Занятие по развитию речи

  • doc
  • 16.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТОЕ развитие речи.doc

Развитие речи

Открытое занятие

 

Тема: «Описание игрушки».

Задачи : связная речь , учить детей составлять короткий описательный рассказ по игрушке.

Грамматика: учить ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательных и существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительными и увеличительными значениями.

Звуковая культура речи: учить детей слышать и правильно произносить звук Ш,  изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

Материал: Большой медведь( мягкая игрушка); картинка  с предметами, в  названиях которых есть звук Ш: чашка, кувшин, лягушка, груша , вишня, черешня , шкаф.

 

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята , я вам сейчас загадаю загадку:

Кто это: летом гуляет , а зимой спит.

Дети: Медведь.

(В это время появляется мишка).

Воспитатель: Я ещё вам одну загадку загадаю. И  ты , мишка, послушай : шерстяная , пушистая , большая – это мишка или кошка?

Дети : Мишка

Мишка: это, конечно , я! Шерстяной , пушистый , большой!

Воспитатель: Да , мишка , ты шерстяной , пушистый,  большой ( воспитатель подчеркивает слова голосом), но я сказала :шерстяная, большая , пушистая . Большая – кошка , а ты – большой.

Послушайте ещё одну загадку , и скажите о ком она.

Коричневая, большая , смешная – это мишка или обезьяна

Дети : это обезьяна

Мишка: мы с ребятами же знаем, что коричневая , веселая и смешная – обезьяна , я – коричневый, смешной , большой.

Воспитатель: А  это кто :косолапая , большая, меховая?

Дети: Это медведица

Мишка: Правильно ребята отгадали , и я отгадал : косолапая – медведица, а я –косолапый.

Воспитатель: ребята, а сейчас мы с вами придумаем  о мишке но ласковые. Как мы назовём мишку ласково.

Дети: Мишутка , мишенька ( ели дети затрудняются подсказать им).

Воспитатель : ребята , а сейчас скажите такие слова, что бы было понятно , что мишка большой: не медведь , а (медведище)

- Вам понравился мишка ? Я вам сейчас расскажу про него историю. Жила Машенька. Был у неё мишка. Она очень любила своего мишутку и сшила для него красивые штанишки и рубашку. Надел мишка штанишки да в одну штанину две лапы засунул . Машенька говорит ему : « Ты , мишенька , не правильно надел штанишки . Нужно в одну  штанинку одну лапу просунуть».  Очень постарался мишка и правильно надел штанишки. За это Машенька дала ему шоколадку.

Воспитатель: Ребята , посмотрите , что я положила на стол: Куклу- Машу, мишку , штанишки , рубашку и шоколадку ( называя каждый предмет)

- Какой звук слышится в этих словах? ( Показываю артикуляцию звука Ш). Вера , возьми игрушку, которая тебе нравиться , и произнеси звук  Ш так , что бы он слышался чётко в слове. Артемий , возьми игрушку  которая тебе нравиться? Произнеси слово так, что бы в нем слышался  звук Ш. Этот звук можно тянуть долго-долго- ШШШШ.( Дети повторяют)

Физкультминутка. Ребята , давайте устроим соревнования, кто дольше протянет звуки. – Как будто мишка надул большие шары , и они потихоньку спускаются . Поднимите руки , а теперь, медленно опуская , произносите звук Ш ( Игра повторяется 2-3 раза.

Занятие продолжается . Ребята , кто хочет рассказать про мишку , а мы с мишкои  и ребятами послушаем. Дети рассказывают.

А сейчас ребята , назовите имена в которых есть звук Ш . Дети называют.

- Мишка предлагает вам поиграть ещё в одну игру. Послушайте слова: мишка.  К нему можно подобрать слова , которые звучат похоже: мишка – шишка. А теперь ребята попробуйте вы подобрать такие слова . Родион – мишка – малышка, Лиза  - мишка-пышка, Ваня – мишка-глупышка.

А к слову лягушка какие можно подобрать слова: Юля –лягушка-подушка,

Вера – лягушка-хлопушка, Серафим – лягушка-ватрушка.

