Развитие речи
Открытое занятие
Тема: «Описание игрушки».
Задачи : связная речь , учить детей составлять короткий описательный рассказ по игрушке.
Грамматика: учить ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательных и существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительными и увеличительными значениями.
Звуковая культура речи: учить детей слышать и правильно произносить звук Ш, изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.
Материал: Большой медведь( мягкая игрушка); картинка с предметами, в названиях которых есть звук Ш: чашка, кувшин, лягушка, груша , вишня, черешня , шкаф.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята , я вам сейчас загадаю загадку:
Кто это: летом гуляет , а зимой спит.
Дети: Медведь.
(В это время появляется мишка).
Воспитатель: Я ещё вам одну загадку загадаю. И ты , мишка, послушай : шерстяная , пушистая , большая – это мишка или кошка?
Дети : Мишка
Мишка: это, конечно , я! Шерстяной , пушистый , большой!
Воспитатель: Да , мишка , ты шерстяной , пушистый, большой ( воспитатель подчеркивает слова голосом), но я сказала :шерстяная, большая , пушистая . Большая – кошка , а ты – большой.
Послушайте ещё одну загадку , и скажите о ком она.
Коричневая, большая , смешная – это мишка или обезьяна
Дети : это обезьяна
Мишка: мы с ребятами же знаем, что коричневая , веселая и смешная – обезьяна , я – коричневый, смешной , большой.
Воспитатель: А это кто :косолапая , большая, меховая?
Дети: Это медведица
Мишка: Правильно ребята отгадали , и я отгадал : косолапая – медведица, а я –косолапый.
Воспитатель: ребята, а сейчас мы с вами придумаем о мишке но ласковые. Как мы назовём мишку ласково.
Дети: Мишутка , мишенька ( ели дети затрудняются подсказать им).
Воспитатель : ребята , а сейчас скажите такие слова, что бы было понятно , что мишка большой: не медведь , а (медведище)
- Вам понравился мишка ? Я вам сейчас расскажу про него историю. Жила Машенька. Был у неё мишка. Она очень любила своего мишутку и сшила для него красивые штанишки и рубашку. Надел мишка штанишки да в одну штанину две лапы засунул . Машенька говорит ему : « Ты , мишенька , не правильно надел штанишки . Нужно в одну штанинку одну лапу просунуть». Очень постарался мишка и правильно надел штанишки. За это Машенька дала ему шоколадку.
Воспитатель: Ребята , посмотрите , что я положила на стол: Куклу- Машу, мишку , штанишки , рубашку и шоколадку ( называя каждый предмет)
- Какой звук слышится в этих словах? ( Показываю артикуляцию звука Ш). Вера , возьми игрушку, которая тебе нравиться , и произнеси звук Ш так , что бы он слышался чётко в слове. Артемий , возьми игрушку которая тебе нравиться? Произнеси слово так, что бы в нем слышался звук Ш. Этот звук можно тянуть долго-долго- ШШШШ.( Дети повторяют)
Физкультминутка. Ребята , давайте устроим соревнования, кто дольше протянет звуки. – Как будто мишка надул большие шары , и они потихоньку спускаются . Поднимите руки , а теперь, медленно опуская , произносите звук Ш ( Игра повторяется 2-3 раза.
Занятие продолжается . Ребята , кто хочет рассказать про мишку , а мы с мишкои и ребятами послушаем. Дети рассказывают.
А сейчас ребята , назовите имена в которых есть звук Ш . Дети называют.
- Мишка предлагает вам поиграть ещё в одну игру. Послушайте слова: мишка. К нему можно подобрать слова , которые звучат похоже: мишка – шишка. А теперь ребята попробуйте вы подобрать такие слова . Родион – мишка – малышка, Лиза - мишка-пышка, Ваня – мишка-глупышка.
А к слову лягушка какие можно подобрать слова: Юля –лягушка-подушка,
Вера – лягушка-хлопушка, Серафим – лягушка-ватрушка.
Воспитатель : Ребята , послушай те маленький стишок про лягушку: не найду я ушки у нашей лягушке. Скажем это стих тихонько, теперь погромче, теперь медленно и быстро.
Мишка : Ребята спасибо вам . До свидание
Дети : до свидание.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, я попрошу вас помочь мне все убрать.
