Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей понимать содержание картины;
- учить детей связно и последовательно описы¬вать изображенные события;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
- учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
- активизировать словарный запас;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16).
Предварительная работа: рассматривание карти¬ны «Семья» и беседа по ней; чтение художест¬венных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».
Занятие 16.
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Цели:
коррекционнообразовательные:
обучать детей понимать содержание картины;
учить детей связно и последовательно описывать изображенные
события;
коррекционноразвивающие:
развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
учить детей придумывать события, предшествующие изображенным
событиям;
активизировать словарный запас;
коррекционновоспитательная:
воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16).
Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа
по ней; чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П.
Воронько «Мальчикпомогай».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.
Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает и т.д.
Папа (какой?) ...
Папа (что делает?) — ...
2. Объявление темы.
У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и
помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, котораяизображена на картине.
3. Беседа по сюжетной картине.
Кто изображен на картине?
Как можно назвать эту картину?
Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
Назовите всех членов семьи.
Чем они занимались до того, как собрались вместе.
Чем заняты сейчас?
Какая это семья? [Дружная, большая, веселая и т.д.)
Какое настроение у взрослых и детей?
4. Составление рассказа.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем
обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей
сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед
предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди:
один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том,
что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и
хорошо ли жить в такой семье.
Заслушивается один рассказ.
5. Физкультминутка.
Брату впору башмаки.
Не малы, не велики.
Мальчик с толком,
С расстановкой,
Занимается обновкой.
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!
3. Александрова
6. Рассказы детей.
Дети топают ногами.
Ноги на ширине плеч.
Наклон к правой ноге.
Наклон к левой ноге.
Энергично шагают на месте.
Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлятьрассказ.
Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.
Семья
Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля
из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к
столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес
игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать
газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу.
Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.
После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит
составить рассказ самостоятельно.
7. Итог занятия.
Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ.
Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это
семья?
8. Домашнее задание.
Нарисовать картину «Я и моя семья».