Занятие "Откуда берётся сахар"
Оценка 4.6

Занятие "Откуда берётся сахар"

Оценка 4.6
doc
11.03.2024
Занятие "Откуда берётся сахар"
откуда берется сахар.doc

Тема: «Откуда берется сахар»

(опытно – экспериментальное занятие)

 

 

            Задачи:

- познакомить учащихся со свойствами сахара и технологией получения сахара;

- развивать у детей любознательность;

- развивать коммуникативные навыки и культуру общения;

- воспитывать у детей умение работать в группе.

 

 

 

Оборудование:

1.     Мультимедиа.

2.     Банки с водой, ложки, блюда.

3.     Блендер, кофемолка.

4.     Разрезные картинки.

5.     Карточки со сведениями о сахаре.

6.     Компоненты для изготовления клюквы в сахаре: клюква, сахарная пудра.

7.     Рецепты приготовления клюквы в сахаре.

8.     «Черный ящик».

9.     Леденцы на палочке «Петушки».

10. Передники, косынки.

 

 

 

Материалы:

1.     «Что такое? Кто такой?» Том 3, 1999г.

2.     «Вершки и корешки» А.Смирнов, 1986г.

3.     Детская энциклопедия «Русское поле».

4.     «Сад и огород в доме» Е.Б.Попов, 1985г.

5.     «Я познаю мир» (загадочные растения), 2002г.

6.     «Зеленая родословная» С.М.Скорняк, 1985г.

7.     «Юному полеводу» Е.В.Колесников, М.Г.Объедков, 1985г.

8.     «Славный город Урожайск» Г.Юрмин, 1974г.

9.     «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу» Н.Осипов, 1977г.

10. «Энциклопедический словарь юного техника», 1980г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дети стоят у доски полукругом.

- Здравствуйте, ребята!

2. Вступительная беседа:

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Что вы видите? (пирожные, конфеты, торты, мороженое, шоколад).

- Что в них общего? (сладкие)

- Почему они сладкие? (в них добавляют сахар при изготовлении)

- Ребята, а вы знаете, откуда берется сахар?

- Сегодня мы узнаем много интересного о сахаре. Работа будет проходить в центрах. Для того чтобы определить, какие центры у нас будут задействованы, мы соберем мозаики. Та группа, которая завершает сбор мозаики, подает сигнал. (Взяться за руки и поднять руки)

- Группа, которая собрала торт. Вы будете работать в центре исследований. Под руководством… В нем вы узнаете о свойствах сахара.

- Группа, которая собрала шоколадку. Вы будете работать в центре науки. Под руководством… В нем вы узнаете из чего делают сахар.

- Группа, которая собрала конфету. Вы будете работать в центре технологии. Под руководством… В нем вы узнаете как получают сахар.

- Группа, которая собрала мороженое. Вы будете работать в центре интересных фактов. Под руководством… В нем вы узнаете много необычного и интересного о сахаре.

- Теперь, пожалуйста, займите свои места в центрах. После окончания работы каждая группа поделится с классом своими знаниями, тем, что нового и интересного они узнали. А теперь приступаем к работе. Работаем дружно, тихо, не мешая другим группам.

 

3. Знакомство с новым материалом (10-12 минут).

Работа в центрах (см. приложение к уроку)

 

4. Закрепление изученного (презентация центров).

Каждая группа представляет свои исследования (примерные ответы детей в приложении).

Центр науки: - а можете показать эти страны на карте?

- ребята, а вы знаете, сколько сахар стоит сейчас?

- да, действительно, сахарный песок сейчас доступен для всех.

- чем отличается обычная свёкла от сахарной?

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

- Ребята, оказывается и в наше время есть сахар, который продаётся в аптеках, что это за сахар, который находится в чёрном ящике?

- Это сахар – сорбит. Этот сахар употребляют люди больные сахарным диабетом, это такая болезнь, когда у человека повышается уровень сахара в крови. ( попробывать)

Центр технологии: - а вы знаете, что такое патока? (патока – это неочищенный сироп)

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Загадка: Сладкое, а не мёд,

               Жидкое, а не вода,

               От рогатого берут –

               Деточкам дают. (Молоко)

- Как вы думаете, какое отношение молоко имеет к сахару?

- Оказывается, в молоке тоже есть сахар,  очень мало. Раньше из молока получали сахар, но его получалось очень мало – из 100 литров молока 1 – 2 кг неочищенного сахара и этот сахар был очень дорогим.

 

 

Центр исследований: - если сахар нагревать, что с ним происходит?

