водящий бросает кубик и какая цифра выпадет, оба игрока встают на разные стороны около этой цифры. Звучит музыка. Дети бегают вокруг листа с цифрами. Как только музыка закончится, каждый игрок должен остановиться около своей цифры. Кто быстрей успеет добежать, тот выигрывает.

Воспитатель достает из корзинки елочную игрушку.

Воспитатель: Ребята, с каким праздником связана эта игрушка? (ответы детей)

Воспитатель: Да. Встреча Нового года-древняя традиция. Посмотрите на эту картину? Что является основным украшением новогоднего праздника? (ответы детей). Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а потом стали приносить в дом.

Воспитатель: Новый год- это семейный праздник. Каждая семья наряжает елку, потом накрывает праздничный стол, зажигают свечи. В 12 часов ночью под бой курантов слушают поздравление президента России.

Воспитатель: А как вы в своей семье празднуете Новый год? (ответы детей).

Воспитатель: В новогоднюю ночь происходит волшебство: дед Мороз приносит всем подарки и оставляет под елочкой. Сегодня тоже у нас в группе будет волшебство. Давайте представим, что сегодня наступил Новый год и дедушка Мороз прислал вам подарки. Кто хочет получить подарок, должен очень постараться и найти его.

Игра «Найди подарок от деда Мороза»

Правила игры: каждый ребенок получает картинку с изображением новогодних символов, а затем начинает в группе искать пакет с таким же изображением. Воспитатель может использовать подсказку: горячо-холодно.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все нашли свои подарки.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей).

Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг- друга, заботятся друг о друге. Сегодня вы много узнали нового и сами рассказали много интересного о традициях вашей семьи.

Любите и цените счастье

Оно рождается в семье

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле.

 

 

 

 

 



 

 


 

        Скачано с www.znanio.ru