Занятие 18.
Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [б], [б']; про¬водить звуковой анализ слогов аб-би; согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах; читать и пересказывать сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Доскажи словечко» (рыжая — лиса, трус¬ливый — заяц, злой — ...).
Занятие 18. Звуки [6], [б'1
Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [б], [б']; проводить
звуковой анализ слогов
согласовывать прилагательные с
существительными в косвенных падежах; читать и пересказывать сказку Г.
абби;
Скребицкого «Всяк посвоему».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Доскажи словечко» (рыжая — лиса, трусливый — заяц,
злой — ...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику:
— Звук [б] — согласный, твердый; звук [б*] — согласный,
мягкий.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий кружок, услышав звук [б], и зеленый кружок,
услышав звук [б']: бабубибебобуби...
• «Закончи слово».
Дети должны добавить слог и назвать целое слово: труба, грибы, голу
би, шуба, губы, проруби...
• «ДОМИКИ».
Дети должны разложить картинки со словами, где [б] твердый — около
синего, и где [б'] мягкий — около зеленого домика. Собака, ботинки, булка,
бусы, шуба Кубики, береза, белка, бинокль
• Звуковой анализ слогов.
Логопед проводит звуковой анализ слога аб. Спрашивает:
— Сколько звуков услышали? (Два.)
— Назовите первый, второй.— Положите перед собой красный кружок (звук [а]), положите синий
кружок (звук [б]). Что получилось? (аб.)
Звуковой анализ слога би (так сигналит Мишина). У каждого ребенка
карточка: Логопед спрашивает:
— Сколько вы услышали звуков в слоге би? (Два.) Просит:
— Назовите первый звук ([б'] — согласный, мягкий). Предлагает:
— Нарисуйте в первом окошке зеленый кружок. Назовите второй звук
([и] — гласный). Нарисуйте во втором окошке красный кружок. Какое слово
получилось? (би.)
• «Подушка — камень».
Дети слушают стихотворение и показывают «подушку* (звук [б*]) или
«камень» (звук [б]):
Белочка
Где, ты, белочка, гуляла?
Я орешки собирала,
А еще грибы и шишки —
Любят их мои детишки.
М. Дружинина
4. Физкультминутка «Замок» (см. занятие 10).
5. «Перескажи сказку»
Логопед читает сказку Г. Скребицкого «Всяк посвоему».] Затем он
беседует с детьми по содержанию. Проверяет знания детей о подготовке
животных к зиме.
Проводится повторное чтение сказки. Дети пересказывают ее все вместе,
«по цепочке».
6. Дидактическая игра «Кого мы видели в лесу?»
— В лесу мы видели ... (кого?) рыжую белку,— Дали семечек ... (кому?) рыжей белке,
— Мы любовались ... (кем?) рыжей белкой,
— В дупло спряталась ... (кто?) рыжая белка.
— Долго говорили ... (о ком?) о рыжей белке.