Занятие по дополнительному образованию.
Тема: «Народное промыслы их истоки и современное развитие. Русская матрёшка – Воронежская матрёшка».
Цель: создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного искусства и народного творчества родного края, развивать творческие способности детей.
Задачи: познакомить учащихся с историей, современным развитием, особенностями русской деревянной игрушки – матрёшки, с особенностями Воронежской матрёшки.
Оборудование:
для учащихся: вырезанный силуэт Воронежской матрёшки, кисти, краски(гуашь), баночка, тряпочка, цветная бумага, бархатная бумага, ножницы, клей.
для учителя: презентация , теоретический (по 1 экземпляру)и иллюстративный материал(по 3 экземпляра) о разных промыслах по изготовлению русской матрёшки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Здравствуйте детишки!
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
На уроке рисования!
2. Сообщение темы занятия.
- Наш урок я хочу начать с загадки:
Слайд 2
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
А в нутрии секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская … (матрёшка)
- Ребята догадались о чём сегодня пойдёт речь?
- Кто попробует сформулировать тему урока?
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься?
3.Изучение теоретического материала.
Слайд 3
Матрёшка - самый популярный русский сувенир.
Слайд 4
Но мало кто знает, что прообразом нашей матрёшки стала японская
игрушка
В 1898 году жена известного промышленника и покровителя искусств, Саввы
Мамонтова - Елизавета Мамонтова привезла в Россию точеную фигурку японского
святого Фукурумы.
Она оказалась с сюрпризом - разымалась на две части и представляла собой пять
вложенных одна в другую
фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой
вверх от многочисленных раздумий.
Слайд 5
В конце XIX века в Абрамцево Сергей Малютин - абрамцевский художник нарисовал эскиз русской игрушки.
По эскизу художника местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куклу. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Когда-то в России имя Матрена было одним из самых распространенных.
Слайд 6
Давным - давно имя Матрёна считалось самым распространенных
женских имён. В его основе лежит слово «мать». Поэтому в народе имя Матрёна
ассоциировалось с матерью, причём большого семейства.
Русская матрешка стала символом плодородия, изобилия, многодетности. Мать,
дочь, внучка, и так далее… Не случайно, что традиционное количество вкладок –
это семь. Семь – сказочное число и символ семьи: «семь-Я».
Организция самостоятельной работы группах.
Даётся задание по работе с текстом и иллюстративным материалом.
(Текст с описанием одного из промыслов по изготовлению матрёшки и иллюстрации с изображением матрёшек разных промыслов. Учащиеся изучают текст – описание и по описанию определяют матрёшку того промысла, который достался группе.2 человека из группы рассказывают об особенностях данного промысла и демонстрируют иллюстрацию)
1 группа- Загорская матрёшка
2 группа- Семёновская матрёшка
3 группа – Полхов Майданская игрушка.
Учитель рассказывает о Воронежской матёшке.
Слайд 7
Воронежская матрёшка появилась в конце 60 годов прошлого столетия
Слайд 8
Создательницей Воронежской матрёшки стала Елена Матвеева
Интересно, что Елена Геннадиевна совершенно случайно увидела бракованную деревянную заготовку — слишком округлую и с торчащим сучком. У художницы сразу появилась идея одеть эту деревяшку в народный костюм, а сучок изобразить как прядку непослушных волос, выпадающих из-под платка. С тех пор эта форма очень полюбилась художнице, и она вместе со своим мужем-токарем занялась изготовлением матрёшек. Мастерская Елены Геннадиевны располагается в её квартире, прямо на кухне. В ход идут акварельные краски, гуашь, лак.
Слайд 9
Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма.
Рубаха, чёрная понёва,
Яркий ситцевый платок.
«Эта кукла из Воронежа!»
Скажет смело нам знаток.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Учитель знакомит учащихся с понятием -
буриме. Приводит примеры.
Буриме -литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему)
4.Физкультминутка.
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в
ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно
выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево –
вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой
влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам,
повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки,
веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
5.Практическая работа учащихся.
Учащиеся выполняют работу по группам:
1 группа- выполняет роспись деревянной заготовки Воронежской матрёшки.
2 группа- выполняет роспись в альбомном листе.
6.Подведение итогов урока.
Итогами работы является выставка работ учащихся.
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.