Занятие "Почему мы говорим не правду"
Оценка 4.8

Занятие "Почему мы говорим не правду"

Оценка 4.8
docx
20.04.2022
Занятие "Почему мы говорим не правду"
Классный час в 3 классе «ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ НЕПРАВДУ».docx

Классный час в 3 классе «ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ НЕПРАВДУ»

 

Цель: создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств, как честность и справедливость; показать взаимосвязь психологического настроя и   самочувствия человека.

Ход занятия.

Определение темы классного часа.

- Послушайте строчки стихотворения и скажите, о чем будет наш разговор?

НА СВЕТЕ ТАК БЫВАЕТ,

ПОРОЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬ:

С ТОБОЮ ПРАВДА РЯДОМ

ИЛЬ ВКРАДЧИВАЯ ЛОЖЬ.

- О чём мы будем говорить?

- Тема нашего разговора «Почему мы  иногда говорим неправду?»

Раскрытие темы. Работа с понятиями.

- Попробуем дать определение этим понятиям «ПРАВДА» и «ЛОЖЬ».

- Обсудите и выберите из списка синонимы к каждому слову.

Работа в парах (слова на карточках)

правда                                              ложь

истина                                              неправда  

 честность                                        обман

  откровенность                               враньё

- Прочитаем, как в толковом словаре Ожегова  объясняются эти понятия.

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

-Как вы понимаете слова «намеренное искажение»?

-Есть ли среди вас те, кто ни разу никого не обманывал?

-Почему чаще всего люди обманывают? (Желают что-то скрыть или пошутить.)

- Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»?

(Нет, фантазия – это продукт воображения, мечта).

 Наверное, многие из вас с детства любили фантазировать.  Вы придумывали своих героев, и они жили в ваших мечтах. Отличие фантазии от  лжи   состоит в том, что ложь - это осознанное действие человека, а фантазирование — это игра мышления на какую-то тему.   Чем старше человек становится, тем четче  он понимает различие между правдой и вымыслом. И уже к тому времени, когда пошли в школу, вы  четко осознавали, что сказка, а что быль.

 

Чтение стихотворения  Андрея Усачева «Эх!»

- Эх, вздыхали рыбаки, -

Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки.

- Эх, - вздыхали судаки, -

Раньше были червяки…

Червяком одним бывало,

 Наедалось полреки.

- Эх, - вздыхали червяки, -

Раньше врали рыбаки!

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

- О лжи или фантазии рассказывает поэт?

- Как вы считаете, хорошо или плохо, если человек  фантазирует всю жизнь?

Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди.     Люди, которым удалось сохранить эту способность, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа — создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

Некоторые люди лгут постоянно. Одним они говорят одно, другим — другое, а затем путаются, кому и что они сказали.  Если вы замечаете, что слышите от своего друга каждый раз новые нелепые истории, как вы поступите?

  - Попробуйте с ним просто поговорить «по душам». Скорее всего, он расскажет вам, что его беспокоит. Когда он выговорится, ему станет легче. А если вы еще предложите ему дружескую помощь, то он от нее не откажется.

Если человеку будет хватать внимания, ласки и любви,  он не будет сочинять какие-то небылицы, чтобы на него обратили внимание. Поэтому постарайтесь изменить отношение к тому человеку, от которого вы постоянно слышите  небылицы.

 

 Работа в группах. Чтение и обсуждение рассказов.

1 группа Рассказ Валентины Осеевой «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

- Почему первые два мальчика решили сказать неправду родителям? (Они боялись,  им было страшно)

- А с вами были ситуации, когда вы  обманывали?

-Почему вы так поступали?

-  Что вы испытывали, после того,  как сказали неправду? Становилось ли после этого вам легче, исчезали ли страх, боязнь?

- А чего боятся люди, которые сказали неправду? (Того, что обман раскроется).

 - Как решил поступить третий мальчик? Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?

-Получается, что легче? (Сказать правду)

 

2 группа Басня Льва Толстого «Лгун»

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

- Удачно ли шутил мальчик?

- В чем разница между шуткой и обманом?

 

3 группа Рассказ Валентины Осеевой «Ябеда».

Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

  – Кто разбил горшок? – спросила учительница.

Все молчали. Вася смотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:

  – Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.

Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»

- Почему Саша не сказал правду?

- Как вы думаете, правильно ли поступил Вася, рассказав правду учителю?

- Как вы считаете, справедливо ли ребята обозвали Васю ябедой?

Работа в парах. Составление пословиц.

- О правде и лжи создано много пословиц. Работая в парах, составьте части так, чтобы получились пословицы.

Кто вчера соврал, тому сегодня не поверят.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

- Какие пословицы подходят к прочитанным сегодня рассказам В. Осеевой и Л. Толстого?

 

 Обсуждение ситуаций из школьной жизни. Составление правил честного человека.

- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

- получили двойку;

- потеряли сменную обувь;

- опоздали на урок;

- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате;

- разбили красивую вазу?

 

- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

- Как вы чувствовали себя, когда приходилось обманывать?

 (Волновались, боялись, что обман раскроется и последует наказание).

-  Влияло ли ваше волнение на то, как вы себя чувствовали?

(Болела голова, краснел, потел, тряслись руки).

- Вы на собственном опыте убедились, что ложь приводит к ухудшению самочувствия, значит, можно сделать вывод, что когда вы лжете, вы тем самым наносите вред себе, своему здоровью.

 

Работая в парах, впишите в предложения данные слова вместо пропусков

(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему).

Сказал – сделай

Не уверен –

Ошибся –

Не можешь сказать правду –

Поступай только ….

- Как нужно вести себя, чтобы заслужить репутацию честного человека? (ПРОВЕРКА)

-  Чтобы вас считали честным человеком, что вы для этого делаете?

 

    Рефлексия.

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чем заставил задуматься?

 - Мешают ли плохие мысли здоровью человека?

 - Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он врет, обижает людей?

- Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. Говоря правду, вы сохраняете хорошее самочувствие, потому что вам не приходится постоянно бояться, что обман раскроется.

 

Рисунок «Солнышко правдивости».

-Нарисуйте солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, вспомните о своем солнышке и постарайтесь поступить честно. Если это получится, подрисуйте к солнышку лучик.

(На следующем классном часе по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз солнышко правдивости помогло им быть честными).

 

Источники информации:

Агапова И.А., Давыдова М.А. Общество хороших манер: сценарии внеклассных мероприятий / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград, Учитель, 2009. – 348 с.

 

Обухова Л.А.,  Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: Вако, 2007. – 288 с.

 

http://detimir.ucoz.ru/news/klassnyj_chas_na_temu_pochemu_ljudi_lgut/2014-12-10-360

 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/03/20/pravda-ili-lozh


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час в 3 классе «ПОЧЕМУ

Классный час в 3 классе «ПОЧЕМУ

Раньше врали рыбаки! Мы послушать их, бывало,

Раньше врали рыбаки! Мы послушать их, бывало,

А чего боятся люди, которые сказали неправду? (Того, что обман раскроется)

А чего боятся люди, которые сказали неправду? (Того, что обман раскроется)

Волновались, боялись, что обман раскроется и последует наказание)

Волновались, боялись, что обман раскроется и последует наказание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022