Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие признак предмета; научить подбирать слова к схемам; научить составлять распространенные предложения, подбирать однородные сказуемые (дом — строят, красят).
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Добавь словечко».
Логопед называет два слова по одной теме, дети — придумывают третье: роза, ромашка (василек), стол, шкаф (кровать ), шапка, шуба (шарф).
Занятие 107. Слова, обозначающие признак предмета
Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие признак предмета;
научить подбирать слова к схемам; научить составлять распространенные
предложения, подбирать однородные сказуемые (дом — строят, красят).
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Добавь словечко».
Логопед называет два слова по одной теме, дети — придумывают третье:
роза, ромашка (василек), стол, шкаф (кровать ), шапка, шуба (шарф).
2. «Признак предмета»
• «Сравни».
У детей картинки с изображением воздушных шаров и они их описывают:
У меня шар красный, а у меня шар синий.
У меня шар круглый, у меня шар овальный.
Логопед обращает внимание детей на слова, обозначающие признак
предмета.
• «О чем (о ком) я говорю?».
Логопед называет прилагательное, дети — существительное к нему:
пушистая ... кошка, мягкая... подушка, зеленый ... огурец, кислый ... лимон,
холодное ... мороженое.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения с использованием слов, обозначающих
признаки предмета:
— Маша, покупать, пирожное, вкусное (Маша купила вкусное
пирожное.);
— у, красивый, Аня, сарафан (У Ани красивый сарафан.);
— Африка, жить, в, зебра, полосатая ( В Африке живет полосатая
зебра.);
— в, расти, зеленая, лесу, елка ( В лесу растет зеленая елка.).
Дети подбирают слова к схемам звукового анализа: лимон, улитка,
грибы.
Проводят звукослоговой анализ слова улитка.
3. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
4. Распространенное предложение
Дети печатают в тетради предложения, добавив слово, подходящее по
смыслу и отвечающее на вопрос: «Какой? Какая?»:
Аня ест грушу. Аня ест спелую грушу.
Тут растет лук. Тут растет зеленый лук.
5. Однородные сказуемые
Логопед называет два слова, а ребенок должен отгадать, о каких
школьных принадлежностях можно так сказать: решать, писать (тетрадь);рисовать, чертить (карандаш); читать, рассматривать (учебник); писать,
подчеркивать (ручки).
С однородными сказуемыми дети составляют предложения, например: Я
буду в тетради решать и писать.