занятие "Откуда берётся сахар"

  • doc
  • 11.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала откуда берется сахар.doc

Тема: «Откуда берется сахар»

(опытно – экспериментальное занятие)

 

 

            Задачи:

- познакомить учащихся со свойствами сахара и технологией получения сахара;

- развивать у детей любознательность;

- развивать коммуникативные навыки и культуру общения;

- воспитывать у детей умение работать в группе.

 

 

 

Оборудование:

1.     Мультимедиа.

2.     Банки с водой, ложки, блюда.

3.     Блендер, кофемолка.

4.     Разрезные картинки.

5.     Карточки со сведениями о сахаре.

6.     Компоненты для изготовления клюквы в сахаре: клюква, сахарная пудра.

7.     Рецепты приготовления клюквы в сахаре.

8.     «Черный ящик».

9.     Леденцы на палочке «Петушки».

10. Передники, косынки.

 

 

 

Материалы:

1.     «Что такое? Кто такой?» Том 3, 1999г.

2.     «Вершки и корешки» А.Смирнов, 1986г.

3.     Детская энциклопедия «Русское поле».

4.     «Сад и огород в доме» Е.Б.Попов, 1985г.

5.     «Я познаю мир» (загадочные растения), 2002г.

6.     «Зеленая родословная» С.М.Скорняк, 1985г.

7.     «Юному полеводу» Е.В.Колесников, М.Г.Объедков, 1985г.

8.     «Славный город Урожайск» Г.Юрмин, 1974г.

9.     «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу» Н.Осипов, 1977г.

10. «Энциклопедический словарь юного техника», 1980г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дети стоят у доски полукругом.

- Здравствуйте, ребята!

2. Вступительная беседа:

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Что вы видите? (пирожные, конфеты, торты, мороженое, шоколад).

- Что в них общего? (сладкие)

- Почему они сладкие? (в них добавляют сахар при изготовлении)

- Ребята, а вы знаете, откуда берется сахар?

- Сегодня мы узнаем много интересного о сахаре. Работа будет проходить в центрах. Для того чтобы определить, какие центры у нас будут задействованы, мы соберем мозаики. Та группа, которая завершает сбор мозаики, подает сигнал. (Взяться за руки и поднять руки)

- Группа, которая собрала торт. Вы будете работать в центре исследований. Под руководством… В нем вы узнаете о свойствах сахара.

- Группа, которая собрала шоколадку. Вы будете работать в центре науки. Под руководством… В нем вы узнаете из чего делают сахар.

- Группа, которая собрала конфету. Вы будете работать в центре технологии. Под руководством… В нем вы узнаете как получают сахар.

- Группа, которая собрала мороженое. Вы будете работать в центре интересных фактов. Под руководством… В нем вы узнаете много необычного и интересного о сахаре.

- Теперь, пожалуйста, займите свои места в центрах. После окончания работы каждая группа поделится с классом своими знаниями, тем, что нового и интересного они узнали. А теперь приступаем к работе. Работаем дружно, тихо, не мешая другим группам.

 

3. Знакомство с новым материалом (10-12 минут).

Работа в центрах (см. приложение к уроку)

 

4. Закрепление изученного (презентация центров).

Каждая группа представляет свои исследования (примерные ответы детей в приложении).

Центр науки: - а можете показать эти страны на карте?

- ребята, а вы знаете, сколько сахар стоит сейчас?

- да, действительно, сахарный песок сейчас доступен для всех.

- чем отличается обычная свёкла от сахарной?

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

- Ребята, оказывается и в наше время есть сахар, который продаётся в аптеках, что это за сахар, который находится в чёрном ящике?

- Это сахар – сорбит. Этот сахар употребляют люди больные сахарным диабетом, это такая болезнь, когда у человека повышается уровень сахара в крови. ( попробывать)

Центр технологии: - а вы знаете, что такое патока? (патока – это неочищенный сироп)

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Загадка: Сладкое, а не мёд,

               Жидкое, а не вода,

               От рогатого берут –

               Деточкам дают. (Молоко)

- Как вы думаете, какое отношение молоко имеет к сахару?

- Оказывается, в молоке тоже есть сахар,  очень мало. Раньше из молока получали сахар, но его получалось очень мало – из 100 литров молока 1 – 2 кг неочищенного сахара и этот сахар был очень дорогим.

