Занятие «Если добрый ты – это хорошо»

  • docx
  • 02.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие _ «Если добрый ты – это хорошо»..docx

Занятие «Если добрый ты – это хорошо»

    Цели:

- Сформировать у детей понятие «доброта».

- Расширить знания  детей о доброте и ее роли в жизни человека.

- Пробудить интерес к чтению  книг о доброте, о дружбе, о семье.

 

I.Вводная часть.

- Здравствуй, ребята! Давайте поздороваемся не совсем обычно. Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчишки!» - все мальчишки крикнут «Салют» и помашут мне рукой, когда я скажу: «Здравствуйте, девочки!» - все девочки улыбнуться, крикнут мне «Привет!» и помашут мне двумя ручками. Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу, гостям. (слайд1)

- Поздоровались мы классно. А теперь поговорим о прекрасном. Дети, посмотрите на солнышко, какое оно? (о.д.) (доброе).(слайд2)

II.Основная часть.

    А  тему занятия мы узнаем когда   вы сосчитаете  примеры. На карточках с одной стороны примеры, а с другой слова.(нужно решить и составить предложение  из чисел ответов). (слайд3)

20-19      17-15      19-16      100:20-1      35:7  

 

Если добрый ты – это хорошо. (слайд4)

 

- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о доброте.

  Это качество есть у каждого ребенка, у каждого взрослого человека. Но оно настолько мало, как семечко у яблока, что человеку нужно постоянно его растить.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы оно превратилось из семечка в яблоко? (о.д.).

  Скажите, вам важно знать, что такое доброта? Почему? (о.д.). (чтобы понять главное в отношениях людей).

  Понятие «доброта» появилось давно. Тогда люди с благодарностью воспевали все, от чего человеку было хорошо, тепло, радостно.

  Так, в народных сказаниях, песнях, легендах стало воспеваться все доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква «Д» означала «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия.

 - А что же такое «доброта»? вспомните ребята. (о.д.).

(отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).( Слайд5)

 

   Прикоснись ко мне добротой,

   И болезни смоет волной,

   И печаль обойдет стороной,

   Озарится душа красотой…

 

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Для этого мы отправимся по  дороге добра и вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим сад. (слайд6).

 И первое дерево назовем «Дерево доброты». (слайд7)

Но прежде чем его посадить, надо выполнить задание: вспомнить слово, в которое спряталось добро. (добропорядочный, добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добросовестный, добронравный, доброго здоровья).

- А как вы думаете, где живет доброта? (о.д.).

(доброта живет в наших мыслях, словах, делах и сердцах.) (слайд 8)

 

Добрые мысли – цветы.

Добрые слова – корни.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

-Что значит быть добрым человеком?(о.д.)

- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение - от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «невоспитанный человек, некультурный человек».

Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе» .

Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.  

 Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда- добрые слова помогут утешить и успокоить. Поднимите руки, кто хочет быть добрым человеком?  Если человек добр, то и здоровье у него крепче, чем у злого человека.

 

(слайд9)

   В доме добрыми делами ,занята,

   Тихо ходит по квартире доброта.

   Утро доброе у нас,

   Добрый день и добрый час.

   Добрый вечер, ночь добра,

   Было доброе вчера.

   И откуда спросишь ты,

   В доме столько доброты?

   Что от этой доброты

   Приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы.

   Я тебе отвечу прямо:

   Это мама, мама, мама!

 

 И конечно в наш сад мы посадим «Дерево для мам». (слайд 10)

 

Моя мама

 Обойди весь мир вокруг,

 Только знай заранее:

 Не найдешь теплее рук

 И нежнее маминых.

 Не найдешь на свете глаз

 Ласковей и строже.

 Мама каждому из нас

 Всех людей дороже.

 Сто путей, дорог вокруг

 Обойди по свету:

 Мама – самый лучший друг,

 Лучше мамы – нету!

Жизнь, достойного человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным: идете ли вы по улице, делаете какие либо домашние дела. Во всех сказках фантазией человека созданы представители зла, такие как: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, змей Горыныч, Соловей – разбойник, и представители добрых сил. Назовите их. (Богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка; Василиса премудрая, прекрасная; Марья – искусница (слайд 11)

 

Чтение стихотворения М.Садовского «Доброе сердце».

Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
— Ну что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
— Ну, что ж, — она сказала, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
— Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: — Пусть живут
В квартире так чудесно,
Если потесниться, тут
И нам найдётся место!

 

Посадка дерева «Добрых сердец». (слайд 12)

В народе всегда относились к доброте по особому: «Доброе слово и кошке приятно».

 

 

В.А. Сухомлинский

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

 

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

  – Это не человек, – ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – И это еще не человек, – ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

 – А это что за человек? – спросил внук.

 – Обыкновенный человек, – ответил дед.

 Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

 Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

 Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?

 

Чтение притчи

 

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, змея выскользнула, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», – отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто из них прав. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

 

– Так может и не надо делать добра? И жить по пословице «Не делай добра – не получишь зла»?

 – Ребята, может, у вас жизни случались ситуации, когда вас наказывали за доброе дело?

 – Человек должен делать добро, потому и на свете больше добрых людей, чем злых. «За добро добром платят».

 – Встретив на улице человека, можно сразу сказать добрый он или злой?

 – Судить человека можно по его делам, можно много раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступить им место в автобусе; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

 

 

- Добрые дела всегда живут с нами рядом! И не надо ничего выдумывать!

И не надо думать обо всём человечестве, если доброты ждут близкие люди!