Дети помогают воспитателю.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: Описание игрушек
Программное содержание:
Коммуникация:
- Развивать умения детей рассказывать: описывать
предметы (игрушки);
- Побуждать детей к активному употреблению в
речи простейших сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- Формировать умения употреблять существительные
с обобщающим значением (игрушки).
Познание:
- Формировать у детей представления о том, что
фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький (шар);
- Формировать у детей умения называть цвет,
форму, материал и его качество, свойства.
Социализация:
- Продолжать развивать игровую деятельность
детей;
- Продолжать формировать доброжелательные
взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование: Мяч, воздушный
шарик, матрешка, барабан.
Предварительная работа: рассматривание в
повседневной жизни предметов, игрушек, отгадывание загадок о них. Пение песенок
об игрушках.
Ход занятия:
- Дети, отгадайте загадку.
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …. шары!
-Воспитатель держит шарик за нитку. У меня в
руках шарик. Давайте мы с вами ребята расскажем, какой он?
- Посмотрите на шарик и скажите, какого он цвета
и формы? – шарик красный, круглый, воздушный. Воздушный – значит в нем воздух,
поэтому он легкий и может летать. Я сейчас немного выпущу воздух из шарика, а
вы скажите, что с ним будет? – он стал меньше.
Воспитатель: Я опять его надую. Какой стал
шарик? - он снова стал большим. Он из мягкой резины, а она растягивается. Дети
из чего сделан шарик? Повторяют 2-3 ребенка.
Воспитатель: Шарик стал опять большим и
красивым. Как вы думайте дети, может летать он, когда дождик пойдет? Если
польем шарик водой, что будет? – вода скатывается, он гладкий, мы его вытрем, и
он полетит. Дети повторяют вместе с воспитателем: шарик непромокаемый, как все
предметы сделанные из резины. Посмотрите. Надеваем резиновые перчатки на руки
ребенка и опускаем их в воду. Снимаем перчатки – руки сухие. – Перчатки тоже
резиновые как и шарик.
Воспитатель: Шарик красивый, круглый, красный и
умеет летать, потому что он воздушный. Он может быть меленьким и большим,
потому что из мягкой резины – резиновый, гладкий и водонепроницаемый, даже в
дождик может летать.
Воспитатель показывает резиновый мяч. Он тоже
круглый и резиновый. Давайте расскажем про него. Я буду рассказывать про мяч, а
ты Саша про воздушный шарик.
Воспитатель: Мой мяч круглый, резиновый, синий.
Ребенок: Мой воздушный шарик тоже круглый,
резиновый, но красный.
Воспитатель. Мяч упругий, скачет, но и летит,
если его бросить – демонстрирует.
Ребенок. Мой воздушный шарик легкий, высоко
летает.
Воспитатель. Мой мяч водонепроницаемый, может
плыть по воде.
Ребенок: Мой воздушный шарик может летать под
дождем, он тоже такой водонепроницаемый – помогает назвать слово воспитатель,
ребенок повторяет.
Воспитатель. Отгадайте загадку: упадет –
поскачет, ударишь – не плачет. Мяч! Молодцы!
Проводится игра «Не урони». Дети встают в две
шеренги и бросают мяч друг другу.
Воспитатель. Дети к нам – гостья. Показывает
матрешку.
В этой молодице прячутся сестрицы
Каждая сестрица для меньшей – темница.
Воспитатель. Почему они сестрицы? Они похожи?
Чем похожи? – платочки одинаковые и сарафаны. Глаза голубые и щечки красные. Из
чего сделана матрёшка? – она деревянная. Её расписывают художники, поэтому она
такая нарядная.
Воспитатель собирает матрешку. – Как вы думаете,
внутри матрешки темно?- темно. Темница, туда сестричка прячется, за ней и
другая, а все - в одну большую. Вот все они вместе.
Воспитатель. Дети отгадайте загадку, кто у нас
ещё в гостях:
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.
(барабан)
Воспитатель обводит рукою всю группу предметов.
Как одним словом, можно назвать всех гостей? – игрушки. Воздушный шарик, мяч,
матрешки, барабан – это игрушки. Молодцы!
