Занятие по формированию позитивных представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Занятие по формированию позитивных представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
6 кл—7 кл
14.05.2023
Занятие по формированию позитивных представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста
Развитие нравственных ориентиров через приобщение к семейным ценностям. Способствовать формированию основ нравственных качеств личности дошкольника и его поведенческих позиций в процессе освоения элементарных норм взаимоотношений в семье из жизненных примеров.
Занятие с детьми-Семейные ценности Забота (2).docx

Технологическая карта занятия

по формированию позитивных представлений о семейных ценностях

у детей старшего дошкольного возраста

 

Пушкарева Инна Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 

 

Тема

Развитие нравственных ориентиров через приобщение к семейным ценностям

Цель

Способствовать формированию основ нравственных качеств личности дошкольника и его поведенческих позиций в процессе освоения элементарных норм взаимоотношений в семье из жизненных примеров.

Задачи

Образовательные: актуализировать представление о позитивных взаимоотношениях в семье на примерах проявления заботы в обыденных действиях и поведение членов семьи.

Развивающие: развивать связную речь через составление короткого рассказа-рассуждения по сюжетной картинке, расширять словарь детей словами: забота, беспокойство, внимание.

Воспитательные: воспитывать уважение к традиционным ценностям, таким как заботливое отношение и любовь к близким; побуждать детей к стремлению в своих поступках следовать положительному примеру.

Возраст детей

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Интегрируемые образовательные области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Форма организации

Групповая

Педагогические методы и приёмы

Метод воспитания: формирование сознания и положительного примера.

Приёмы: беседа, чтение художественной литературы, задание-интерактив «Как проявляют заботу в семье» (анализ-рассуждение жизненной ситуации по сюжетным картинкам); составление и схематизация рассказа аппликационный скрайбинг.

Необходимое оборудование и дидактический материал

Магнитный мольберт, магниты; ватман и фигуры людей (для составления аппликационного скрайба), сюжетные картинки, иллюстрирующие действия членов семьи – проявление заботы друг о друге – 6 шт: мама-папа (1), дети-родители (2), внуки-бабушка и дедушка(1), брат-сестра (1), дедушка-бабушка (1); заготовки-ромашки, символы семейных ценностей «забота», «любовь».

Предварительная работа

Словарная работа: семья, члены семьи

Форма контроля

На основном этапе занятия – контрольные вопросы педагога по содержанию игровых приёмов. На этапе самостоятельной деятельности – самоконтроль.

Планируемый результат

Дети имеют представления о позитивных взаимоотношениях в семье, как о семейных ценностях (любовь, забота); умеют выявить проявление заботы в поступках и поведении близких; осознанно выражают мнение и отношение к поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарный ход занятия:

 

Этап занятия

(структурные компоненты, используемые методы и приемы)

Время

Содержание деятельности

(действия участников)

Организация пространства и действий участников

1. Организационный этап – 2 мин.

Организация направленного внимания на предстоящую деятельность

 

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Инна Анатольевна.

- Сегодня я с вами хочу поговорить о важных вещах в жизни каждого человека.

Я приглашаю вас присесть на ковер в круг, но я переживаю, будет ли вам удобно.

Поэтому я побеспокоилась заранее и приготовила для вас вот такие подушечки, возьмите и присаживайтесь.

- Ребята, я надеюсь, каждый из вас почувствовал моё внимание, беспокойство, переживание, чтобы вам было уютно, удобно.

- А кто из близких вам людей проявляет внимание, беспокоится о вас, переживает за вас?

- Мама, папа, бабушка, сестра и др.

Пригласить в полукруг на ковре, предложить подушечки

 

Постановка и принятие детьми цели занятия

1 мин

- А как можно одним словом назвать внимание, беспокойство и переживание о близких людях.

- Забота (проявляет заботу).

- Сегодня мы с вами поговорим, как члены семьи проявляют заботу друг о друге.

 

2. Основная часть – 16 мин.

Актуализация имеющихся представлений по теме

 

1,5 мин

- Для начала, уточним, что обозначает слово семья, кого мы называем семьей?

- Это родные, близкие люди, которые живут вместе (рядом).

- Перечислите членов семьи: кто может жить в одной семье, в одной квартире?

(мама, папа, дедушка, бабушка, дети)

Используя фигурки людей – членов семьи, на ватмане – составить условно семью (заготовка для составления скрайба)

Введение в ситуацию (создание условий возникновения внутренней потребности включения в деятельность)

 

Чтение и беседа по содержанию художественного произведения:

рассказа «Бабушка отдыхает».

Василий Сухомлинский (предпосылки читательской грамотности)

 

3,5 мин

- А сейчас мы попробуем разобраться, в каких же ситуациях близкие люди проявляют заботу. И как это выражается в поступках.

Для этого, послушайте рассказ.

 

Василий Сухомлинский «Бабушка отдыхает»

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки. Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

 

- Как проявили заботу близкие о бабушке? (проявили внимание, не шумели, позаботились, чтобы бабушка выспалась)

- Как оценила бабушка этот поступок?

(она плакала от радости, что о ней заботятся)

- То есть бабушке было приятно и радостно, она считает ценным этот поступок.

- Как вы считаете, а бабушка заботится о Галинке? (да, кормит её, помогает учить уроки и др.)

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

Игра с мячом «Кто ты мне в нашей семье?»

