Коррекционно-образовательные цели. Расширение представле¬ний об аквариумных рыбах, формирование представлений о прес¬новодных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточ¬нение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.
туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубас-тый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться).
Занятие 1 Аквариумные и пресноводные рыбы (март 3 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Расширение представлений об
аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках,
их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река,
пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец,
гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва,
окунь, судак, красноперка, форель.
туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный,
зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый;
ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться).
Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен су
ществительных с предлогами, обогащение речи словамиантонимами).
Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков
чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.
Коррекционноразвивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых
навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и
общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционновоспитательные цели.
Формирование
навыков
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения
к природе.
Оборудование.
Магнитная доска, игра «Магнитные рыбки», 4
пластмассовых ведерка, картина «Пресноводные рыбы», книжкараскраска
«Пресноводные рыбы», контейнер с карандашами, плоскостные изображение
пресноводных рыб, мяч.
Предварительная работа. Экскурсия в океанариум. Просмотр слайдов с
изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизниаквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики
«Рыбка». Разучивание стихов о пресноводных рыбах.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание
эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]
Логопед организует приветствие, приглашает детей в кабинет, где
на столе стоит игра «Магнитные рыбки». Рядом с местом каждого
ребенка стоит маленькое пластмассовое ведерко.
Логопед. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу.
Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.
Дети играют.
Логопед. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в
ведерках.
1й ребенок. У меня две рыбки.
2й ребенок. У меня одна рыбка.
3й ребенок. У меня четыре рыбки.
4й ребенок. А у меня пять рыбок.
Логопед. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами
будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках,
озерах, прудах.
2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней.
[Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по
теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словамиантонимами. Развитие
диалогической речи.]
Логопед убирает игру.
Логопед. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью
аквариумных рыбок. Недавно вы побывали в океанариуме. Каких
аквариумных рыбок вы знаете?Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.
Логопед. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!
Логопед помещает на доску картину «Пресноводные рыбы».
Логопед. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют
пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?
Дети по очереди подходят к доске и показывают известных им
рыб. Логопед показывает и называет всех остальных.
Логопед. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела
у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.
Дети подходят к доске и показывают у разных рыб туловище,
голову, хвост, плавники.
Логопед. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть
тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная
голова и длинное тело. А у леща?
Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.
Л о г о п е д . У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?
Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
Л о г о п е д . У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?
Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.
Л о г о п е д . У щуки хвост большой. А у сома?
Д е т и. У сома хвост маленький.
Л о г о п е д . А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб.
У леща она крупная. А у судака?
Д е т и . Мелкая.
Л о г о п е д . А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой
кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?
Д е т и . Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.
Л о г о п е д . А для чего рыбам плавники?Д е т и . Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Л о г о п е д . Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова
плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые
зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы
и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ — не хищники, они
питаются водорослями.
3. Рассказывание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих
речевых навыков.]
Логопед оставляет альбом на доске.
Л о г о п е д . А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые
вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки,
помните о выразительности.
1 й р е б е н о к.
В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, —
Вот именно там обитает карась.
В. Нищев
2й р е б е н о к .
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам — страшный враг.
Догадался? Нет? Судак.
В. Нищев
3й р е б е н о к .
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушила без ершаВряд ли будет хороша.
Н. Нищева
4й р е б е н о к .
Щука — хищница речная,
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть —
Страшно щуке в пасть попасть.
Н. Нищева
4. Работа по книжкераскраске. [Развитие тонкой моторики.] Логопед
раздает детям книжки, ставит на стол контейнер с карандашами.
Л о г о п е д . Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте
справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. Можно
не заканчивать раскрашивание картинки на занятии и сделать это в
вечернее время.
5. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]
Логопед предлагает детям продолжить работу по книжке.
Л о г о п е д . А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом.
Сколько звуков в этом слове?
Д е т и . В этом слове три звука.
Л о г о п е д . Нарисуйте три кружка под изображением сома. Дети
выполняют задание.
Л о г о п е д . Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.
Л о г о п е д . Каким цветом вы его обозначите?
Д е т и . Синим.
Дети раскрашивают первый кружок синим карандашом.
Л о г о п е д . Какой звук следует после него?Д е т и . Звук [о[. Он гласный.
Л о г о п е д . Каким карандашом вы его раскрасите?
Д е т и . Красным.
Дети раскрашивают кружок красным карандашом.
Л о г о п е д . И какой звук последний в этом слове?
Д е т и . Твердый согласный звук [м].
Л о г о п е д . Каким цветом вы обозначите его?
Д е т и . Синим.
Дети раскрашивают третий кружок синим карандашом.
Л о г о п е д . Отлично. Закройте книжки.
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами.
6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
[Развитие тонкой моторики,
координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде
лать пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице,
Сложить ладони вместе и
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула.
показать,
как плавает рыбка.
Погрозить пальчиком.
Медленно сблизить ладони.
Снова показать, как плывет
рыбка.
Крошку хлебную взяла.
Сделать
хватательное
движение
двумя руками.
Снова показать, как плывет
рыбка.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова7. Игра «Цепочки слов». [Развитие речевого слуха, памяти. | Логопед
предлагает детям сесть на ковер потурецки.
Л о г о п е д . Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память.
Дайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Вадик
повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит
третье и так далее. Сом.
1й р е б е н о к . Сом, ерш.
2й р е б е н о к . Сом, ерш, щука.
3й р е б е н о к . Сом, ерш, щука, судак.
4й р е б е н о к . Сом, ерш, щука, судак, окунь.
Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по
очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они
восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.
8. Упражнение «Кто живет в пруду?» [Автоматизация звука [р] в
предложении. Расширение представлений о жизни пресноводных рыб.]
Логопед приглашает детей за стол и помещает на магнитную
доску плоскостные изображения рыб и символические изображения
водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.
Л о г о п е д . Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в
разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках.
Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом
дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и
поместите изображения рыб туда, где они обитают. Помните о правильном
произношении звука [р]. Кто живет в пруду?
1й р е б е н о к . В пруду живут карп и карась.
Ребенок помещает изображения рыб на изображение пруда.
Л о г о п е д . Где обитает форель?
2й р е б е н о к . Форель обитает в быстрой речке.Ребенок помешает изображение форели на изображение речки.
Л о г о п е д . Где водится ерш?
3й р е б е н о к . Ерш водится в любой реке.
Ребенок помещает изображение ерша на изображение реки с
илистым дном.
Л о г о п е д . Где может жить красноперка?
4й р е б е н о к . Красноперка водится в озерах.
Ребенок помещает изображение красноперки на изображение
озера.
Л о г о п е д. Вы правильно ответили на мои вопросы и красиво
произносили все звуки. Молодцы!
9. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с
пройденными буквами.]
Логопед убирает с доски пособие и быстро рисует кроссворд.
Рис. 52
Логопед. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб.
В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее
тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?
Дети. Это сом.
Логопед. Напиши это слово, Вадик.
Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.Логопед. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной
рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый
плавник. Кто это?
Дети. Это судак.
Логопед. Напиши это слово, Настя.
Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.
Логопед. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же
просто молодцы!
10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] Логопед предлагает
детям вспомнить все задания, которые они выполняли, а потом
оценивает работу каждого ребенка.