Воспитатель : Ребята , послушай те маленький стишок про лягушку:  не найду я ушки у нашей лягушке. Скажем это стих тихонько, теперь погромче, теперь медленно и быстро. 

Мишка : Ребята спасибо вам . До свидание

Дети : до свидание.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, я попрошу вас помочь мне все убрать.

Дети  помогают воспитателю.

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: Описание игрушек
Программное содержание:

Коммуникация:

- Развивать умения детей рассказывать: описывать предметы (игрушки); 

- Побуждать детей к активному употреблению в речи простейших сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- Формировать умения употреблять существительные с обобщающим значением (игрушки).

Познание:

- Формировать у детей представления о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький (шар);

- Формировать у детей умения называть цвет, форму, материал и его качество, свойства.

Социализация:

- Продолжать развивать игровую деятельность детей;

- Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование: Мяч, воздушный шарик, матрешка, барабан.

Предварительная работа: рассматривание в повседневной жизни предметов, игрушек, отгадывание загадок о них. Пение песенок об игрушках.


Ход занятия:

- Дети, отгадайте загадку.

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …. шары!


-Воспитатель держит шарик за нитку. У меня в руках шарик. Давайте мы с вами ребята расскажем, какой он?

- Посмотрите на шарик и скажите, какого он цвета и формы? – шарик красный, круглый, воздушный. Воздушный – значит в нем воздух, поэтому он легкий и может летать. Я сейчас немного выпущу воздух из шарика, а вы скажите, что с ним будет? – он стал меньше.

Воспитатель: Я опять его надую. Какой стал шарик? - он снова стал большим. Он из мягкой резины, а она растягивается. Дети из чего сделан шарик? Повторяют 2-3 ребенка.

Воспитатель: Шарик стал опять большим и красивым. Как вы думайте дети, может летать он, когда дождик пойдет? Если польем шарик водой, что будет? – вода скатывается, он гладкий, мы его вытрем, и он полетит. Дети повторяют вместе с воспитателем: шарик непромокаемый, как все предметы сделанные из резины. Посмотрите. Надеваем резиновые перчатки на руки ребенка и опускаем их в воду. Снимаем перчатки – руки сухие. – Перчатки тоже резиновые как и шарик.

Воспитатель: Шарик красивый, круглый, красный и умеет летать, потому что он воздушный. Он может быть меленьким и большим, потому что из мягкой резины – резиновый, гладкий и водонепроницаемый, даже в дождик может летать.

Воспитатель показывает резиновый мяч. Он тоже круглый и резиновый. Давайте расскажем про него. Я буду рассказывать про мяч, а ты Саша про воздушный шарик.

Воспитатель: Мой мяч круглый, резиновый, синий.

Ребенок: Мой воздушный шарик тоже круглый, резиновый, но красный.

Воспитатель. Мяч упругий, скачет, но и летит, если его бросить – демонстрирует.

Ребенок. Мой воздушный шарик легкий, высоко летает.

Воспитатель. Мой мяч водонепроницаемый, может плыть по воде.

Ребенок: Мой воздушный шарик может летать под дождем, он тоже такой водонепроницаемый – помогает назвать слово воспитатель, ребенок повторяет.

Воспитатель. Отгадайте загадку: упадет – поскачет, ударишь – не плачет. Мяч! Молодцы!

Проводится игра «Не урони». Дети встают в две шеренги и бросают мяч друг другу.

Воспитатель. Дети к нам – гостья. Показывает матрешку.

В этой молодице прячутся сестрицы

Каждая сестрица для меньшей – темница.

Воспитатель. Почему они сестрицы? Они похожи? Чем похожи? – платочки одинаковые и сарафаны. Глаза голубые и щечки красные. Из чего сделана матрёшка? – она деревянная. Её расписывают художники, поэтому она такая нарядная.

Воспитатель собирает матрешку. – Как вы думаете, внутри матрешки темно?- темно. Темница, туда сестричка прячется, за ней и другая, а все - в одну большую. Вот все они вместе.

Воспитатель. Дети отгадайте загадку, кто у нас ещё в гостях:

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.