 

 

Центр исследований: - если сахар нагревать, что с ним происходит?

- Это ещё одно свойство сахара – плавиться при высокой температуре.

- А кто-нибудь  пробовал это делать дома?

- Нагревая сахар можно сделать леденцы. (показать)

- Для чего используется сахарный песок? ( Чтобы придать продуктам сладкий вкус)

- А как вы думаете, можно ли сахарный песок изготовить в домашних условиях? (нет)

 

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

- определите на ощупь, что находится в чёрном ящике? (яблоко)

- Ребята, а какое отношение имеет яблоко к сахару? ( в фруктах тоже есть сахар – фруктоза)

 

Центр интересных фактов: - коричневый сахар показать и попробовать. Отличаеися ли вкус?

 

 

- Спасибо ребята за интересные рассказы.

- Ну, а сейчас наступает, наверное, самый интересный момент.

 

5. Практическая работа (приготовление клюквы в сахаре)

- Сегодня мы с вами сделаем клюкву в сахаре. Для вас приготовлены подносы с необходимыми компонентами и рецепты.

- Наденьте фартуки и косынки. В работе вы будете использовать электроприборы. Будьте осторожны. Внимательно слушайте своего руководителя.

- Приступайте к работе. (Помощники контролируют работу детей, дают советы).

 

6. Итог урока:

- Вы, ребята, молодцы. Вы сами сумели приготовить клюкву в сахаре.

- Вам понравилось самим узнавать новое и делиться знаниями с окружающими?

- Сегодня, когда придете домой, обязательно расскажите родителям, что нового вы узнали о сахаре. А кто-то вместе с родителями сможет приготовить клюкву в сахаре. Теперь вы это делать умеете.

- Ну, а сейчас наступает самый приятный момент – это дегустация, т.е. вы, будете пробовать то, что приготовили.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

ЦЕНТР НАУКИ

(примерный рассказ детей)

1.     Сахар получают из сахарной свёклы и сахарного тростника. Сахарную свёклу человек стал использовать намного позднее обыкновенной свёклы. Сахарная свёкла холодо – и засухоустойчива, растёт в южных странах, где тёплый климат, например, в Африке.

 

 

2.     Сахарный тростник – это теплолюбивое растение, встречается в основном в Африке, в Австралии.

 

 

3.     В жарких странах люди лакомились сладким – пресладким сахарным тростником. Сначала его ели сырым, а потом научились вываривать из высоких стеблей сахарного тростника тягучий сироп, который добавляли ко всему, что надо было подсластить.

 

4.     Как раз из такого тростника лет 800 назад и стали варить первый на свете настоящий сахар. Долгое время он стоил очень дорого и был по карману только богатым людям.

 

5.     Продавали такой сахар не в торговых лавках (магазинах), а в аптеках вместе с всякими редкостными снадобьями, употребляя только как лекарство. Кстати, там же можно было купить и свёклу. Считалось, что красная свёкла лечит желудок, а белая исцеляет ожоги и нарыв.

 

6.     Сахар из свёклы появился позднее – лет через 200, после тростникового, и был намного дешевле тростникового. Ничего удивительного: свёкла – растение более доступное, оно не требует жары, отлично приживается даже на Севере. Сейчас сахарную свёклу выращивают даже в тех странах, где климат достаточно прохладный, в том числе и в России.

 


ЦЕНТР НАУКИ

(для руководителя группы)

Оборудование: разрезные карточки, иллюстрации, карта полушарий, книги, лист для руководителя группы

 

- Ребята, мы с вами должны узнать из чего делают сахар. Скажите, откуда мы можем взять информацию о том, что нас интересует? (телевизионные программы, книги, у взрослых, Интернет…)

- А сейчас, что нам может помочь в том, чтобы узнать, откуда берётся сахар? (книги)

- Возьмите книги. Как быстрее найти информацию в книге? (обратиться к содержанию)

- В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации.

- К какой группе относится сахар? (пища)

- Теперь ищем нужную страницу. Сейчас мы её найдём по закладке, так как у нас немного времени.

