Занятие по психологической подготовке к сдаче экзамена
Тема: Основы саморегуляции.
Задачи: преодоление скованности и напряженности участников группы; тренировка мышечного расслабления.
1. Приветствие.
Участники вспоминают о том, что было на прошлом занятии.
2. Прогрессивная мышечная релаксация. Влияние стресса на состояние человека.
Еще в древности была замечена связь между эмоциями человека и его физическим состоянием. Считалось, например, что необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце; зависть и злость поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска - ускоряют старение. Длительные нервные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.
Негативное влияние стресса на физическое здоровье проявляется в первую очередь в виде мышечного напряжения. Физическое напряжение приносит дискомфорт и переутомление. Вследствие этого вы взвинчены, нетерпеливы, раздражительны и легко утомляетесь.
Снятие напряжения приносит ощущение комфорта и жизнерадостности. Чтобы добиться расслабления, вам нужно научиться распознавать признаки физического напряжения и контролировать его. Это достигается при помощи метода прогрессивной мышечной релаксации. Сначала постарайтесь расслабить мышцы вокруг глаз. Плотно закройте глаза. В эту минуту вы контролируйте свои мышцы, заставляя их делать то, что вам хочется. Ощутив контроль над напряжением, расслабьте мышцы, открыв глаза.
Чередуя расслабление и напряжение, вы сможете понять два основных принципа мышечной релаксации. Во-первых, мышцы нужно напрячь по своей воле, чтобы взять напряжение под контроль. Во вторых, мыщцы нужно расслабить. Вы можете постепенно двигаться по своему телу, слегка напрягая и расслабляя мышцы тела по очереди. Таким образом, вы сможете расслабить все части тела. Давайте начнем учиться ощущать и расслаблять каждую часть отдельно.
Делая вдох, напрячь мышцы на 7-10 секунд, делая выдох расслабить на 7-10 секунд. Подождать 10 секунд и снова напрячься.
Кисти рук. Сожмите кулаки, чтобы ощутить напряжение в кистях. Расслабьте кисти, разжав кулаки.
Предплечья.
Напрягите мышцы предплечий, опустив кисти рук. Согните руки в запястьях, как
будто пытаясь достать пальцами нижнюю поверхность предплечий. Расслабьте руки,
распрямив запястья.
Верхняя часть рук. Напрягите бицепсы, согните руки в
локтях и взяв себя пальцами за плечи. То же самое движение делают культуристы,
чтобы продемонстрировать свои бицепсы. Расслабьте руки, выпрямив их.
Плечи. Напрягите мышцы, приподняв плечи как можно выше, как будто хотите дотянуться ими до ушей. Расслабьтесь, опустите плечи.
Шея. Наклоните голову влево настолько, чтобы почувствовать, как натянулись мышцы в правой части шеи. Медленно переведите голову вперед, затем перекатите ее направо и назад, в исходное положение. Одна сторона шеи напрягается тогда, когда другая расслабляется.
Выполняя это упражнение ежедневно, вы сможете избавиться от напряжения.
3. Упражнение «Угадай эмоцию».
Ведущий предлагает участникам вытянуть карточку с названием эмоций. И постараться изобразить ее с помощью мимики и жестов. Остальные угадывают.
Варианты: радость, огорчение, восторг, страх, отвага, скука, негодование, восхищение, любовь, ненависть, ужас, стыд, волнение.
Для чего выполняли это упражнение?
Саморегуляция эмоционального состояния.
Как и всякое эмоциональное состояние, состояние
учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Вы пребываете в ожидании
предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со
сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению,
предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального
состояния перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ.
Методы самопомощи в ситуации стресса.
Многие ненавидят школу, которая становится
серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль
жизни, меняйтесь сами!
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в
спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте
бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и
физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую
музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной
жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги,
не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми.
Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они
особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Техники визуализации
Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.
· Ваше эмоциональное напряжение – это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние.
· Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья.
· Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.
«Вызов эмоций».
Вспомните и опишите чудесные переживания вашей жизни, самые счастливые мгновения восторга, радости, счастья. Представьте себе, что эта ситуация повторилась и сейчас вы находитесь там же в состоянии счастья и радости. Какие образы: зрительные, слуховые, кинестетические – сопровождают это состояние? Вспомните свое лицо в этот момент, постарайтечсь сделать тоже. Почувствуйте свое состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, уверенной походкой, выразительными жестами и т.д. постарайтесь удержать и запомнить эти физические проявления радости и счастья, чтобы воспроизвести их по собственному желанию.
· Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»).
4. Мой учебный стиль.
Вы наверняка заметили, что все мы учимся по разному, у каждого из нас свои особенности, способы работы, свои сильные и слабые стороны. Если мы осознаем, что является нашими сильными сторонами, а что слабыми местами, нам будет легче найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так, чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами и помогли компенсировать слабые. Сегодня мы рассмотрим два важных аспекта учебной деятельности: каналы восприятия и когнитивные стили.
Каналы восприятия – это способы восприятия и переработки информации. Выделяют три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический.
Визуалы «Я вижу».
· Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет.
· В учебе больше опираются на визуально запоминающиеся страницы учебника или конспекта.
· Наиболее эффективные методы: чтение, письмо, просмотр фильмов, работа на доске, работа с картинками, книгами.
Аудиалы «Я слышу»
· Обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам.
· В учебе больше опираются на материал, который услышали.
· Наиболее эффективные методы: ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов, чтение вслух.
Кинестетики: «Я чувствую».
· Ощущения для таких людей первичны, а действия вторичны.
· Обладают хорошей мышечной памятью..
· Наиболее эффективные методы: физические соревнования и игры, решение задач и использованием материальных предметов, проведение экспериментов, группы с переменным составом.
У каждого человека один из каналов является ведущим. Использование опроы на несколько каналов способствует лучшему усвоению информации.
Саморегуляция познавательной деятельности
Успешность выполнения заданий на экзамене обеспечивается не только правильным подходом к использованию своих знаний и умений, но и грамотным использованием собственных психологических ресурсов.
Саморегуляция памяти
Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести имеющиеся у вас знания. Успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.
Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.
Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.
Правила самоорганизации внимания
Активность вашего внимания и умственной деятельности
повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или
негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т.
п.
Необходимо принимать во внимание, что даже самый интересный материал, самая интересная лекция самыми внимательными людьми непрерывно воспринимается не дольше 7 – 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания.
. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.
Когда вы начинаете испытывать во время подготовки напряжение, сильную усталость можно использовать следующие приемы:
Когнитивный стиль – это особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации.
МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» ( МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ В МОДИФИКАЦИИ Г.В.РЕЗАПКИНОЙ)
Инструкция к тесту
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник
поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в
бланке поставьте плюс, если нет – минус.
ТЕСТ
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ |
Тип мышления |
вопросы |
Ответ |
|||||||
1 |
Предметно-действенное |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
31 |
36 |
|
2 |
Абстрактно-символическое |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
|
3 |
Словесно-логическое |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
33 |
38 |
|
4 |
Наглядно-образное |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
34 |
39 |
|
5 |
Креативность |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
|
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
• 0-2 – низкий,
• 3-5 – средний,
• 6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить
задания на ЕГЭ, полезно:
· Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы.
радость, огорчение, восторг, страх, отвага, скука, негодование, восхищение, любовь, ненависть, ужас, стыд, волнение.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ |
Тип мышления |
вопросы |
Ответ |
|||||||
1 |
Предметно-действенное |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
31 |
36 |
|
2 |
Абстрактно-символическое |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
|
3 |
Словесно-логическое |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
33 |
38 |
|
4 |
Наглядно-образное |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
34 |
39 |
|
5 |
Креативность |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
|
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ |
Тип мышления |
вопросы |
Ответ |
|||||||
1 |
Предметно-действенное |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
31 |
36 |
|
2 |
Абстрактно-символическое |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
|
3 |
Словесно-логическое |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
33 |
38 |
|
4 |
Наглядно-образное |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
34 |
39 |
|
5 |
Креативность |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
|
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ |
Тип мышления |
вопросы |
Ответ |
|||||||
1 |
Предметно-действенное |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
31 |
36 |
|
2 |
Абстрактно-символическое |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
|
3 |
Словесно-логическое |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
33 |
38 |
|
4 |
Наглядно-образное |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
34 |
39 |
|
5 |
Креативность |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
|
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ |
Тип мышления |
вопросы |
Ответ |
|||||||
1 |
Предметно-действенное |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
31 |
36 |
|
2 |
Абстрактно-символическое |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
|
3 |
Словесно-логическое |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
33 |
38 |
|
4 |
Наглядно-образное |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
34 |
39 |
|
5 |
Креативность |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.