 

2 мин

-Каждый ли член семьи может проявить заботу о своих близких? Мы сейчас в этом разберемся.

Давайте сначала, вспомним, кто кем приходится в семье. Для этого приглашаю в круг поиграть в игру «Кто ты мне в нашей семье?»

- Я мама, а ты кто мне?

- Я сестра, а ты кто мне?

- Я дочка, а ты кто мне?

- Я внучка, а ты кто мне?

- Я бабушка, а ты мне кто?

Дети стоят в кругу. В. кидает мяч ребёнку и задает вопрос: «Я бабушка, ты мне кто?» Ребёнок возвращает мяч, отвечая на вопрос «Внук (внучка)» и т.д.

 

Самопроверка детьми усвоенных представлений

 

Интерактивный ресурс (анализ-рассуждение): дидактическое задание «Как проявляют заботу в семье»

(работа в парах)

2 мин

- Разделимся на пары, подойдите к столу, возьмите по одной карточке с картинками. Задание: рассмотрите и обсудите в паре картинки, на которых изображены действия членов семьи. Подумайте, в чем проявляется забота друг о друге: мама-папа, дети-родители, внуки-бабушка и дедушка, брат-сестра (Например, мама заботится о папе – гладит ему вещи, чтобы папа выглядел опрятным; а папа заботится о маме - помогает маме с уборкой по дому, пока она гладит вещи).

В парах за столом обсуждают сюжет выбранных картинок

И делают вывод, как в этих действиях (поступках) проявляется забота.

Введение знаний в систему знаний

 

Аппликационный скрайбинг (приём)

Составление рассказа с помощью сюжетных картинок

(коллективная работа)

 

4 мин

- А теперь я приглашаю каждую пару. Расскажите по вашей картинке, кто из членов семьи проявляет заботу и по отношению к кому. Определите место картинки на нашей общей картине и прикрепите.

- Посмотрите, у нас получилась целая картина, которая рассказывает о семье, где все члены заботятся друг о друге.

- Как можно назвать человека, который проявляет заботу? Какой он?

(Заботливый)

- Как можно назвать семью, в которой все заботятся друг о друге (Дружная семья)

- Предлагаю дать это название нашему рассказу, который мы схематично записываем с помощью составления картины.

- Как относятся члены семьи к проявлению заботы от близких?

 (Приятно, дорожат, ценят такие поступки)

- Значит все хорошее, что нам дорого мы ценим. Это ценность.

- А проявление таких ценных поступков, как забота о близких в семье – это какая ценность?

(Семейная ценность)

После обсуждения  коллективно составляют рассказ, схематизируя его с помощью аппликационного скрайба

(прикрепляют картинки на ватман, куда в предыдущем задании наклеили фигуры людей - членов семьи)

 

Систематизация и закрепление полученных знаний

 

Продуктивная деятельность

Составление кластера

3 мин

- Почему в семье все заботятся друг о друге?

(любят друг друга).

- В чем проявляется любовь?

(поддерживают друг друга, избегают ссор и обид)

- То есть, любовь так же, как и забота – это ценные качества, которые показывают, как мы дорожим близкими.

- Хочу сказать, что в каждой семье есть разные ценности - это наши отношения, наши поступки.

- Я для вас приготовила вот такие красивы ромашки – из которых предлагаю вам сделать символы семейных ценностей. В центре ромашки – я условно обозначила одной картинкой разные семейные ценности (сундучок, шкатулка). Раз это ценности, их нужно беречь и хранить.

- Предлагаю вам картинки-символы, которыми можно обозначить такие семейные ценности, ка забота и любовь. Выберите одну картинку, которая будет обозначать заботу и одну, которая будет обозначать любовь. Наклейте их на лепестки ромашки.

- У ромашки много лепестков. И в каждой семье есть свои ценности. Дома вместе со своими родными поговорите о семейных ценностях вашей семьи и заполните эту ромашку.

Оформить лепестки (выбирают любые символьные картинки, обозначающие заботу и наклеивают на лепестки).

 

3. Заключительная часть – 2 мин.

Подведение итогов

1 мин

- Ребята подойдите ко мне в круг.

- Посмотрите еще раз на картину, которую мы с вами составили. О какой семейной ценности рассказывает нам эта картина?

(забота о близких людях)

- Что же значить заботиться? (беречь, быть внимательным, переживать).

- Ребята, а близкими людьми считаем только семью?

(это могут быть друзья, мы в группе)

- Действительно, проявить заботу мы можем и о наших друзьях, а в чем она может проявляться, вы поговорите с ребятами вашей группы.

Встать в круг.

Рефлексия

1 мин

- Возьмите себе карточку со смайликами.

Если сегодня вы поняли, как будете проявлять заботу о близких, поднимите смайлик с пальчиком вверх. Если вы еще размышляете, как показать поступками заботу, поднимите думающий смайлик

- Спасибо ребята, я тоже вместе с вами сегодня поняла, забота – это проявление многих поступков, которые показывают, как для вас дорог человек.

- Все молодцы. До свидания!

 

 


 

Технологическая карта занятия по формированию позитивных представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по формированию позитивных представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста

Сценарный ход занятия:

Сценарный ход занятия:

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки

Это ценность. - А проявление таких ценных поступков , как забота о близких в семье – это какая ценность? (Семейная ценность)

Это ценность. - А проявление таких ценных поступков , как забота о близких в семье – это какая ценность? (Семейная ценность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023