- Ребята, прочитайте самостоятельно статьи, а потом продолжим беседу. (Дети читают)

- Что вы узнали и сахаре? (ответы детей)

 

ЦЕНТР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ

(для руководителя)

 

- Ребята, мы с вами должны узнать интересные факты о сахаре. Скажите, откуда мы можем взять информацию о том, что нас интересует? (телевизионные программы, книги, у взрослых, Интернет…)

- А сейчас, что нам может помочь в том, чтобы узнать, откуда берётся сахар? (книги)

- Возьмите книги. Как быстрее найти информацию в книге? (обратиться к содержанию)

- В содержании находятся подзаголовки, которые облегчают поиск информации.

- А сегодня для вас приготовлены карточки, уже с отобранной информацией, так как у нас мало времени.

Прочитайте их и подготовьтесь рассказать.

(ребята читают карточки и рассказывают и обсуждают в группе)

 

1.     Цветки практически всех растений вырабатывают особый сахаристый сок – нектар, а пчёлы превращают его в ароматный и очень вкусный мёд, который полностью заменяет нам сахар.

 

2.     Больше всего собирают сахарной свёклы в нашей стране. Это вдвое больше, чем во всех западных странах. Ни одна страна тут соперничать с нами не может.

 

3.     В настоящее время сахар варят не только из свёклы. В некоторых странах, по-прежнему господствует сахар тростниковый. (показать) Этот сахар полезнее обычного белого. (Чем отличается?  Почему коричневый?)

 

4.     Тростниковый сахар коричневого цвета, потому что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. В нашей стране он появился совсем недавно. Отечественный производитель фасует тростниковые кубики в знакомые нам рафинадные коробки, но только коричневого цвета.

 

5.     В Индии до сих пор сохранилась старинная привычка жевать стебли сахарного тростника. Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки.

 

6.     Мы говорим «САХАР»;

Украинцы и поляки – «ЦУКОР»;

Немцы – «ЦУКЕР»;

Турки – «ШЕКЕР»;

Армяне – «ШАХАРА»;

Очень похоже, правда?


ЦЕНТР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ

 

1.     Цветки практически всех растений вырабатывают особый сахаристый сок – нектар, а пчёлы превращают его в ароматный и очень вкусный мёд, который полностью заменяет нам сахар.

 

2.     Больше всего собирают сахарной свёклы в нашей стране. Это вдвое больше, чем во всех западных странах. Ни одна страна тут соперничать с нами не может.

 

3.     В настоящее время сахар варят не только из свёклы. В некоторых странах, по-прежнему господствует сахар тростниковый. Этот сахар полезнее обычного белого.

 

4.     Тростниковый сахар коричневого цвета, потому что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. В нашей стране он появился совсем недавно. Отечественный производитель фасует тростниковые кубики в знакомые нам рафинадные коробки, но только коричневого цвета.

 

 

 

 

 

5.     В Индии до сих пор сохранилась старинная привычка жевать стебли сахарного тростника. Наша детвора любит сосать леденцы, а индийская – сладкие тростинки.

 

6.     Мы говорим «САХАР»;

Украинцы и поляки – «ЦУКОР»;

Немцы – «ЦУКЕР»;

Турки – «ШЕКЕР»;

Армяне – «ШАХАРА»;

Очень похоже, правда?

 

 

 

 

 

СВОЙСТВА САХАРА

 

·        САХАРНЫЙ ПЕСОК – ЭТО ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                              

 

 

·        ЦВЕТ- _____________________________________________

 

 

·        ЗАПАХ -  ___________________________________________ ____________________________________________________

 

 

·        ВКУС - _____________________________________________

________________________________________________________

 

 

·        ВЕС - _______________________________________________

______________________________________________________

 

 

·        РАСТВОРИМОСТЬ - _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 


ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ

(руководителю группы)

 

Оборудование: (по количеству уч-ся): чашки, блюдца, ложки, стеклянные баночки с водой (холодной, горячей); сахарный песок; карточка «свойства сахара»;  авторучки.

 

Ход работы:

- Ребята, задача нашей группы – изучить свойства сахарного песка. Сегодня мы определим эти свойства практическим путём. Как вы думаете, что такое свойства? (Свойство – это качество, признак, составляющий отличительную особенность какого либо предмета. Например, как мы можем отличить сахарный песок от соли или речного песка?)

