Занятие на снятие эмоционального выгорания
Оценка 4.8

Занятие на снятие эмоционального выгорания

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа
Взрослым
19.08.2023
Занятие на снятие эмоционального выгорания
тренинговое занятие по снятию эмоционального напряжения педагогов
ЗАНЯТИЕ с элементами игры _Эмоциональное выгорание педагога_.docx

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

·                        Знакомство с понятием эмоционального выгорания

·                        Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

·                        Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

·                        Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

·                        Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Материалы и оборудование:  листы бумаги, карандаши, ручки, материалы для упражнений

План проведения:

Проведение тренинга включало в себя следующие этапы:

- организация обучения  (готовность к работе);

- информирование специалистов о  причинах, симптомах и последствиях эмоционального выгорания (знания);

-  диагностика (в т.ч. самодиагностика);

- ознакомление  с критериями эмоционального благополучия и психологического здоровья, основными акмеологическими целями (осмысление конечной цели обучения);

- обучение методам  активизации личностных ресурсных состояний и снятия стресса (обучение для достижения цели), в т.ч. формирование  навыков:

Ход тренинга

 ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Укрась дерево»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Тех, кто выбрал красный - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Помните, что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Все в наших руках!

УПРАЖНЕНИЕ «Шар  знакомства»

Цель:  Знакомство.

Ход упражнения: всем участникам раздаются ненадутые воздушные шары, пока первый участник надувает шар, сосед справа называет свое имя и немного рассказывает о себе. Когда рассказ завершается, ему вручается надутый шар и т. д. В конце упражнения  все участники получают по воздушному шару.

 

 

 

 

 

 Разминка.

УПРАЖНЕНИЕ"Поза Наполеона"

Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!", каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Ожидаемый результат: настрой на работу и взаимодействие.

 

УПРАЖНЕНИЕ «БАТОН» (раздаточный материал)

 Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.

Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогв в аудитории). Возможно похлопать им

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Исправлять можно. Проверять никто не будет.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.

Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ

Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

В этом упражнении - Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

 

 

 

 

Часть 2. Информационный блок   

МОЗГОВОЙ ШТУРМ " Что такое эмоциональное выгорание?"

Цель: выработка способов предотвращения эмоционального выгорания.

1 этап: генерирование идей.

Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи – по одной на каждой. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

2 этап – анализ идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. Правила этого этапа: самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас.

                         

Самодиагностика ТЕСТ «В чем твоя проблема?»

Инструкция: Перед вами таблица, в которой вашему вниманию представлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закрашенные.

Ключ к ответу: ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР - это ВАШИ МЫСЛИ, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.

ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР — это ВАШИ ЧУВСТВА, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжившие свой срок.

ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это ВАШИ ЖЕЛАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то вменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это признак вашего постоянного развития А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.

ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА — это ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе  человек.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «Профессиональное  «выгорание» педагога и его профилактика»

Внешние факторы, провоцирующие выгорание

Ø  Специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)

Ø  организационный фактор: перегруженность рабочей недели;

Ø  низкая оплата труда;

Ø  напряженный характер работы;

Ø  служебные неприятности;

Ø  неудовлетворенность работой;

Ø  отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

Ø  неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе.

«

Внутренние факторы

 

Ø  Коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации .

Ø  Ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях

Типы личности, которым угрожает СЭВ

ü  «Педантичный»

ü  «Демонстративный»

ü  «Эмотивный»

Что препятствует развитию выгорания?

ü  чувство юмора

ü  адекватная самооценка

ü  самовнушаемость

ü  самообладание —процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации

ü  ВЗАИМОВЫРУЧКА!!!!!!

УПРАЖНЕНИЕ  «Заметки на полях...»

