Тема: «Откуда берется сахар»
(опытно – экспериментальное занятие)
Задачи:
- познакомить учащихся со свойствами сахара и технологией получения сахара;
- развивать у детей любознательность;
- развивать коммуникативные навыки и культуру общения;
- воспитывать у детей умение работать в группе.
Оборудование:
1. Мультимедиа.
2. Банки с водой, ложки, блюда.
3. Блендер, кофемолка.
4. Разрезные картинки.
5. Карточки со сведениями о сахаре.
6. Компоненты для изготовления клюквы в сахаре: клюква, сахарная пудра.
7. Рецепты приготовления клюквы в сахаре.
8. «Черный ящик».
9. Леденцы на палочке «Петушки».
10. Передники, косынки.
Материалы:
1. «Что такое? Кто такой?» Том 3, 1999г.
2. «Вершки и корешки» А.Смирнов, 1986г.
3. Детская энциклопедия «Русское поле».
4. «Сад и огород в доме» Е.Б.Попов, 1985г.
5. «Я познаю мир» (загадочные растения), 2002г.
6. «Зеленая родословная» С.М.Скорняк, 1985г.
7. «Юному полеводу» Е.В.Колесников, М.Г.Объедков, 1985г.
8. «Славный город Урожайск» Г.Юрмин, 1974г.
9. «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу» Н.Осипов, 1977г.
10. «Энциклопедический словарь юного техника», 1980г.
Ход урока. 1. Организационный момент. Дети стоят у доски полукругом. - Здравствуйте, ребята! 2. Вступительная беседа: - Посмотрите, пожалуйста, на экран. - Что вы видите? (пирожные, конфеты, торты, мороженое, шоколад). - Что в них общего? (сладкие) - Почему они сладкие? (в них добавляют сахар при изготовлении) - Ребята, а вы знаете, откуда берется сахар? - Сегодня мы узнаем много интересного о сахаре. Работа будет проходить в центрах. Для того чтобы определить, какие центры у нас будут задействованы, мы соберем мозаики. Та группа, которая завершает сбор мозаики, подает сигнал. (Взяться за руки и поднять руки) - Группа, которая собрала торт. Вы будете работать в центре исследований. Под руководством… В нем вы узнаете о свойствах сахара. - Группа, которая собрала шоколадку. Вы будете работать в центре науки. Под руководством… В нем вы узнаете из чего делают сахар. - Группа, которая собрала конфету. Вы будете работать в центре технологии. Под руководством… В нем вы узнаете как получают сахар. - Группа, которая собрала мороженое. Вы будете работать в центре интересных фактов. Под руководством… В нем вы узнаете много необычного и интересного о сахаре. - Теперь, пожалуйста, займите свои места в центрах. После окончания работы каждая группа поделится с классом своими знаниями, тем, что нового и интересного они узнали. А теперь приступаем к работе. Работаем дружно, тихо, не мешая другим группам.
3. Знакомство с новым материалом (10-12 минут). Работа в центрах (см. приложение к уроку)
4. Закрепление изученного (презентация центров). Каждая группа представляет свои исследования (примерные ответы детей в приложении). Центр науки: - а можете показать эти страны на карте? - ребята, а вы знаете, сколько сахар стоит сейчас? - да, действительно, сахарный песок сейчас доступен для всех. - чем отличается обычная свёкла от сахарной? ЧЁРНЫЙ ЯЩИК (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) - Ребята, оказывается и в наше время есть сахар, который продаётся в аптеках, что это за сахар, который находится в чёрном ящике? - Это сахар – сорбит. Этот сахар употребляют люди больные сахарным диабетом, это такая болезнь, когда у человека повышается уровень сахара в крови. ( попробывать) Центр технологии: - а вы знаете, что такое патока? (патока – это неочищенный сироп) ЧЁРНЫЙ ЯЩИК (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) Загадка: Сладкое, а не мёд, Жидкое, а не вода, От рогатого берут – Деточкам дают. (Молоко) - Как вы думаете, какое отношение молоко имеет к сахару? - Оказывается, в молоке тоже есть сахар, очень мало. Раньше из молока получали сахар, но его получалось очень мало – из 100 литров молока 1 – 2 кг неочищенного сахара и этот сахар был очень дорогим.
