Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха»
Выполнил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Боровых О.А
Абакан, 2021 г.
Тема: « Лесные пожары».
Цель: познакомить с основными правилами поведения в случае возникновения лесных пожарах.
Задачи:
расширить представления о лесных пожарах;
выяснить причины возникновения пожара;
закрепить понятия о лесной зоне;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, тесты, мультимедийная установка, картинки с лесными пожарами.
Словарь: низовой или беглый, верховой пожар, подземный пожар, слабые, средние и сильные пожары, зона бедствия.
Подготовительная работа: рисунки по теме «Пожары» дети готовят на уроках рисования, вместе с родителями (воспитателем) готовят сообщение по теме «Что такое пожар?», на уроках природоведения повторяют тему «Природная зона лесов».
Ход занятия
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель:
- Добрый день, ребята.
Сегодня тему занятия мы с вами узнаем, отгадав загадки.
В шубе – летом,
А зимой – раздетый. (Лес).
Правильно, но чтобы узнать тему занятия, нам необходимо отгадать еще несколько загадок:
С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь).
Без рук, без ног к небу ползет. (Дым).
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (Пожар).
(По мере отгадывания всех загадок на доске должен появиться лес, объятый пламенем).
Учитель:
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Дети:
- О лесе и о пожаре.
Учитель:
- Будем говорить о лесных пожарах.
II. «Сказка об огне».
Реферат учеников, подготовленный вместе с родителями или воспитателем.
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!
Учитель:
- А какая может прийти беда?
Дети:
- Пожар.
Учитель:
- А что мы называем пожаром?
(Объяснение учащихся).
Учитель:
- А теперь прочитаем, что такое пожар.
На экране появляется запись:
«Пожаром» – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.
III. Беседа о причинах возникновения пожаров.
Учитель:
- Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары.
(Причины лесных пожаров называют дети, после ответов детей на экране появляются причины возникновения пожаров.)
- брошенная горящая спичка, окурок;
- непогашенный костер;
- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).
- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;
- выжигание сухой прошлогодней травы.
Учитель:
- Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего?
Дети:
- Человек.
Учитель:
- Когда начинается сезон лесных пожаров?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия, (карточка крепится на доску).
- Почему?
(Объяснения детей).
IV. Беседа «Пожар в Хакасии».
V. «Как спасать лес от пожара».
В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 101 (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.
Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха, а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану для этого надо прикладывать, большие усилия и нужна помощь всего населения.
VI. «Какие бывают пожары?»
Рассказ учителя с показом картинок на экране мультимедиа.
При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета. Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.
При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.
При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.
VIII. Итог занятия.
- Рефлексия
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
IX. Домашние задание
Выпустить листовки по темам «Пожары», «Какие бывают пожары», «Лес и его обитатели», «Правила поведения при пожарах».
На следующем занятии мы их рассматриваем, еще раз закрепляем тему. А потом вы на выходных поедите домой, и расклеите их рядом со своим домом (Боградский, Усть-Абаканский, Аскизский районы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.