Цель: поиск ресурсов, методом взаимовыручки

Взаимовыручке стоит поучиться у муравьев. Эти насекомые умеют поддерживать друг друга в сложной ситуации. Некоторые муравьи используют собственные тела,  чтобы закрыть выбоины на дороге, когда ищут пищу  на  труднопроходимой  местности.  Причем  это  делают  те из них, чей размер тела максимально соответствует  диаметру отверстия. Такая техника дает возможность  другим муравьям быстрее добраться с добычей до муравейника. Чтобы закрыть отверстие, муравьи ложатся  на него, расставляют лапки и двигаются назад и вперед.  Так они проверяют, подходят ли для этой задачи. Если  размер муравья слишком велик, он продолжает путь,  и другой муравей измеряет отверстие таким же образом,  пока не найдется наиболее подходящий для этой задачи  член  сообщества.  Он  остается  в  отверстии  в  течение  нескольких часов, пока другие возвращаются в муравейник, а в конце дня выходит и бежит домой... Такие  наблюдения сделал биолог Скотт Пауэлл.

УПРАЖНЕНИЕ  «Непослушные шарики».

Вам  понадобятся  воздушные  шары.  Чем  больше  будет  шаров,  тем сложнее участникам удерживать их и тем веселее проходит  упражнение.                                              Педагог-психолог: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я сейчас буду бросать в круг воздушные шарики. Ваша задача – не дать  шарикам  упасть  или  вылететь  из  круга,  но  при  этом  нельзя расцеплять руки.            

 УПРАЖНЕНИЕ с МАК картами

Цель: проработка проблем и поиск ресурсов для преодоления препятствий.

Каждому участнику предлагается вытянуть 4 карты. Две из них с возможными проблемами, две ресурсные карты, дающие возможность выходя из трудной ситуации. Первый игрок выбирает одну из проблемных карт и озвучивает трудность, которую видит на картинке. Ему дается следующая инструкция: выберете карту, в которой Вы видите препятствие, какую-нибудь проблему, что-то мешающее двигаться вперед. Следующий игрок должен дать свою ресурсную карту, которая может решить проблему. Инструкция: Найдите из своих карт решение проблемы вашего соседа. В чем решение проблемы?   И так ход упражнения идет по кругу. Если возникают трудности по решению проблемы, выход могут подсказать другие игроки. Ведущий по ходу игры задает вопросы:

1)    Что привлекло внимание на карте

2)    Что вы чувствуете, глядя на нее

3)    Какие эмоции у вас возникают при взгляде на карту

4)    В каких ситуациях из прошлого у вас были похожие эмоции

5)    Что делает персонаж, что чувствует

УПРАЖНЕНИЕ «Золотая рыбка»

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроения.

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я прошу каждого подойти к аквариуму и поймать «свою золотую рыбку». Загадайте желание. И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся и всегда будут вам сопутствовать успех, удача, отличное расположение духа.

                                                                                 

  ПРИТЧА «Решение проблем»

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.

- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.

- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

- Ничего!

- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?

- Ваша рука начнет болеть.

- А если целый день?

- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.

- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

- Нет - растерянно ответили студенты.

- А что нужно делать, чтобы все это исправить?

- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.

- Конечно! - радостно ответил профессор. - Да так мы и делаем со всеми жизненными трудностями. Подумайте о какой-либо проблеме несколько минут, и она окажется рядом с вами. Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина. Если будете думать целый день, она вас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее вес не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Решай ее или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни. 

ВАЖНО НАУЧИТЬ СЕБЯ "опустить стакан в конце каждого дня!"

На этой позитивной ноте мы и завершаем нашу встречу.

Давайте поаплодируем друг другу! (Аплодисменты).                                                           


 

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Разминка. УПРАЖНЕНИЕ"Поза Наполеона"

Разминка. УПРАЖНЕНИЕ"Поза Наполеона"

Часть 2. Информационный блок

Часть 2. Информационный блок

Внутренние факторы Ø Коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации

Внутренние факторы Ø Коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации

Каждому участнику предлагается вытянуть 4 карты

Каждому участнику предлагается вытянуть 4 карты

Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина

Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2023