- Это ещё одно свойство сахара – плавиться при высокой температуре.

- А кто-нибудь  пробовал это делать дома?

- Нагревая сахар можно сделать леденцы. (показать)

- Для чего используется сахарный песок? ( Чтобы придать продуктам сладкий вкус)

- А как вы думаете, можно ли сахарный песок изготовить в домашних условиях? (нет)

 

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

- определите на ощупь, что находится в чёрном ящике? (яблоко)

- Ребята, а какое отношение имеет яблоко к сахару? ( в фруктах тоже есть сахар – фруктоза)

 

Центр интересных фактов: - коричневый сахар показать и попробовать. Отличаеися ли вкус?

 

 

- Спасибо ребята за интересные рассказы.

- Ну, а сейчас наступает, наверное, самый интересный момент.

 

5. Практическая работа (приготовление клюквы в сахаре)

- Сегодня мы с вами сделаем клюкву в сахаре. Для вас приготовлены подносы с необходимыми компонентами и рецепты.

- Наденьте фартуки и косынки. В работе вы будете использовать электроприборы. Будьте осторожны. Внимательно слушайте своего руководителя.

- Приступайте к работе. (Помощники контролируют работу детей, дают советы).

 

6. Итог урока:

- Вы, ребята, молодцы. Вы сами сумели приготовить клюкву в сахаре.

- Вам понравилось самим узнавать новое и делиться знаниями с окружающими?

- Сегодня, когда придете домой, обязательно расскажите родителям, что нового вы узнали о сахаре. А кто-то вместе с родителями сможет приготовить клюкву в сахаре. Теперь вы это делать умеете.

- Ну, а сейчас наступает самый приятный момент – это дегустация, т.е. вы, будете пробовать то, что приготовили.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

ЦЕНТР НАУКИ

(примерный рассказ детей)

1.     Сахар получают из сахарной свёклы и сахарного тростника. Сахарную свёклу человек стал использовать намного позднее обыкновенной свёклы. Сахарная свёкла холодо – и засухоустойчива, растёт в южных странах, где тёплый климат, например, в Африке.

 

 

2.     Сахарный тростник – это теплолюбивое растение, встречается в основном в Африке, в Австралии.

 

 

3.     В жарких странах люди лакомились сладким – пресладким сахарным тростником. Сначала его ели сырым, а потом научились вываривать из высоких стеблей сахарного тростника тягучий сироп, который добавляли ко всему, что надо было подсластить.

 

4.     Как раз из такого тростника лет 800 назад и стали варить первый на свете настоящий сахар. Долгое время он стоил очень дорого и был по карману только богатым людям.

 

5.     Продавали такой сахар не в торговых лавках (магазинах), а в аптеках вместе с всякими редкостными снадобьями, употребляя только как лекарство. Кстати, там же можно было купить и свёклу. Считалось, что красная свёкла лечит желудок, а белая исцеляет ожоги и нарыв.

 

6.     Сахар из свёклы появился позднее – лет через 200, после тростникового, и был намного дешевле тростникового. Ничего удивительного: свёкла – растение более доступное, оно не требует жары, отлично приживается даже на Севере. Сейчас сахарную свёклу выращивают даже в тех странах, где климат достаточно прохладный, в том числе и в России.

 


ЦЕНТР НАУКИ

(для руководителя группы)

Оборудование: разрезные карточки, иллюстрации, карта полушарий, книги, лист для руководителя группы

 

- Ребята, мы с вами должны узнать из чего делают сахар. Скажите, откуда мы можем взять информацию о том, что нас интересует? (телевизионные программы, книги, у взрослых, Интернет…)

- А сейчас, что нам может помочь в том, чтобы узнать, откуда берётся сахар? (книги)

- Возьмите книги. Как быстрее найти информацию в книге? (обратиться к содержанию)

- В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации.

- К какой группе относится сахар? (пища)

- Теперь ищем нужную страницу. Сейчас мы её найдём по закладке, так как у нас немного времени.

- Ребята, прочитайте самостоятельно статьи, а потом продолжим беседу. (Дети читают)

- Что вы узнали и сахаре? (ответы детей)

 

ЦЕНТР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ

(для руководителя)

 

- Ребята, мы с вами должны узнать интересные факты о сахаре. Скажите, откуда мы можем взять информацию о том, что нас интересует? (телевизионные программы, книги, у взрослых, Интернет…)

- А сейчас, что нам может помочь в том, чтобы узнать, откуда берётся сахар? (книги)

- Возьмите книги. Как быстрее найти информацию в книге? (обратиться к содержанию)

- В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации.