(барабан)

Воспитатель обводит рукою всю группу предметов. Как одним словом, можно назвать всех гостей? – игрушки. Воздушный шарик, мяч, матрешки, барабан – это игрушки. Молодцы!

Воспитатель. Мы игрушки не только любим, но бережем. Поставим их вместе на шкаф, пусть отдохнут. А воздушный шарик привяжем к окну, чтобы с нами остался и не скучал.

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «B гости к Лесовичку»

(описание игрушек)

Описание игрушек.

Цель. Связная речь: продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Грамматика: упражнять: в умении пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; в словообразовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Зв. кул. речи: закрепить умение выделять звук "ж" в словах.

Деление слов на слоги.

Воспитывать доброжелательное отношение к живой и неживой природе.

Словарная работа: пушистая, рыжая, длинная, большая, мягкая...

Материал: игрушки: белка, медведь, божья коровка, елки, шарик воздушный, письмо.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг, Я

твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Что бы у нас весь день было хорошее настроение.

Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик с конвертом, что же там написано? «Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе на день рождения».

Старичок лесовичок.

А дорогу вам покажут мои друзья - зверушки.

- Ребята, а вы знаете, как называются звери, которые живут в лесу? (дикие)

- А каких диких зверей вы знаете? (медведь, белка, заяц ...)

- А какие в лесу растут деревья? (тополь, елка, дуб, береза ...) молодцы!

Посмотрите, на елке белочка сидит. Здравствуй белочка. Ребятки, а какая белочка, давайте расскажем.

- Какая у нее шубка? (рыжая, мягкая)

- Какой хвост? (большой, пушистый)

- Что у белки на голове? (уши острые, с кисточками)

- Что у нее на мордочке? (большие черные глаза, розовый носик)

- Где живет белка и чем питается? (в дупле, любит орешки, шишки)

А теперь послушайте, какой рассказ получился. Молодцы все про меня рассказали.

Белка, белка - расскажи

Белка, белка - покажи

Как найти дорожку

К лесовичку в сторожку?

- Покажу, только выполните мое задание. Я буду называть слова, а вы должны сказать это же слово ласково.

Ветка - веточка, белка - белочка, трава - травушка, солнце - солнышко, куст - кустик, дерево-деревце. Молодцы! Идите к той елке, там живет медведь, он вам дальше покажет дорогу.

Здравствуй Миша!

Здравствуйте ребята! Очень рад вас видеть! Я хочу, чтобы вы рассказали обо мне.

-  Какая у медведя шуба? (коричневая, теплая, густая)

-  Какие лапы у него? (большие, толстые, косолапые)

-  Что у медведя на голове, на морде? (на голове у него большие, закругленные уши, а на морде небольшие глаза желтого цвета и черный нос)

-  Как вы думаете, какой медведь по характеру? (добрый, веселый, любит мед и ягоды)

-  А как медведь зимует? (сидит в берлоге и сосет лапу) молодцы! Послушайте, какой получился рассказ. Обобщаю все сказанное. Кто хочет рассказать все про медведя? (ответы детей)

Мишка, мишка – расскажи,

Мишка, мишка – покажи

Как найти дорожку

К лесовичку в сторожку?

Покажу и расскажу, только помогите мне. Я сочинял стихи, а последние слова забыл, подскажите мне:

Верещунья белобока, а зовут ее (сорока)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую (лису)

Уронила белка шишку, Шишка, стукнула (зайчишку)

Хитрый след плести, стараясь по сугробам прыгая (заяц)

Спасибо, ребята помогли. Идите по этой дорожке прямо к ручейку.

Ой, ребятки, кто это на цветочке сидит? (божья коровка)

Божья коровка подскажи

Божья коровка расскажи

Как найти дорожку

К лесовичку в сторожку?

Расскажу и покажу, только поиграйте со мной.

Давайте полетаем и пожужжим как большие жуки Ж - Ж - Ж (громко), а теперь как маленькие ж -ж - ж (тихо)

А сейчас я всем буду называть слова, и если вы услышите у них звук "ж" то хлопайте в ладоши:

Слон, жук, морковка, жираф, жаба, собака, шапка, жаворонок, мороженое. Молодцы! Справились с заданием. Вон за той березкой домик лесовичка. Доброго пути. Пойдемте скорее, а то лесовичок заждался нас.