Центр исследований: - если сахар нагревать, что с ним происходит? - Это ещё одно свойство сахара – плавиться при высокой температуре. - А кто-нибудь пробовал это делать дома? - Нагревая сахар можно сделать леденцы. (показать) - Для чего используется сахарный песок? ( Чтобы придать продуктам сладкий вкус) - А как вы думаете, можно ли сахарный песок изготовить в домашних условиях? (нет)
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) - определите на ощупь, что находится в чёрном ящике? (яблоко) - Ребята, а какое отношение имеет яблоко к сахару? ( в фруктах тоже есть сахар – фруктоза)
Центр интересных фактов: - коричневый сахар показать и попробовать. Отличаеися ли вкус?
- Спасибо ребята за интересные рассказы. - Ну, а сейчас наступает, наверное, самый интересный момент.
5. Практическая работа (приготовление клюквы в сахаре) - Сегодня мы с вами сделаем клюкву в сахаре. Для вас приготовлены подносы с необходимыми компонентами и рецепты. - Наденьте фартуки и косынки. В работе вы будете использовать электроприборы. Будьте осторожны. Внимательно слушайте своего руководителя. - Приступайте к работе. (Помощники контролируют работу детей, дают советы).
6. Итог урока: - Вы, ребята, молодцы. Вы сами сумели приготовить клюкву в сахаре. - Вам понравилось самим узнавать новое и делиться знаниями с окружающими? - Сегодня, когда придете домой, обязательно расскажите родителям, что нового вы узнали о сахаре. А кто-то вместе с родителями сможет приготовить клюкву в сахаре. Теперь вы это делать умеете. - Ну, а сейчас наступает самый приятный момент – это дегустация, т.е. вы, будете пробовать то, что приготовили. Спасибо за урок.
приложение ЦЕНТР НАУКИ (примерный рассказ детей) 1. Сахар получают из сахарной свёклы и сахарного тростника. Сахарную свёклу человек стал использовать намного позднее обыкновенной свёклы. Сахарная свёкла холодо – и засухоустойчива, растёт в южных странах, где тёплый климат, например, в Африке.
2. Сахарный тростник – это теплолюбивое растение, встречается в основном в Африке, в Австралии.
3. В жарких странах люди лакомились сладким – пресладким сахарным тростником. Сначала его ели сырым, а потом научились вываривать из высоких стеблей сахарного тростника тягучий сироп, который добавляли ко всему, что надо было подсластить.
4. Как раз из такого тростника лет 800 назад и стали варить первый на свете настоящий сахар. Долгое время он стоил очень дорого и был по карману только богатым людям.
5. Продавали такой сахар не в торговых лавках (магазинах), а в аптеках вместе с всякими редкостными снадобьями, употребляя только как лекарство. Кстати, там же можно было купить и свёклу. Считалось, что красная свёкла лечит желудок, а белая исцеляет ожоги и нарыв.
6. Сахар из свёклы появился позднее – лет через 200, после тростникового, и был намного дешевле тростникового. Ничего удивительного: свёкла – растение более доступное, оно не требует жары, отлично приживается даже на Севере. Сейчас сахарную свёклу выращивают даже в тех странах, где климат достаточно прохладный, в том числе и в России.
ЦЕНТР НАУКИ (для руководителя группы) Оборудование: разрезные карточки, иллюстрации, карта полушарий, книги, лист для руководителя группы
- Ребята, мы с вами должны узнать из чего делают сахар. Скажите, откуда мы можем взять информацию о том, что нас интересует? (телевизионные программы, книги, у взрослых, Интернет…) - А сейчас, что нам может помочь в том, чтобы узнать, откуда берётся сахар? (книги) - Возьмите книги. Как быстрее найти информацию в книге? (обратиться к содержанию) - В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации. - К какой группе относится сахар? (пища) - Теперь ищем нужную страницу. Сейчас мы её найдём по закладке, так как у нас немного времени. - Ребята, прочитайте самостоятельно статьи, а потом продолжим беседу. (Дети читают) - Что вы узнали и сахаре? (ответы детей)
ЦЕНТР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ (для руководителя)
- Ребята, мы с вами должны узнать интересные факты о сахаре. Скажите, откуда мы можем взять информацию о том, что нас интересует? (телевизионные программы, книги, у взрослых, Интернет…) - А сейчас, что нам может помочь в том, чтобы узнать, откуда берётся сахар? (книги) - Возьмите книги. Как быстрее найти информацию в книге? (обратиться к содержанию) - В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации. - А сегодня для вас приготовлены карточки, уже с отобранной информацией, так как у нас мало времени. Прочитайте их и подготовьтесь рассказать. (ребята читают карточки и рассказывают и обсуждают в группе)
1. Цветки практически всех растений вырабатывают особый сахаристый сок – нектар, а пчёлы превращают его в ароматный и очень вкусный мёд, который полностью заменяет нам сахар.