- Мы сейчас с вами посадим следующее дерево «Дерево мудрости».  (слайд 13)

Что такое – пословица? ( Народная мудрость).

- В своей маршрутной карте соедините начало и конец пословиц.

На добрый привет……добрый ответ.

Про доброе дело……..говори смело.

Жизнь дана …………..на добрые дела.

Учись доброму………дурное на ум не пойдёт.

Добрым жить…………на белом свете веселее.     

Доброе слово, …….....что дождь в засуху.

Доброе слово лечит,……..а злое калечит.

Злой не верит,………….что есть добрый.

Худо тому, кто…………не делает добра никому.

Добрая слава летит, ………а плохая – бежит.

  (слайд 14)

 

В вашей маршрутной карте  под цифрой 6 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например. Найдите цифру 1,в первой таблице – ей соответствует буква ( Д  ), а цифра 2?

Доброе дело и в воде не тонет!

 

2

7

22

18

12

19

10

5

16

13

23

14

4

21

1

8

24

6

11

17

9

20

3

15

О

Д

Е

Е

В

Т

О

О

Е

В

Т

О

Р

Н

Д

Е

!

Е

И

Н

Л

О

Б

Д

 

 

 

 

- А всегда ли вы, ребята, внимательны к своим родителям, одноклассникам. Давайте мы с вами посадим в наш сад «Дерево копилка добрых поступков». Но прежде чем его посадить, мы почитаем стихи. Если это добрый поступок, то – хлопаете в ладоши, если плохой – топаете. (слайд 15)

1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты —
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
8. — Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все — таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
9. Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

 

«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни».

                                                                      Л.Н. Толстой.

   -Теперь мы в нашем саду помечтаем. Представьте, что у нас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником. (слайд 16)

— Подумайте, какое доброе дело вы сделали или хотите сделать.

(Дети, передавая волшебную палочку, друг другу, называют добрые поступки)

- Скажите, у какого человека больше друзей? (о.д.).

- А кто может быть другом?

- У кого в классе есть друзья?

- Какое есть прекрасное слово –дружба.

 

Мы дерево дружбы посадим с тобой

Укроем от стужи его добротой.

Словами хорошими почву польем

И вместе прекрасные всходы пожнем!

 «Дерево дружбы». (слайд 17)

1.     Добрым быть совсем, совсем не просто.

      Не зависит доброта от роста,

      Не зависит доброта от цвета.

  Доброта – не пряник, не конфета.

 

2.     Только надо, надо добрым быть.

     И в беде друг друга не забыть.

      И завертится земля быстрей,

      Если будем мы с тобой добрей.

 

3.     Добрым быть совсем не просто.

        Не зависит доброта от роста,

        Доброта приносит людям радость.

        И не требует награды.

 

4.     Доброта с годами не стареет.

     Доброта от холода согреет.

     Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

 

           «Спешите делать добро!» (слайд 18)

«Давайте поклонимся доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!»

А. Чепурова.

      Я думаю,  вы  согласитесь со  мной:  если  к  человеку  отнестись  с  добротой,  то  и  ему  в  ответ  захочется  поделиться  с  другим  человеком,  словно  улыбкой,  своей  добротой. И  к  нам  в  гости  пришла  улыбка.  Она  такая  добрая,  ласковая,  приветливая. 

Я  с  ней  дружу, и  хочу,  чтобы  все  вы  тоже  подружились  с  ней. 

 

ИГРА: Посадка дерева «Улыбка доброты».  (слайд 19)

Я  сейчас    одному  из  вас  передам  свою  улыбку.  После  этого  вы  передаёте  улыбку  другому  и  так  дальше.  Последний  игрок  должен  передать  улыбку  мне.

 

 

 

-Ребята, а какие слова могут обидеть? (о.д.).(злые, грубые).

Есть хорошая пословица «Доброе слово лечит, а злое калечит».

- От кого вы часто слышите добрые слова? (о.д.).

- А где вы их слышите? (о.д.)

 И мы с вами сейчас посадим следующее дерево  «Дерево добрых слов». (слайд 20)

Я вам покажу карточку с изображением солнца, на лучиках которых записаны «плохие слова». А вы должны заменить эти слова на хорошие.

 грустный - веселый

 злой - добрый

 холодный - теплый

 быстрый - медленный

 молчаливый - общительный

 шумный - тихий

 печальный - радостный

 недовольный – довольный

жестокость –милосердие

обман – честность

горе – радость

вражда – дружба

невежливый – вежливый

грубый – ласковый

жадный – щедрый  

неряшливый – аккуратный

сломать – починить

(слайд 21, 22)

 Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот , кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово. Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы назывались словами. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». (слайд23)

Пусть эти слова будут  девизом на всю вашу жизнь.

III.Итог.

Вот наш сад и наполнился добрыми деревьями. (слайд 24, 25)

(слайд 26)

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

И еще одно задание :расшифруйте предложение.(слайд 27)

5

2

 

9

10

7

6

1

11

4

 

5

6

8

6

1

3

2

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Д

Ы

Ц

Я

М

О

Г

Л

С

Е

Н

 

Ø Мы  сегодня  молодцы. (слайд 28)

 

А закончить встречу мне бы хотелось песней кота Леопольда (подпеваем). Песня «Если добрый ты» (из мультфильма «День рождения кота Леопольда».

(слайд 29)

Хочется мне с вами попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

(слайд 30)

Ребята, примите на память от меня маленькие солнышки частичку моего тепла и доброты.

(слайд 31)