Воспитатель. Мы игрушки не только любим, но
бережем. Поставим их вместе на шкаф, пусть отдохнут. А воздушный шарик привяжем
к окну, чтобы с нами остался и не скучал.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «B гости к Лесовичку»
(описание игрушек)
Описание игрушек.
Цель. Связная речь: продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.
Грамматика: упражнять: в умении пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; в словообразовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Зв. кул. речи: закрепить умение выделять звук "ж" в словах.
Деление слов на слоги.
Воспитывать доброжелательное отношение к живой и неживой природе.
Словарная работа: пушистая, рыжая, длинная, большая, мягкая...
Материал: игрушки: белка, медведь, божья коровка, елки, шарик воздушный, письмо.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг, Я
твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Что бы у нас весь день было хорошее настроение.
Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик с конвертом, что же там написано? «Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе на день рождения».
Старичок лесовичок.
А дорогу вам покажут мои друзья - зверушки.
- Ребята, а вы знаете, как называются звери, которые живут в лесу? (дикие)
- А каких диких зверей вы знаете? (медведь, белка, заяц ...)
- А какие в лесу растут деревья? (тополь, елка, дуб, береза ...) молодцы!
Посмотрите, на елке белочка сидит. Здравствуй белочка. Ребятки, а какая белочка, давайте расскажем.
- Какая у нее шубка? (рыжая, мягкая)
- Какой хвост? (большой, пушистый)
- Что у белки на голове? (уши острые, с кисточками)
- Что у нее на мордочке? (большие черные глаза, розовый носик)
- Где живет белка и чем питается? (в дупле, любит орешки, шишки)
А теперь послушайте, какой рассказ получился. Молодцы все про меня рассказали.
Белка, белка - расскажи
Белка, белка - покажи
Как найти дорожку
К лесовичку в сторожку?
- Покажу, только выполните мое задание. Я буду называть слова, а вы должны сказать это же слово ласково.
Ветка - веточка, белка - белочка, трава - травушка, солнце - солнышко, куст - кустик, дерево-деревце. Молодцы! Идите к той елке, там живет медведь, он вам дальше покажет дорогу.
Здравствуй Миша!
Здравствуйте ребята! Очень рад вас видеть! Я хочу, чтобы вы рассказали обо мне.
- Какая у медведя шуба? (коричневая, теплая, густая)
- Какие лапы у него? (большие, толстые, косолапые)
- Что у медведя на голове, на морде? (на голове у него большие, закругленные уши, а на морде небольшие глаза желтого цвета и черный нос)
- Как вы думаете, какой медведь по характеру? (добрый, веселый, любит мед и ягоды)
- А как медведь зимует? (сидит в берлоге и сосет лапу) молодцы! Послушайте, какой получился рассказ. Обобщаю все сказанное. Кто хочет рассказать все про медведя? (ответы детей)
Мишка, мишка – расскажи,
Мишка, мишка – покажи
Как найти дорожку
К лесовичку в сторожку?
Покажу и расскажу, только помогите мне. Я сочинял стихи, а последние слова забыл, подскажите мне:
Верещунья белобока, а зовут ее (сорока)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую (лису)
Уронила белка шишку, Шишка, стукнула (зайчишку)
Хитрый след плести, стараясь по сугробам прыгая (заяц)
Спасибо, ребята помогли. Идите по этой дорожке прямо к ручейку.
Ой, ребятки, кто это на цветочке сидит? (божья коровка)
Божья коровка подскажи
Божья коровка расскажи
Как найти дорожку
К лесовичку в сторожку?
Расскажу и покажу, только поиграйте со мной.
Давайте полетаем и пожужжим как большие жуки Ж - Ж - Ж (громко), а теперь как маленькие ж -ж - ж (тихо)
А сейчас я всем буду называть слова, и если вы услышите у них звук "ж" то хлопайте в ладоши:
Слон, жук, морковка, жираф, жаба, собака, шапка, жаворонок, мороженое. Молодцы! Справились с заданием. Вон за той березкой домик лесовичка. Доброго пути. Пойдемте скорее, а то лесовичок заждался нас.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Молодцы что пришли ко мне! А мои зверушки уже рассказали мне, что вы не обижали их, играли с ними и вели себя в лесу правильно.
