Цели:
коррекиионно-образовательная:
- учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к сезонным изме¬нениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка уро¬жая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), кор¬зина с листьями, письмо от Осени.
Занятие 1.
Рассказывание по теме «Осень»
Цели:
коррекиионнообразовательная:
учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионноразвиваюшие:
систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
активизировать словарь по данной теме;
коррекиионновоспитательная:
воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д.
(подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И.
Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери
предмет к признакам».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
Что такое листопад?
2. Объявление темы.
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как
можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная
(поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями,
поздней — голые.
5. Физкильтминитка.
К нам недлинной тонкой
ножке
Прыжки на одной ноге по кругу.Скачет дождик по
В лужице — смотри,
дорожке.
смотри! — Он пускает
6. Чтение письма.
Прыжки на другой ноге.
Показывают руками на воображаемые пузыри.
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзинку с разноцветными
листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний
дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем
там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по
смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже
выглядывает ... (изза туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ...
(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся,
укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет
прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые
края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро
белокрылая зима вступит в свои права.
7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)