Муниципальное образовательное учреждение
«Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия»
Занятие по саморегуляции эмоций
для учащихся 1-4 классов
на тему: «Как жить в согласии с другими?»
Выполнила:
учитель начальных классов
воспитатель ГПД
Мелюх Елена Николаевна
Тирасполь, 2024 г.
Тема: «Как жить в согласии с другими?»
Цель: развивать эмпатию и чувство собственной ценности.
Материалы: Маленький мячик, текст сказки, листы и цветные карандаши, разноцветные камешки.
Ход занятия.
1. Мимическая гимнастика «Мячик».
Игра выглядит следующим образом:
участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какую-либо эмоцию или ситуацию (у тебя праздник, тебе поставили двойку и т.д.), а тот, кому адресован мячик, показывает ее в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого.
2. Игра-разминка «Разная радость».
Ведущий предлагает детям изобразить графически (не пользуясь буквами) слово «Радость». После выполнения задания дети рассматривают все рисунки, а ведущий задает вопрос: «Почему все рисунки разные?» Следует подвести детей к выводу: все мы очень разные.
3. Сказка «Разноцветные камешки».
Однажды воскресным утром Памси спросил свою маму:
— Я особенный, не такой как другие?
— Да, конечно же, ты особенный!
— Но почему? Что во мне особенного?
Мама пошла в другую комнату и принесла небольшой мешочек. Она высыпала из него на стол разноцветные камешки. Камешки сверкали и переливались.
— Я отдаю тебе эти камешки и надеюсь, они помогут тебе узнать, что в тебе есть «особенного», —сказала мама.
— Я могу взять эти камешки с собой на прогулку? — спросил Памси.
— Конечно, — ответила мама, — теперь они твои.
Памси сложил камешки в мешочек и отправился на прогулку. Он очень радовался, что наконец-то узнает, чем отличается от других, что в нем особенного. Памси дошел до мостика через речку, сел там и стал разглядывать камешки и размышлять, как же они помогут ему узнать, почему он особенный.
Вдруг он услышал чей-то жалобный плач на другой стороне реки. Он повернулся и увидел маленького дракончика, который сидел под деревом и плакал. Памси встал и пошел к нему, чтобы помочь. Дракончику нужно было, чтобы его кто-нибудь выслушал. Пока дракончик рассказывал Памси свою историю, он успокоился и перестал плакать. Памси вынул из мешочка один камешек и подарил дракончику, а сам вернулся на мостик.
Через некоторое время он увидел своих друзей, они бежали к нему, чтобы вместе поиграть. Памси долго играл с друзьями, и им было очень весело вместе. Когда все устали и легли на полянке отдохнуть, Памси достал свои мешочек и на прощание подарил каждому по камешку.
По дороге домой Памси услышал мелодию своей любимой песни и направился туда, откуда доносилось пение. Вскоре он увидел того, кто пел. Это был обыкновенный дракончик с красивым голосом, и Памси решил его отблагодарить за радость, которую он ему доставил. Он достал из своего мешочка голубой, как небо, камешек и подарил певцу.
Наконец, Памси вернулся домой. Мама уже ждала его и сразу спросила:
— Ну как, Памси, узнал, что в тебе особенного?
— Нет, — ответил Памси и рассказал маме о своей прогулке.
— Как, ты не понял, что в тебе особенного? Ведь ты не смог пройти мимо плачущего дракончика, ты нужен своим друзьям и умеешь ценить дружбу, любишь прекрасное и понимаешь музыку. Это все замечательные особенности, которые я очень в тебе люблю, — сказала мама.
— Мама, — спросил Памси, — а ты не перестаешь любить меня, когда я не слушаюсь и огорчаю тебя?
— Даже если я сержусь на тебя или наказываю, то все равно продолжаю любить тебя.
Памси попросил маму закрыть глаза и положил в ее руку самый красивый и яркий камешек.
Обсуждение. После чтения рассказа ведущий задает детям вопросы: - Что можно сказать о Памси? Какой он? А вас интересовал вопрос, чем вы отличаетесь от других? А что вы можете сказать о своих одноклассниках? Кто самый добрый? Кто самый веселый? Кто самый смелый? Кто самый умный?
4. Упражнение «Подари камешек».
Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешки, потому что ты самый...» Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
5. Упражнение на релаксацию «Майские жуки».
Ведущий предлагает детям превратиться в майских жуков и полетать на лесной полянке. Играющие «летают», «жужжат» под слова ведущего: - На поляне у реки летают майские жуки. Падают, устали. На спинке полежали. Ножками болтают. Затихли. Отдыхают.
«Жуки» ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают на лесной полянке. Игра повторяется 2-3 раза.
6. Упражнение «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох — все
делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад.
Вдох - 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
7. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.