Технологическая карта занятия
по формированию позитивных представлений о семейных ценностях
у детей старшего дошкольного возраста
Пушкарева Инна Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Тема |
Развитие нравственных ориентиров через приобщение к семейным ценностям |
Цель |
Способствовать формированию основ нравственных качеств личности дошкольника и его поведенческих позиций в процессе освоения элементарных норм взаимоотношений в семье из жизненных примеров. |
Задачи |
Образовательные: актуализировать представление о позитивных взаимоотношениях в семье на примерах проявления заботы в обыденных действиях и поведение членов семьи. Развивающие: развивать связную речь через составление короткого рассказа-рассуждения по сюжетной картинке, расширять словарь детей словами: забота, беспокойство, внимание. Воспитательные: воспитывать уважение к традиционным ценностям, таким как заботливое отношение и любовь к близким; побуждать детей к стремлению в своих поступках следовать положительному примеру. |
Возраст детей |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
Интегрируемые образовательные области |
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. |
Форма организации |
Групповая |
Педагогические методы и приёмы |
Метод воспитания: формирование сознания и положительного примера. Приёмы: беседа, чтение художественной литературы, задание-интерактив «Как проявляют заботу в семье» (анализ-рассуждение жизненной ситуации по сюжетным картинкам); составление и схематизация рассказа аппликационный скрайбинг. |
Необходимое оборудование и дидактический материал |
Магнитный мольберт, магниты; ватман и фигуры людей (для составления аппликационного скрайба), сюжетные картинки, иллюстрирующие действия членов семьи – проявление заботы друг о друге – 6 шт: мама-папа (1), дети-родители (2), внуки-бабушка и дедушка(1), брат-сестра (1), дедушка-бабушка (1); заготовки-ромашки, символы семейных ценностей «забота», «любовь». |
Предварительная работа |
Словарная работа: семья, члены семьи |
Форма контроля |
На основном этапе занятия – контрольные вопросы педагога по содержанию игровых приёмов. На этапе самостоятельной деятельности – самоконтроль. |
Планируемый результат |
Дети имеют представления о позитивных взаимоотношениях в семье, как о семейных ценностях (любовь, забота); умеют выявить проявление заботы в поступках и поведении близких; осознанно выражают мнение и отношение к поступкам. |
Сценарный ход занятия:
Этап занятия (структурные компоненты, используемые методы и приемы) |
Время |
Содержание деятельности (действия участников) |
Организация пространства и действий участников |
1. Организационный этап – 2 мин. |
|||
Организация направленного внимания на предстоящую деятельность
|
1 мин |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Инна Анатольевна. - Сегодня я с вами хочу поговорить о важных вещах в жизни каждого человека. Я приглашаю вас присесть на ковер в круг, но я переживаю, будет ли вам удобно. Поэтому я побеспокоилась заранее и приготовила для вас вот такие подушечки, возьмите и присаживайтесь. - Ребята, я надеюсь, каждый из вас почувствовал моё внимание, беспокойство, переживание, чтобы вам было уютно, удобно. - А кто из близких вам людей проявляет внимание, беспокоится о вас, переживает за вас? - Мама, папа, бабушка, сестра и др. |
Пригласить в полукруг на ковре, предложить подушечки
|
Постановка и принятие детьми цели занятия |
1 мин |
- А как можно одним словом назвать внимание, беспокойство и переживание о близких людях. - Забота (проявляет заботу). - Сегодня мы с вами поговорим, как члены семьи проявляют заботу друг о друге. |
|
2. Основная часть – 16 мин. |
|||
Актуализация имеющихся представлений по теме
|
1,5 мин |
- Для начала, уточним, что обозначает слово семья, кого мы называем семьей? - Это родные, близкие люди, которые живут вместе (рядом). - Перечислите членов семьи: кто может жить в одной семье, в одной квартире? (мама, папа, дедушка, бабушка, дети) |
Используя фигурки людей – членов семьи, на ватмане – составить условно семью (заготовка для составления скрайба) |
Введение в ситуацию (создание условий возникновения внутренней потребности включения в деятельность)
Чтение и беседа по содержанию художественного произведения: рассказа «Бабушка отдыхает». Василий Сухомлинский (предпосылки читательской грамотности)
|
3,5 мин |
- А сейчас мы попробуем разобраться, в каких же ситуациях близкие люди проявляют заботу. И как это выражается в поступках. Для этого, послушайте рассказ.