- А сегодня для вас приготовлены карточки, уже с отобранной информацией, так как у нас мало времени.

Прочитайте их и подготовьтесь рассказать.

(ребята читают карточки и рассказывают и обсуждают в группе)

 

1.     Цветки практически всех растений вырабатывают особый сахаристый сок – нектар, а пчёлы превращают его в ароматный и очень вкусный мёд, который полностью заменяет нам сахар.

 

2.     Больше всего собирают сахарной свёклы в нашей стране. Это вдвое больше, чем во всех западных странах. Ни одна страна тут соперничать с нами не может.

 

3.     В настоящее время сахар варят не только из свёклы. В некоторых странах, по-прежнему господствует сахар тростниковый. (показать) Этот сахар полезнее обычного белого. (Чем отличается?  Почему коричневый?)

 

4.     Тростниковый сахар коричневого цвета, потому что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. В нашей стране он появился совсем недавно. Отечественный производитель фасует тростниковые кубики в знакомые нам рафинадные коробки, но только коричневого цвета.

 

5.     В Индии до сих пор сохранилась старинная привычка жевать стебли сахарного тростника. Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки.

 

6.     Мы говорим «САХАР»;

Украинцы и поляки – «ЦУКОР»;

Немцы – «ЦУКЕР»;

Турки – «ШЕКЕР»;

Армяне – «ШАХАРА»;

Очень похоже, правда?


ЦЕНТР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ

 

1.     Цветки практически всех растений вырабатывают особый сахаристый сок – нектар, а пчёлы превращают его в ароматный и очень вкусный мёд, который полностью заменяет нам сахар.

 

2.     Больше всего собирают сахарной свёклы в нашей стране. Это вдвое больше, чем во всех западных странах. Ни одна страна тут соперничать с нами не может.

 

3.     В настоящее время сахар варят не только из свёклы. В некоторых странах, по-прежнему господствует сахар тростниковый. Этот сахар полезнее обычного белого.

 

4.     Тростниковый сахар коричневого цвета, потому что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. В нашей стране он появился совсем недавно. Отечественный производитель фасует тростниковые кубики в знакомые нам рафинадные коробки, но только коричневого цвета.

 

 

 

 

 

5.     В Индии до сих пор сохранилась старинная привычка жевать стебли сахарного тростника. Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки.

 

6.     Мы говорим «САХАР»;

Украинцы и поляки – «ЦУКОР»;

Немцы – «ЦУКЕР»;

Турки – «ШЕКЕР»;

Армяне – «ШАХАРА»;

Очень похоже, правда?

 

 

 

 

 

СВОЙСТВА САХАРА

 

·        САХАРНЫЙ ПЕСОК – ЭТО ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                              

 

 

·        ЦВЕТ- _____________________________________________

 

 

·        ЗАПАХ -  ___________________________________________ ____________________________________________________

 

 

·        ВКУС - _____________________________________________

________________________________________________________

 

 

·        ВЕС - _______________________________________________

______________________________________________________

 

 

·        РАСТВОРИМОСТЬ - _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 


ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ

(руководителю группы)

 

Оборудование: (по количеству уч-ся): чашки, блюдца, ложки, стеклянные баночки с водой (холодной, горячей); сахарный песок; карточка «свойства сахара»;  авторучки.

 

Ход работы:

- Ребята, задача нашей группы – изучить свойства сахарного песка. Сегодня мы определим эти свойства практическим путём. Как вы думаете, что такое свойства? (Свойство – это качество, признак, составляющий отличительную особенность какого либо предмета. Например, как мы можем отличить сахарный песок от соли или речного песка?)

- Опишите сахарный песок. Какой он? Жидкий, газообразный, сыпучий? Попробуйте взять на ложку сахарный песок и высыпать на блюдце. Он сыплется? …. (таким образом, заполняется карточка руководителем или одним из уч-ся)

 КАРТОЧКА

«СВОЙСТВА САХАРА»

 

·        САХАРНЫЙ ПЕСОК – ЭТО _________________________________________________________________________      

 

·        ЦВЕТ- __________________________________________________________________

 

 

·        ЗАПАХ -  ___________________________________________ _________________

 

 

·        ВКУС - __________________________________________________________________

 

 

·        ВЕС - ____________________________________________________________________

 

 

·        РАСТВОРИМОСТЬ - ________________________________________________________

 

- А если сахар нагревать, как вы думаете, что с ним будет происходить? (он будет таять, плавиться) Это ещё одно свойство сахара – плавиться при высокой температуре.

