Цели:
коррекционно-образовательные:
— формировать у детей умение различать гласные звуки;
— формировать навыки словообразования;
— закреплять понятие о словах-признаках;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей звуко-слоговой анализ слов;
— развивать дыхание и голос;
— развивать фонематические процессы;
— закреплять понятие «гласный звук»;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навыки поведения в магазине.
Оборудование: пособие к дидактической игре «Домик», набор «банок», наборы для составления схем, разрезные азбуки, карандаши, тетради.
Занятие 14. Гласные звуки: А, У, И, Ы, О
Цели:
коррекционнообразовательные:
— формировать у детей умение различать гласные звуки;
— формировать навыки словообразования;
— закреплять понятие о словахпризнаках;
коррекционноразвивающие:
— развивать у детей звукослоговой анализ слов;
— развивать дыхание и голос;
— развивать фонематические процессы;
— закреплять понятие «гласный звук»;
— развивать
моторику;
мелкую
общую,
и
артикуляционную
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей навыки поведения в магазине.
Оборудование: пособие к дидактической игре «Домик», набор «банок»,
наборы для составления схем, разрезные азбуки, карандаши, тетради.
Ход занятия
/, Организационный момент.
Дать характеристику гласным звукам.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление (см. занятие 13).
2. Развитие общей моторики (см. занятие 13).
3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 13).
4. Массаж лица (см. занятие 13).
5. Развитие мимических мышц лица.
Логопед: «Ребята! Сейчас мы с вами отправимся за ягодами, будем собирать
вкус».
и
попробуем
их
на
Это
сладкая
черника.
Это
кислогорькая
брусника.Это кислаяпрекислая клюква.
Это горькаяпрегорькая калина.
Дети мимикой выражают свои впечатления.
6.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;
— для губ: изобразить губами произношение гласных звуков: А, У, Ы, И,
О;
— для
языка:
язык
попеременно
поднимать
вверх
(между зубами и губой), опускать вниз (между зубами и губой).
Работа по развитию дыхания и голоса:
7.
— вдох ртом, выдох носом (3—4 раза);
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
Логопед: «Мы с вами уже познакомились с такими гласными звуками: А, У,
Объявление темы.
И, Ы, О. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».
2.
Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?
Акустикоартикуляционный образ звуков.
Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: Иии. Могут заплакать и застонать:
Оооуу. Могут качать в колыбели Аленку: Ааа. Могут, как эхо в лесу
закричать.Про какой звук мы забыли? (Про звук Ы.) Угадывание звуков по
беззвучной артикуляции.
слуха.
3.
Определение последнего звука в словах: калина,коты, весло и первого звука в
фонематического
Развитие
словах утка, ива (с опорой на предметные картинки).
4.
Связь звуков и букв.
— Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в
разрезных азбуках. 5. Дифференциация звука в слогах, словах,
предложениях и текстах.
— Работа
с
разрезными
азбуками.
К каждой букве
(А, О, У, И, Ы) дети присоединяют букву К, читают получившиесяслоги.
меняют буквы местами и читают: КА, КО и т.д.
(АК,
ОК
и
т.д.).
Затем
— Рассматривание предметных картинок. Определение, какой именно из
заданных звуков присутствует в их названии.
Деление
слов
на
— Определение места звука в словах.
— Игра
слоги.
Знакомство
гласных, столько и слогов.
«Домик».
с
правилом:
сколько в
слове
— Выкладывание
слов
из
букв
разрезной
азбуки:
тик — ток — так — тук — тык.
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
IV. Физкультминутка.Изображение гласных букв с помощью движений,
поз.
V.
Игра «Магазин соков».
В магазине продаются «соки». (Из картона вырезаются банки, и на каждую
наклеивают различные ягоды.) Ребенок подходит к «продавцу» (логопеду) и
говорит: «Я хочу купить сок из брусники — брусничный сок. Я хочу купить
сок из черники — черничный сок» и т.д.
VI. Итог
детей.
Логопед: «Назовите гласные звуки. Характеристика гласных звуков. Кем вы
работы
занятия
оценка
и
были,
(Покупателями.) А кем был логопед? (Продавцом.)»
когда
покупали
сок?
— голосовые упражнения: произносить на одном
Выдохевдох а
ыо
ыо
выдох
VII. Домашнее задание.