Василий Сухомлинский «Бабушка отдыхает» Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала: – Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку. Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала: – Галинка, слушай… Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала: – Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце. Сели девочки к столу и рассматривают рисунки. А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки. Когда бабушка встала, Галинка спросила: – Бабушка, почему вы во сне плакали? Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
- Как проявили заботу близкие о бабушке? (проявили внимание, не шумели, позаботились, чтобы бабушка выспалась) - Как оценила бабушка этот поступок? (она плакала от радости, что о ней заботятся) - То есть бабушке было приятно и радостно, она считает ценным этот поступок. - Как вы считаете, а бабушка заботится о Галинке? (да, кормит её, помогает учить уроки и др.) |
|
Динамическая пауза
Игра с мячом «Кто ты мне в нашей семье?»
|
2 мин |
-Каждый ли член семьи может проявить заботу о своих близких? Мы сейчас в этом разберемся. Давайте сначала, вспомним, кто кем приходится в семье. Для этого приглашаю в круг поиграть в игру «Кто ты мне в нашей семье?» - Я мама, а ты кто мне? - Я сестра, а ты кто мне? - Я дочка, а ты кто мне? - Я внучка, а ты кто мне? - Я бабушка, а ты мне кто? |
Дети стоят в кругу. В. кидает мяч ребёнку и задает вопрос: «Я бабушка, ты мне кто?» Ребёнок возвращает мяч, отвечая на вопрос «Внук (внучка)» и т.д.
|
Самопроверка детьми усвоенных представлений
Интерактивный ресурс (анализ-рассуждение): дидактическое задание «Как проявляют заботу в семье» (работа в парах) |
2 мин |
- Разделимся на пары, подойдите к столу, возьмите по одной карточке с картинками. Задание: рассмотрите и обсудите в паре картинки, на которых изображены действия членов семьи. Подумайте, в чем проявляется забота друг о друге: мама-папа, дети-родители, внуки-бабушка и дедушка, брат-сестра (Например, мама заботится о папе – гладит ему вещи, чтобы папа выглядел опрятным; а папа заботится о маме - помогает маме с уборкой по дому, пока она гладит вещи). |
В парах за столом обсуждают сюжет выбранных картинок И делают вывод, как в этих действиях (поступках) проявляется забота. |
Введение знаний в систему знаний
Аппликационный скрайбинг (приём) Составление рассказа с помощью сюжетных картинок (коллективная работа)
|
4 мин |
- А теперь я приглашаю каждую пару. Расскажите по вашей картинке, кто из членов семьи проявляет заботу и по отношению к кому. Определите место картинки на нашей общей картине и прикрепите. - Посмотрите, у нас получилась целая картина, которая рассказывает о семье, где все члены заботятся друг о друге. - Как можно назвать человека, который проявляет заботу? Какой он? (Заботливый) - Как можно назвать семью, в которой все заботятся друг о друге (Дружная семья) - Предлагаю дать это название нашему рассказу, который мы схематично записываем с помощью составления картины. - Как относятся члены семьи к проявлению заботы от близких? (Приятно, дорожат, ценят такие поступки) - Значит все хорошее, что нам дорого мы ценим. Это ценность. - А проявление таких ценных поступков, как забота о близких в семье – это какая ценность? (Семейная ценность) |
После обсуждения коллективно составляют рассказ, схематизируя его с помощью аппликационного скрайба (прикрепляют картинки на ватман, куда в предыдущем задании наклеили фигуры людей - членов семьи)
|
Систематизация и закрепление полученных знаний
Продуктивная деятельность Составление кластера |
3 мин |
- Почему в семье все заботятся друг о друге? (любят друг друга). - В чем проявляется любовь? (поддерживают друг друга, избегают ссор и обид) - То есть, любовь так же, как и забота – это ценные качества, которые показывают, как мы дорожим близкими. - Хочу сказать, что в каждой семье есть разные ценности - это наши отношения, наши поступки. - Я для вас приготовила вот такие красивы ромашки – из которых предлагаю вам сделать символы семейных ценностей. В центре ромашки – я условно обозначила одной картинкой разные семейные ценности (сундучок, шкатулка). Раз это ценности, их нужно беречь и хранить. - Предлагаю вам картинки-символы, которыми можно обозначить такие семейные ценности, ка забота и любовь. Выберите одну картинку, которая будет обозначать заботу и одну, которая будет обозначать любовь. Наклейте их на лепестки ромашки. - У ромашки много лепестков. И в каждой семье есть свои ценности. Дома вместе со своими родными поговорите о семейных ценностях вашей семьи и заполните эту ромашку. |
Оформить лепестки (выбирают любые символьные картинки, обозначающие заботу и наклеивают на лепестки).
|
3. Заключительная часть – 2 мин. |
|||
Подведение итогов |
1 мин |
- Ребята подойдите ко мне в круг. - Посмотрите еще раз на картину, которую мы с вами составили. О какой семейной ценности рассказывает нам эта картина? (забота о близких людях) - Что же значить заботиться? (беречь, быть внимательным, переживать). - Ребята, а близкими людьми считаем только семью? (это могут быть друзья, мы в группе) - Действительно, проявить заботу мы можем и о наших друзьях, а в чем она может проявляться, вы поговорите с ребятами вашей группы. |
Встать в круг. |
Рефлексия |
1 мин |
- Возьмите себе карточку со смайликами. Если сегодня вы поняли, как будете проявлять заботу о близких, поднимите смайлик с пальчиком вверх. Если вы еще размышляете, как показать поступками заботу, поднимите думающий смайлик - Спасибо ребята, я тоже вместе с вами сегодня поняла, забота – это проявление многих поступков, которые показывают, как для вас дорог человек. - Все молодцы. До свидания! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.