КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему
«Моя любимая игрушка»
с использованием мнемотехники
для детей старшей группы
Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
Обучающие:
сформировать представление о разных игрушках
формировать умения обобщать, классифицировать
Развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость
расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к игрушкам
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность
Словарная работа: деревянный, пластиковый, железный, резиновый, тканевый, плюшевый.
Материалы и оборудование: колонка или музыкальный проигрыватель, мешочек с игрушками (машинка, кукла, мишка, мяч, кубики), 4 картинки с изображением материала (дерево, пластик, резина, ткань), игрушки из разных материалов, герой Филя, мнемотаблица (для описания игрушек).
Ход ООД
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)”
Давайте закроем глаза, послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох.
Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний, чтобы узнать что-то новое. Садимся в наш автобус и отправляемся (дети садятся на стульчики, играет музыка «Вот мы в автобусе сидим» и выполняются движения под музыку)
II Основная часть.
Воспитатель:
Молодцы! Приехали мы в страну знаний.
Ребята посмотрите, кто нас встречает?
На экране проектора появляется кукла Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте ребята, я Мальвина и очень люблю загадки. А вы?
Ответы детей.
Мальвина: Ребята, а давайте мы с вами отгадаем мои загадки. Мои загадки не обычные, давайте попробуем их угадать по картинкам состоящих из частей.
Воспитатель: давайте ребята попробуем.
На экране картинки частей игрушек (Машина). (Медвежонок). (Кукла). (Мячик). (Кубики).
Мальвина: Ребята вы большие молодцы все загадки угадали. Удачи, вам в нашей стране знаний.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А как эти предметы можно назвать, одним словом? (Игрушки).
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить об игрушках. А для начала поиграем в игру.
Игра «Внимательные ушки»
Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек:
Машинка, стол, кукла, окно, кубик, береза, юла, матрешка, погремушка, воробей, мячик, барабан, телевизор, самолетик, кораблик.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Расскажи, какие», для этого отправимся в магазин игрушек. Ребята, посмотрите, сколько игрушек в магазине и какие они все разные. Сделаны из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. С ними можно поиграть в разные игры.
Игра « Расскажи, какие»
Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, потрогайте. Определите, из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.
На столе лежат игрушки из разных материалов. Задача детей описать игрушку.
Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
Мячик какой (круглый, резиновый, маленький, красный)
Машинка какая? (новая, железная, синяя, скоростная)
Кукла какая? (красивая, интересная, пластмассовая, добрая)
Кубик какой? (красный, твердый, деревянный)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте расселим игрушки по их домикам.
Дети раскладывают игрушки по «домикам». (На столе стоят корзины с наклеенной картинкой с материалом.)
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
(На экране появляется Буратино)
Буратино: Здравствуйте, детишки! Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мультфильмов все смеются надо мной. Говорят, что я не умею про игрушки рассказывать. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Буратино? Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.
Физкультминутка «Веселые игрушки»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, перед вами таблица (на экране мнемотаблица). Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают название, цвет, форму и величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой. Давайте закроем глазки и представим свою самую любимую игрушку. Попробуем рассказать о ней. А чтобы вам было легче, смотрите на таблицу. А ты Буратино, слушай внимательно и запоминай.
(Воспитатель вызывает по одному ребенку, для составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу)
Пример: Моя любимая игрушка – это машинка. Она синего цвета. Моя машинка маленького размера. Она железная. У нее есть круглые колеса, прямоугольный кузов, овальные фары. Я люблю с ней играть в гонки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Буратино, а ты понял, как надо рассказывать о своих игрушках?
III Рефлексия.
Воспитатель: До свидания, Буратино! А нам пора возвращаться в группу. Занимаем свои места, садимся поудобнее и отправляемся (играет музыка «Вот мы в автобусе сидим» и выполняются движения под музыку)
Молодцы! Ребята, расскажите, где мы были с вами? Чем занимались? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? А что-то было для вас сложным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.