- А кто-нибудь  пробовал это делать дома?

- Нагревая сахар можно сделать леденцы.

- Для чего используется сахарный песок? ( Чтобы придать продуктам сладкий вкус)

- А как вы думаете, можно ли сахарный песок изготовить в домашних условиях? (нет)

- Давайте подведём итог, что же мы с вами узнали?

(ответ детей начинается со слов: - Мы узнали свойства сахарного песка и узнали, что сахарный песок – это…)

 

 

 

 

ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИИ

(технология изготовления сахара)

 

1.     Свёкломойка. Моют клубни свёклы.

 

2.     Взвешивают на автоматических весах.

 

3.     Свеклорезка превращает свёклу в стружку.

 

4.     Заливают горячей водой, и из белой стружки выходит чёрный сок.

 

5.     Сок очищают в закрытых металлических баках, обрабатывают известью, углекислым и сернистым газами. После такой обработки вредные примеси оседают.

 

6.     Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп.

 

7.     В сироп вводят тончайшей струйкой сахарную пудру. Сахар из густого сиропа оседает и застывает, превращаясь в кристаллики.

 

8.     Когда кристаллики увеличатся, выпускают густую массу – утфель – это смесь кристалликов и патоки.

 

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое патока? (патока – это не очищенный сироп.)

 

9.     Для их разделения служат центрифуги – вращающиеся барабаны  в виде мелкого сита. Патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются.

  10. Струя воды очищает кристаллики от остатков патоки. Раствориться они не успевают и из жёлтых становятся белыми.

  11. Сахарный песок проходит сушилку и отправляется на упаковку.


1.     Свёкломойка.

Моют клубни свёклы.

 

2.     Взвешивают на автоматических весах.

 

3.     Свеклорезка превращает свёклу в стружку.

 

4.     Заливают горячей водой, и из белой стружки выходит чёрный сок.

 

5.     Сок очищают в закрытых металлических баках, обрабатывают известью, углекислым и сернистым газами. После такой обработки вредные примеси оседают.

 

6.     Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп.

 

 

 

7.     В сироп вводят тончайшей струйкой сахарную пудру. Сахар из густого сиропа оседает и застывает, превращаясь в кристаллики.

 

8.     Когда кристаллики увеличатся, выпускают густую массу – утфель – это смесь кристалликов и патоки.

 

9.     Для их разделения служат центрифуги – вращающиеся барабаны  в виде мелкого сита. Патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются.

 

 

  10. Струя воды очищает кристаллики от остатков патоки. Раствориться они не успевают и из жёлтых становятся белыми.

 

  11. Сахарный песок проходит сушилку и отправляется на упаковку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕПТ

Приготовления «КЛЮКВЫ В САХАРНОЙ ПУДРЕ»

(готовит каждая группа)

Продукты:  клюква, сахарный песок

 

Способ приготовления:

·        Сахарный песок перемалываем на кофемолке в сахарную пудру.

·        Заливаем клюкву тёплой водой. (Чтобы она намокла)

·        Извлекаем клюкву из воды.

·        Обваливаем в сахарной пудре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мульти-медиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торт, шоколад-ка, конфета, мороже-ное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 детей сопровождаются мультиме

диа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

На одной из центральных площадей крошечного моравского городка Дачице стоит любопытный памятник - блестящий куб на пьедестале из серого гранита. Это единственный в мире памятник «белой смерти» - кусочку сахара-рафинада. Дачице, в которых сейчас проживает менее 8 тысяч человек, вошли в историю как город, давший миру кусковый сахар.

Вот история создания самого первого кусочка сахара Памятник в городке Дачице

  В конце 20-х годов 19-го столетия братья Томаш и Франтишек Гребнеры основали в окрестностях Дачице небольшой сахарный заводик. В этом деле у братьев уже был опыт, приобретенный во время работы на аналогичных предприятиях во Франции и Германии. Зато с предпринимательской смекалкой у Гребнеров явно было не все в порядке.

В Дачице никогда не было подходящих условий для выращивания сахарной свеклы - главного сырья для производства сахара и братья Гребнеры очень быстро поняли, что выращивать здесь свеклу не получится. В 1829 году они засадили ею три гектара земли, но уже в 1832 году оставили эту затею.