Лесовичок: Здравствуйте ребята! Молодцы что пришли ко мне! А мои зверушки уже рассказали мне, что вы не обижали их, играли с ними и вели себя в лесу правильно.

Лесовичок: для вас тоже приготовил задание. Ответьте мне, сколько слов в этих словах: каша, сом, машина, белка, мишка, усы, береза, дуб, мина. Какие вы молодцы, теперь и угощения для вас я принес. Угощает конфетами. Вопросы по заданиям...

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, 'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

- Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Словарная работа:

А) обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;

Б) активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Материал:

сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Предварительная работа:

рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

В. : Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

В. : Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим) .

В. : Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .

Достаю сундучок из-за стола.

В. : Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались? ».

В. : Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка) .

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч) .

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина) .

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла) .

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида) .

В. : Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка) .

В. : Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

В. : Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?

(Да) .

В. : Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) .

В. : По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .

В. : По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные) .

В. : По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .

В. : У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В. : Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .

Из железа? (Железные) .

Из дерева? (Деревянные) .

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

В. : Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать) .

В. : Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В. : Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

В. : Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

В. : Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

В. : Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

В. : Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка) .

В. : Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка) .

В. : Кто находится между мишкой и куклой? Мяч) .

В. : Кто сидит слева от мячика? (Кукла) .

В. : А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами) .

В. : Что находится сзади куклы? (Машина) .

В. : Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка) .

В. : Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место) .

В. : Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами. ».

В. : Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Игрушки. Рисование любимой игрушки»

Занятие

Игрушки. Рисование любимой игрушки.

Цели:

знакомить с названиями игрушек;учить сравнивать их по размеру, материалу из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета.

Материалы и оборудование

: картинки и изображением игрушек, листы бумаги, карандаши.

Содержание организационной деятельности:

1 Организационный момент:

Воспитатель: Сейчас пока на улице тепло вы много гуляете. А что вы делаете, когда холодно или идет дождь? Да, вы играете дома и в детском саду с игрушками.

Вопросы:

-Дома у вас много игрушек?

-Какие у вас игрушки дома?

-Какие игрушки есть у нас в группе?

-С какими игрушками больше всего любят играть мальчики? А девочки?

-Какие игрушки вы берете на улицу?

2 Игры

*Возьми игрушку на прогулку.

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, с какими игрушками вы пошли бы на прогулку? (дети называют те которые можно взять на прогулку)

*Один-много

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите у нас в группе одна кукла или много? Один мячик или много? Сколько машинок? А кубиков? Я называю одну игрушку а вы называете этот предмет во множественном числе. Например: мяч-мячи.

- Кубик- (кубики) мишка -(мишки) кукла -(куклы)

А теперь скажите каких игрушек у нас много? Начните предложение со слов: "У нас много (кукол, машин, самолетов, мячей)

У на есть и большие игрушки и маленькие. Назовите большие игрушки. А теперь назовите маленькие.

Посмотрите на картинку и найдите самую маленькую игрушку. А теперь самую большую.

(Воспитатель показывает картинку с изображением игрушек разного размера)

* Чего не хватает?

Воспитатель показывает картинки с изображением игрушек у которых недостает частей (у машины колеса, у пирамидки вершины) Дети рассматривают картинки и определяют, каких частей не хватает у игрушки.

3 Рассказывание об играх с игрушками

Воспитатель просит детей сказать как можно играть:

а) с машиной (возить, нагружать)

б) с куклой (купать, кормить, расчесывать)

в) с мячом (бросать, ловить, катать)

4 Прослушивание музыкальной композиции

Дети слушают пьесу П. Чайковского "Новая кукла" (из Детского альбома)

После прослушивания определяют, какая это мелодия:быстрая, медленная, веселая, грустная.

5 Рисование

Дети рисуют любимую игрушку по замыслу. В конце занятия организуется выставка рисунков.

6 Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили? Что делали?

Что вам понравилось на занятии?