2. Больше всего собирают сахарной свёклы в нашей стране. Это вдвое больше, чем во всех западных странах. Ни одна страна тут соперничать с нами не может.
3. В настоящее время сахар варят не только из свёклы. В некоторых странах, по-прежнему господствует сахар тростниковый. (показать) Этот сахар полезнее обычного белого. (Чем отличается? Почему коричневый?)
4. Тростниковый сахар коричневого цвета, потому что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. В нашей стране он появился совсем недавно. Отечественный производитель фасует тростниковые кубики в знакомые нам рафинадные коробки, но только коричневого цвета.
5. В Индии до сих пор сохранилась старинная привычка жевать стебли сахарного тростника. Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки.
6. Мы говорим «САХАР»; Украинцы и поляки – «ЦУКОР»; Немцы – «ЦУКЕР»; Турки – «ШЕКЕР»; Армяне – «ШАХАРА»; Очень похоже, правда? ЦЕНТР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ
1. Цветки практически всех растений вырабатывают особый сахаристый сок – нектар, а пчёлы превращают его в ароматный и очень вкусный мёд, который полностью заменяет нам сахар.
2. Больше всего собирают сахарной свёклы в нашей стране. Это вдвое больше, чем во всех западных странах. Ни одна страна тут соперничать с нами не может.
3. В настоящее время сахар варят не только из свёклы. В некоторых странах, по-прежнему господствует сахар тростниковый. Этот сахар полезнее обычного белого.
4. Тростниковый сахар коричневого цвета, потому что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. В нашей стране он появился совсем недавно. Отечественный производитель фасует тростниковые кубики в знакомые нам рафинадные коробки, но только коричневого цвета.
5. В Индии до сих пор сохранилась старинная привычка жевать стебли сахарного тростника. Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки.
6. Мы говорим «САХАР»; Украинцы и поляки – «ЦУКОР»; Немцы – «ЦУКЕР»; Турки – «ШЕКЕР»; Армяне – «ШАХАРА»; Очень похоже, правда?
СВОЙСТВА САХАРА
· САХАРНЫЙ ПЕСОК – ЭТО ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· ЦВЕТ- _____________________________________________
· ЗАПАХ - ___________________________________________ ____________________________________________________
· ВКУС - _____________________________________________ ________________________________________________________
· ВЕС - _______________________________________________ ______________________________________________________
· РАСТВОРИМОСТЬ - _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ (руководителю группы)
Оборудование: (по количеству уч-ся): чашки, блюдца, ложки, стеклянные баночки с водой (холодной, горячей); сахарный песок; карточка «свойства сахара»; авторучки.
Ход работы: - Ребята, задача нашей группы – изучить свойства сахарного песка. Сегодня мы определим эти свойства практическим путём. Как вы думаете, что такое свойства? (Свойство – это качество, признак, составляющий отличительную особенность какого либо предмета. Например, как мы можем отличить сахарный песок от соли или речного песка?) - Опишите сахарный песок. Какой он? Жидкий, газообразный, сыпучий? Попробуйте взять на ложку сахарный песок и высыпать на блюдце. Он сыплется? …. (таким образом, заполняется карточка руководителем или одним из уч-ся) КАРТОЧКА «СВОЙСТВА САХАРА»
· САХАРНЫЙ ПЕСОК – ЭТО _________________________________________________________________________
· ЦВЕТ- __________________________________________________________________
· ЗАПАХ - ___________________________________________ _________________
· ВКУС - __________________________________________________________________
· ВЕС - ____________________________________________________________________
· РАСТВОРИМОСТЬ - ________________________________________________________
- А если сахар нагревать, как вы думаете, что с ним будет происходить? (он будет таять, плавиться) Это ещё одно свойство сахара – плавиться при высокой температуре. - А кто-нибудь пробовал это делать дома? - Нагревая сахар можно сделать леденцы. - Для чего используется сахарный песок? ( Чтобы придать продуктам сладкий вкус) - А как вы думаете, можно ли сахарный песок изготовить в домашних условиях? (нет) - Давайте подведём итог, что же мы с вами узнали? (ответ детей начинается со слов: - Мы узнали свойства сахарного песка и узнали, что сахарный песок – это…)
ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИИ (технология изготовления сахара)
1. Свёкломойка. Моют клубни свёклы.