- Опишите сахарный песок. Какой он? Жидкий, газообразный, сыпучий? Попробуйте взять на ложку сахарный песок и высыпать на блюдце. Он сыплется? …. (таким образом, заполняется карточка руководителем или одним из уч-ся)

 КАРТОЧКА

«СВОЙСТВА САХАРА»

 

·        САХАРНЫЙ ПЕСОК – ЭТО _________________________________________________________________________      

 

·        ЦВЕТ- __________________________________________________________________

 

 

·        ЗАПАХ -  ___________________________________________ _________________

 

 

·        ВКУС - __________________________________________________________________

 

 

·        ВЕС - ____________________________________________________________________

 

 

·        РАСТВОРИМОСТЬ - ________________________________________________________

 

- А если сахар нагревать, как вы думаете, что с ним будет происходить? (он будет таять, плавиться) Это ещё одно свойство сахара – плавиться при высокой температуре.

- А кто-нибудь  пробовал это делать дома?

- Нагревая сахар можно сделать леденцы.

- Для чего используется сахарный песок? ( Чтобы придать продуктам сладкий вкус)

- А как вы думаете, можно ли сахарный песок изготовить в домашних условиях? (нет)

- Давайте подведём итог, что же мы с вами узнали?

(ответ детей начинается со слов: - Мы узнали свойства сахарного песка и узнали, что сахарный песок – это…)

 

 

 

 

ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИИ

(технология изготовления сахара)

 

1.     Свёкломойка. Моют клубни свёклы.

 

2.     Взвешивают на автоматических весах.

 

3.     Свеклорезка превращает свёклу в стружку.

 

4.     Заливают горячей водой, и из белой стружки выходит чёрный сок.

 

5.     Сок очищают в закрытых металлических баках, обрабатывают известью, углекислым и сернистым газами. После такой обработки вредные примеси оседают.

 

6.     Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп.

 

7.     В сироп вводят тончайшей струйкой сахарную пудру. Сахар из густого сиропа оседает и застывает, превращаясь в кристаллики.

 

8.     Когда кристаллики увеличатся, выпускают густую массу – утфель – это смесь кристалликов и патоки.

 

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое патока? (патока – это не очищенный сироп.)

 

9.     Для их разделения служат центрифуги – вращающиеся барабаны  в виде мелкого сита. Патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются.

  10. Струя воды очищает кристаллики от остатков патоки. Раствориться они не успевают и из жёлтых становятся белыми.

  11. Сахарный песок проходит сушилку и отправляется на упаковку.


1.     Свёкломойка.

Моют клубни свёклы.

 

2.     Взвешивают на автоматических весах.

 

3.     Свеклорезка превращает свёклу в стружку.

 

4.     Заливают горячей водой, и из белой стружки выходит чёрный сок.

 

5.     Сок очищают в закрытых металлических баках, обрабатывают известью, углекислым и сернистым газами. После такой обработки вредные примеси оседают.

 

6.     Сок кипятят, он сгущается и превращается в сироп.

 

 

 

7.     В сироп вводят тончайшей струйкой сахарную пудру. Сахар из густого сиропа оседает и застывает, превращаясь в кристаллики.

 

8.     Когда кристаллики увеличатся, выпускают густую массу – утфель – это смесь кристалликов и патоки.

 

9.     Для их разделения служат центрифуги – вращающиеся барабаны  в виде мелкого сита. Патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются.

 

 

  10. Струя воды очищает кристаллики от остатков патоки. Раствориться они не успевают и из жёлтых становятся белыми.

 

  11. Сахарный песок проходит сушилку и отправляется на упаковку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕПТ

Приготовления «КЛЮКВЫ В САХАРНОЙ ПУДРЕ»

(готовит каждая группа)

Продукты:  клюква, сахарный песок

 

Способ приготовления:

·        Сахарный песок перемалываем на кофемолке в сахарную пудру.

·        Заливаем клюкву тёплой водой. (Чтобы она намокла)

·        Извлекаем клюкву из воды.

·        Обваливаем в сахарной пудре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мульти-медиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торт, шоколад-ка, конфета, мороже-ное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 детей сопровождаются мультиме

диа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

На одной из центральных площадей крошечного моравского городка Дачице стоит любопытный памятник - блестящий куб на пьедестале из серого гранита. Это единственный в мире памятник «белой смерти» - кусочку сахара-рафинада. Дачице, в которых сейчас проживает менее 8 тысяч человек, вошли в историю как город, давший миру кусковый сахар.