Лесовичок: для вас тоже приготовил задание. Ответьте мне, сколько слов в этих словах: каша, сом, машина, белка, мишка, усы, береза, дуб, мина. Какие вы молодцы, теперь и угощения для вас я принес. Угощает конфетами. Вопросы по заданиям...
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание:
- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, 'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.
- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
- Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.
Методические приемы:
загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец
воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.
Словарная работа:
А) обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;
Б) активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.
Материал:
сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,
загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».
Предварительная работа:
рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
В. : Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем
Сорока, сорока
Сорока-белобока,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
В. : Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим) .
В. : Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .
Достаю сундучок из-за стола.
В. : Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались? ».
В. : Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Загадываю загадки:
Зверь забавный,
Сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка) .
Ростом мал, да удал,
От меня он ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда. (Мяч) .
Не летит, не жужжит жук
А по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина) .
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла) .
Разные колечки
На палочке стоят.
На елочку похожи,
Ребяток веселят. (Пирамида) .
В. : Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка) .
В. : Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).
В. : Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?
(Да) .
В. : Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) .
В. : По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .
В. : По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные) .
В. : По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .
В. : У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.
В. : Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .
Из железа? (Железные) .
Из дерева? (Деревянные) .
Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
В. : Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать) .
В. : Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
В. : Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
Рассказ воспитателя.
В. : Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.
Провожу физминутку.
В. : Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .
В. : Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
В. : Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка) .
В. : Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка) .
В. : Кто находится между мишкой и куклой? Мяч) .
В. : Кто сидит слева от мячика? (Кукла) .
В. : А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами) .
В. : Что находится сзади куклы? (Машина) .
В. : Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка) .
В. : Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место) .
В. : Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.
С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами. ».
В. : Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.
Занятие
Игрушки. Рисование любимой игрушки.
Цели:
знакомить с названиями игрушек;учить сравнивать их по размеру, материалу из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета.
Материалы и оборудование
: картинки и изображением игрушек, листы бумаги, карандаши.
Содержание организационной деятельности:
1 Организационный момент:
Воспитатель: Сейчас пока на улице тепло вы много гуляете. А что вы делаете, когда холодно или идет дождь? Да, вы играете дома и в детском саду с игрушками.
Вопросы:
-Дома у вас много игрушек?
-Какие у вас игрушки дома?
-Какие игрушки есть у нас в группе?
-С какими игрушками больше всего любят играть мальчики? А девочки?
-Какие игрушки вы берете на улицу?
2 Игры
*Возьми игрушку на прогулку.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, с какими игрушками вы пошли бы на прогулку? (дети называют те которые можно взять на прогулку)
*Один-много
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите у нас в группе одна кукла или много? Один мячик или много? Сколько машинок? А кубиков? Я называю одну игрушку а вы называете этот предмет во множественном числе. Например: мяч-мячи.
- Кубик- (кубики) мишка -(мишки) кукла -(куклы)
А теперь скажите каких игрушек у нас много? Начните предложение со слов: "У нас много (кукол, машин, самолетов, мячей)
У на есть и большие игрушки и маленькие. Назовите большие игрушки. А теперь назовите маленькие.
Посмотрите на картинку и найдите самую маленькую игрушку. А теперь самую большую.
(Воспитатель показывает картинку с изображением игрушек разного размера)
* Чего не хватает?
Воспитатель показывает картинки с изображением игрушек у которых недостает частей (у машины колеса, у пирамидки вершины) Дети рассматривают картинки и определяют, каких частей не хватает у игрушки.
3 Рассказывание об играх с игрушками
Воспитатель просит детей сказать как можно играть:
а) с машиной (возить, нагружать)
б) с куклой (купать, кормить, расчесывать)
в) с мячом (бросать, ловить, катать)
4 Прослушивание музыкальной композиции
Дети слушают пьесу П. Чайковского "Новая кукла" (из Детского альбома)
После прослушивания определяют, какая это мелодия:быстрая, медленная, веселая, грустная.
5 Рисование
Дети рисуют любимую игрушку по замыслу. В конце занятия организуется выставка рисунков.
6 Рефлексия
-О чем мы сегодня говорили? Что делали?
Что вам понравилось на занятии?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.