2. Взвешивают на автоматических весах.
3. Свеклорезка превращает свёклу в стружку.
4. Заливают горячей водой, и из белой стружки выходит чёрный сок.
5. Сок очищают в закрытых металлических баках, обрабатывают известью, углекислым и сернистым газами. После такой обработки вредные примеси оседают.
6. Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп.
7. В сироп вводят тончайшей струйкой сахарную пудру. Сахар из густого сиропа оседает и застывает, превращаясь в кристаллики.
8. Когда кристаллики увеличатся, выпускают густую массу – утфель – это смесь кристалликов и патоки.
Учитель: Ребята, вы знаете, что такое патока? (патока – это не очищенный сироп.)
9. Для их разделения служат центрифуги – вращающиеся барабаны в виде мелкого сита. Патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются. 10. Струя воды очищает кристаллики от остатков патоки. Раствориться они не успевают и из жёлтых становятся белыми. 11. Сахарный песок проходит сушилку и отправляется на упаковку. 1. Свёкломойка. Моют клубни свёклы.
2. Взвешивают на автоматических весах.
3. Свеклорезка превращает свёклу в стружку.
4. Заливают горячей водой, и из белой стружки выходит чёрный сок.
5. Сок очищают в закрытых металлических баках, обрабатывают известью, углекислым и сернистым газами. После такой обработки вредные примеси оседают.
6. Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп.
7. В сироп вводят тончайшей струйкой сахарную пудру. Сахар из густого сиропа оседает и застывает, превращаясь в кристаллики.
8. Когда кристаллики увеличатся, выпускают густую массу – утфель – это смесь кристалликов и патоки.
9. Для их разделения служат центрифуги – вращающиеся барабаны в виде мелкого сита. Патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются.
10. Струя воды очищает кристаллики от остатков патоки. Раствориться они не успевают и из жёлтых становятся белыми.
11. Сахарный песок проходит сушилку и отправляется на упаковку.
РЕЦЕПТ Приготовления «КЛЮКВЫ В САХАРНОЙ ПУДРЕ» (готовит каждая группа) Продукты: клюква, сахарный песок
Способ приготовления: · Сахарный песок перемалываем на кофемолке в сахарную пудру. · Заливаем клюкву тёплой водой. (Чтобы она намокла) · Извлекаем клюкву из воды. · Обваливаем в сахарной пудре.
|
Мульти-медиа
Торт, шоколад-ка, конфета, мороже-ное.
Ответы детей сопровождаются мультиме диа.
|
Дополнительный материалНа одной из центральных площадей крошечного моравского городка Дачице стоит любопытный памятник - блестящий куб на пьедестале из серого гранита. Это единственный в мире памятник «белой смерти» - кусочку сахара-рафинада. Дачице, в которых сейчас проживает менее 8 тысяч человек, вошли в историю как город, давший миру кусковый сахар.Вот история создания самого первого кусочка
сахара
В конце 20-х годов 19-го столетия братья Томаш и Франтишек Гребнеры основали в окрестностях Дачице небольшой сахарный заводик. В этом деле у братьев уже был опыт, приобретенный во время работы на аналогичных предприятиях во Франции и Германии. Зато с предпринимательской смекалкой у Гребнеров явно было не все в порядке.В Дачице никогда не было подходящих условий для выращивания сахарной свеклы - главного сырья для производства сахара и братья Гребнеры очень быстро поняли, что выращивать здесь свеклу не получится. В 1829 году они засадили ею три гектара земли, но уже в 1832 году оставили эту затею.Один из братьев Гребнеров - Франтишек, в 1833 году открыл в центре Дачице сахарорафинадный завод. Первоначально на нем перерабатывали только импортированный тростниковый сахар, позднее - сахар из чешского сырья. Завод создал немало новых рабочих мест как для горожан, так и для приезжих. В 1840 году директором завода назначен Якуб Криштоф Рад.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.