Один из братьев Гребнеров - Франтишек, в 1833 году открыл в центре Дачице сахарорафинадный завод. Первоначально на нем перерабатывали только импортированный тростниковый сахар, позднее - сахар из чешского сырья. Завод создал немало новых рабочих мест как для горожан, так и для приезжих. В 1840 году директором завода назначен Якуб Криштоф Рад.

Якуб Криштоф Рад и его супруга ЮлианаЯкуб Криштоф Рад приехал к из Вены, хотя родом он был из Швейцарии. Несомненно, это был очень одаренный человек, позднее он прославился и рядом других изобретений.

Под руководством нового директора дела на предприятии пошли отлично. Дачице продавали свой сахар не только в Чехии и Моравии, но и в австрийском приграничье. Как выглядел сахар в начале 40-х годов позапрошлого века? Какие ему придавались формы?

Очень непрактичные. Рафинад продавался огромными кусками: это были сахарные головы или кристаллы. Потом эти куски приходилось колоть, чтобы их можно было использовать по назначению. А колоть было не так-то просто, особенно женщинам.

Супруга Рада Юлиана тоже столкнулась с этой проблемой, у дражайшей супруги швейцарца однажды дрогнула при колке сахара рука.

Случилось это летом 1841 года. Юлиана прибежала к мужу с забинтованным пальцем и закричала:

 - "Вот, посмотри, на что это похоже! Я поранилась! Придумай что-нибудь, чтобы сахар не нужно было колоть!"

Директор Рад задумался над тем, что сказала жена, и в результате родилось его изобретение - станок для изготовления прессованного сахара в форме кубиков.

Через 2-3 месяца пани Юлиана получила от мужа подарок - коробку с 350 кусочками сахара, белыми и красными. Их она без проблем могла использовать в хозяйстве.

Изобретение Рада увидело свет в 1841 году, но серийное производство кускового сахара-рафинада началось лишь спустя долгие месяцы.

Он подал заявку на получение патента и лицензии на производство кускового сахара. Получил и то, и другое зимой 1843 года.

Только после этого Рад смог начать производственные эксперименты. Осенью 1843 года первый кусковый сахар появился в продаже.

В Вене дачицкий сахар продавался под названием «Чайный», в упаковках по 250 кусочков.

Как выглядел кусочек сахара в те времена?

Тогда производились сахарные кубики двух видов. Один кубик имел грань размером в полтора сантиметра, второй - на 3 миллиметра поменьше. Маленький кубик больше походил на современный прессованный сахар, хотя, по правде сказать, современный сахар имеет, скорее, форму бруска, а не кубика.

Сахарной пудрой наполнялись квадратные отверстия в латунной доске, которую потом насаживали на доску медную. Под специальным прессом пудру сжимали до половины ее первоначального объема. Готовые кусочки сушились 12 часов, а потом их начинали упаковывать. Производство сахара в Дачице прекратилось в 1852 году. Выяснилось, что условия для выращивания сахарной свеклы здесь никудышные, а привозить сырье издалека было слишком накладно. Даже линия по производству кускового сахара не смогла спасти завод от банкротства. Якуб Рад признал свое поражение и вернулся в Вену. Изобретение Рада настолько прочно вошло в нашу жизнь, что уже не верится, что о его кусковом сахаре вскоре забыли. Тем не менее, это так.

 


Тема: «Откуда берется сахар» ( опытно – экспериментальное занятие)

Тема: «Откуда берется сахар» ( опытно – экспериментальное занятие)

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Сегодня, когда придете домой, обязательно расскажите родителям, что нового вы узнали о сахаре

Сегодня, когда придете домой, обязательно расскажите родителям, что нового вы узнали о сахаре

ЦЕНТР НАУКИ (примерный рассказ детей) 1

ЦЕНТР НАУКИ (примерный рассказ детей) 1

В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации

В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации

Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки

Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки

СВОЙСТВА САХАРА ·

СВОЙСТВА САХАРА ·

КАРТОЧКА «СВОЙСТВА САХАРА» ·

КАРТОЧКА «СВОЙСТВА САХАРА» ·

ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИИ (технология изготовления сахара) 1

ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИИ (технология изготовления сахара) 1

Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп

Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп

РЕЦЕПТ Приготовления «КЛЮКВЫ

РЕЦЕПТ Приготовления «КЛЮКВЫ

Дополнительный материал На одной из центральных площадей крошечного моравского городка

Дополнительный материал На одной из центральных площадей крошечного моравского городка

Дополнительный материал На одной из центральных площадей крошечного моравского городка

Дополнительный материал На одной из центральных площадей крошечного моравского городка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024