Вот история создания самого первого кусочка сахара Памятник в городке Дачице

  В конце 20-х годов 19-го столетия братья Томаш и Франтишек Гребнеры основали в окрестностях Дачице небольшой сахарный заводик. В этом деле у братьев уже был опыт, приобретенный во время работы на аналогичных предприятиях во Франции и Германии. Зато с предпринимательской смекалкой у Гребнеров явно было не все в порядке.

В Дачице никогда не было подходящих условий для выращивания сахарной свеклы - главного сырья для производства сахара и братья Гребнеры очень быстро поняли, что выращивать здесь свеклу не получится. В 1829 году они засадили ею три гектара земли, но уже в 1832 году оставили эту затею.

Один из братьев Гребнеров - Франтишек, в 1833 году открыл в центре Дачице сахарорафинадный завод. Первоначально на нем перерабатывали только импортированный тростниковый сахар, позднее - сахар из чешского сырья. Завод создал немало новых рабочих мест как для горожан, так и для приезжих. В 1840 году директором завода назначен Якуб Криштоф Рад.

Якуб Криштоф Рад и его супруга ЮлианаЯкуб Криштоф Рад приехал к из Вены, хотя родом он был из Швейцарии. Несомненно, это был очень одаренный человек, позднее он прославился и рядом других изобретений.

Под руководством нового директора дела на предприятии пошли отлично. Дачице продавали свой сахар не только в Чехии и Моравии, но и в австрийском приграничье. Как выглядел сахар в начале 40-х годов позапрошлого века? Какие ему придавались формы?

Очень непрактичные. Рафинад продавался огромными кусками: это были сахарные головы или кристаллы. Потом эти куски приходилось колоть, чтобы их можно было использовать по назначению. А колоть было не так-то просто, особенно женщинам.

Супруга Рада Юлиана тоже столкнулась с этой проблемой, у дражайшей супруги швейцарца однажды дрогнула при колке сахара рука.

Случилось это летом 1841 года. Юлиана прибежала к мужу с забинтованным пальцем и закричала:

 - "Вот, посмотри, на что это похоже! Я поранилась! Придумай что-нибудь, чтобы сахар не нужно было колоть!"

Директор Рад задумался над тем, что сказала жена, и в результате родилось его изобретение - станок для изготовления прессованного сахара в форме кубиков.

Через 2-3 месяца пани Юлиана получила от мужа подарок - коробку с 350 кусочками сахара, белыми и красными. Их она без проблем могла использовать в хозяйстве.

Изобретение Рада увидело свет в 1841 году, но серийное производство кускового сахара-рафинада началось лишь спустя долгие месяцы.

Он подал заявку на получение патента и лицензии на производство кускового сахара. Получил и то, и другое зимой 1843 года.

Только после этого Рад смог начать производственные эксперименты. Осенью 1843 года первый кусковый сахар появился в продаже.

В Вене дачицкий сахар продавался под названием «Чайный», в упаковках по 250 кусочков.

Как выглядел кусочек сахара в те времена?

Тогда производились сахарные кубики двух видов. Один кубик имел грань размером в полтора сантиметра, второй - на 3 миллиметра поменьше. Маленький кубик больше походил на современный прессованный сахар, хотя, по правде сказать, современный сахар имеет, скорее, форму бруска, а не кубика.

Сахарной пудрой наполнялись квадратные отверстия в латунной доске, которую потом насаживали на доску медную. Под специальным прессом пудру сжимали до половины ее первоначального объема. Готовые кусочки сушились 12 часов, а потом их начинали упаковывать. Производство сахара в Дачице прекратилось в 1852 году. Выяснилось, что условия для выращивания сахарной свеклы здесь никудышные, а привозить сырье издалека было слишком накладно. Даже линия по производству кускового сахара не смогла спасти завод от банкротства. Якуб Рад признал свое поражение и вернулся в Вену. Изобретение Рада настолько прочно вошло в нашу жизнь, что уже не верится, что о его кусковом сахаре вскоре забыли. Тем не менее, это так.