Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).
Занятие 13.
Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»
(по опорным картинкам)
Цели:
коррекционнообразовательная:
учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
коррекционноразвивающие:
расширять и активизировать словарь детей по теме;
развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные
глаголы;
коррекционновоспитательная:
воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика,
плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом
(подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В.В.
Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем
мастеркраснодеревщик,
занимается?» (профессии: плотник,
лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных);
столяр,
составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когдато был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола...
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал...
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером — читать.
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.
2. Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и
выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы
думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?»
Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что
письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в
кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как всепроисходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к
нам пришла мебель».
3. Беседа по картинкам.
Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы,
столяры, плотники, мастеракраснодеревщики.)
Чем занимается каждый из них?
Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель?
чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и
(Нарисовать
лаком, просушить, упаковать.)
Куда отправляют готовую мебель?
Как мебель приходит к нам в дом?
Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось
меньше?
4. Игра «Куда что нужно?»
Диван, кресла, журнальный столик нужны в ... (гостиной).
Обеденный стол и стулья нужны в ... (столовой).
Кухонный гарнитур, навесные шкафы в ... (кухне).
Вешалка, зеркало в ... (прихожей).
Кровать, платяной шкаф в ... (спальне).
Детская мебель нужна в... (детской комнате).
5. Физкультминутка.
Большая желтая луна
Бледнеет и заходит,
Изображают «большую луну» руками
над головой.
Погасли звезды, и видна
Заря. И солнце всходит.
Я встану, а луне — в кровать!
Руки в стороны.
Руки вверх.
«Луна» над головой.До вечера ей надо спать!
(И. Лопухина)
Изображают «спящую» луну.
6. Составление рассказа.
Логопед просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и
составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по
цепочке, но при этом логопед следит за тем, чтобы дети логически верно
соединяли предложения между собой.
Примерный рассказ
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится
красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке
плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за
работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и
собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в
мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В
магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель
дошла до нас.
Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия
логопед и дети вкладывают письмо в конверт.
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
Где изготавливают мебель?
Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?
Как защитить лес от уничтожения?