Занятие 1 Весна (март 1 неделя)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле¬ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, под¬снежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, гра¬чата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распростра¬ненных предложений). Автоматизация правильного произноше¬ния звука {р] в предложении.
Иконка файла материала Занятие 1 Весна.doc
Занятие 1 Весна (март 1 неделя) Коррекционно­образовательные цели. Закрепление представлений о весне и   ее   приметах.   Уточнение,   расширение   и   активизация   словаря   по   теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба,   лужа,   ручей,   ледоход,   льдина,   почка,   подснежник,   мать­и­ мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей,   аист,   кукушка,   ласточка,   утка,   гусь,   лебедь,   насекомое; чистый,   голубой,   прозрачный,   первый,   длинный,   звонкий,   хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать,   набухать,   расцветать,   прилетать,   вить,   выводить, растить).  Совершенствование   грамматического   строя   речи   (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). Автоматизация правильного произношения звука {р] в предложении. Коррекционно­развивающие   цели.  Развитие   диалогической   речи, зрительного   внимания,   мышления,   артикуляционной,   тонкой   и   общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности. Коррекционно­воспитательные   цели.  Формирование   навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками,   мелкие   предметы   для   составления   предложений,   магнитофон, кассета   с   записью   пьесы   П.   И.   Чайковского   «Подснежник»,   контейнер   с полосками и фишками­точками для анализа предложений, мяч, тетрадь № I по числу детей, контейнерс   карандашами,   предметные   картинки   со   звуком   [р]   в   названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики. Предварительная работа.  Прогулка   в   парк,   наблюдение   за   весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского  «Подснежник» из альбома  «Времена года». Рассматривание  и обсуждение   с   воспитателями   картин   С.   Герасимова   «Последний   снег»,  И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с вос­ питателями. Ход занятия 1.   Организационный   момент.  [Объявление   темы   занятия.   Создание эмоционально   положительного   фона.   Совершенствование   грамматического строя речи (образование однокоренных слов).] Логопед приглашает  детей  в  кабинет. В кабинете  тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. Логопед выключает маг­ нитофон и читает стихотворение. Логопед. Звонко с крыши капли скачут,  Над окном сосульки плачут.  Скачут капли мне в ладошку,  И на бабушкину кошку,  На ступеньки, на перила.  Кошка даже рот открыла.  Звонко скачут капли с крыши.  К нам весна идет.  Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! Н. НищеваДавайте   образуем   слова   одной   семейки   от   слова  капать.  Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом. Логопед по очереди катает мяч детям. Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? 1­йребенок. Капли. Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней весной? 2­й ребенок. Капель. Логопед. Как можно назвать маленькую каплю?  3­й ребенок. Капелька.  Логопед. Если капли капают, какие они?  4­й ребенок. Капающие. Логопед. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать. Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.  Логопед. Молодцы! Вы отлично начали занятие. 2. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.] Логопед   убирает   мяч   и   ставит   на   стол   тазик,   наполненный пластмассовыми прозрачными камешками. Логопед.  Посмотрите,   как   много   капель   накапало   в   наш   тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной. Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному пред­ мету. Логопед.  Вспомните   название   своего   предмета   и   разделите   его   на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.  1­йребенок. Сол­ныш­ко. Три слога.  2­й ребенок. Со­суль­ка. Три слога.  3­й ребенок. Под­снеж­ник. Три слога.4­й ребенок. Грач. Один слог.  Логопед. Замечательно. Я горжусь вами! 3.   «Составь   предложение».  [Развитие   синтаксического   стоя   речи (составление   простых   распространенных   предложений   с   опорой   на зрительный образ).] Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и поме­ щает на магнитную доску картинку (рис. 44). Логопед.  Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно   скажите,   какие   у   вас   предметы.   Думаю,   что   картинка   вам поможет. 1­йребенок. Весной светит яркое солнышко. Рис. 44 2­й р е б е н о к .  На крышах появляются длинные сосульки.  3­й р е б е н о к .  На проталинках расцветают первые подснежники. 4­й р е б е н о к .  Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда. Л о г о п е д .   Какие   же   вы   молодцы!   Из   ваших   предложений   можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?1­й  р е б е н о к .   Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные   сосульки.   На   проталинках   расцветают   первые   подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда. Л о г о п е д .   Умница!   У   тебя   получился   замечательный   рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее приметах. 4.  Игра с мячом «Приметы весны». [Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.] Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч. Л о г о п е д .   Сейчас   мы   будем   бросать   мяч   друг   другу   по   кругу   и вспоминать   приметы   весны,   которые   наблюдали   на   прогулке   в   парке,   по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает. Бросает мяч стоящему рядом ребенку. 1 ­й р е б е н о к. На солнце снег начал таять. Бросает мяч следующему ребенку. 2­й р е б е н о к .  Появились первые проталинки вокруг деревьев. Бросает мяч следующему ребенку. 3­й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка. Бросает мяч следующему ребенку. 4­й р е б е н о к .  Побежали веселые ручейки. Бросает мяч следующему ребенку. 1­й р е б е н о к .  Ночи стали короче, а дни длиннее. (И т. п.) 5.  Упражнение   «Клен».  [Координация   речи   с   движением.]  Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение. За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в круг.   Выполняют  4  прыжка   на носоч­Ветер тучи рвет в клочки. ках, держат руки на поясе. Руки   вверх.   Наклоны   туловища влево­ Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку. И едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. С. Коган 6.  Упражнение  ­«Выложи   схему».  [Совершенствование   навыка   анализа вправо. Руки перед грудью. Локти опущены вниз. Разжимают кулачки. 4 прыжка. Наклоны влево­вправо. Поворачиваются лицом друг к другу. Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие. предложения.] Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с пластмассовыми полосками и фишками­точками. Логопед.  Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку. Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова. Логопед. Выложите схему. Дети выкладывают схему. Рис. 45 Логопед.  Почему   первая   полоска   в   схеме   не   такая,   как   все,   а   с «трубой»? Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву. Логопед.  Верно.   Молодцы!   Разберите   схемы.  Логопед   убирает контейнер. 7. Работа в тетради №1.  [Развитие   зрительного  внимания,  восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед.  Откройте   тетради­   Посмотрите,   что   нарисовал   для   вас художник, и отгадайте загадку: Висит за окошком  Кулек ледяной.  Он полон капели  И пахнет весной. Дети. Это сосулька. Логопед.  Правильно.   Обведите   нарисованную   сосульку   голубым карандашом   и   раскрасьте   ее,   а   потом   обведите   и   раскрасьте   любым карандашом крышу, на которой она висит. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. 8.  Упражнение   «Весенний   ручеек».  [Автоматизация   правильного произношения звука [р] в предложении с использованием слов со звуком [р] в разных позициях.] Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.  Логопед. Весна пришла, сосульками  Карнизы украшая.  Ручьи задорно булькают,  Сугробы подмывая. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек». Логопед раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника). Логопед. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильнопроизносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Даша. 1­й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы. Логопед. Кто видит свое отражение в ручейке, Вадик? 2­й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке. Логопед. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Настя? 3­й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник. Логопед. Что мы видим в ручейке, Ариша? 4­й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники. Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь! 9. Игра­соревнование «У кого больше корабликов». [Расширение словаря глаголов по теме «Весна».] Логопед оставляет детям предметные картинки. Логопед. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку. 1­й  ребенок.  Ветка   вербы   оживает,   распускается,   качается, наклоняется. 2­й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов. 3­й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит. 4­й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются. Логопед.  Посмотрите­ка,   кто   же   получил   наибольшее   количество корабликов. Дети. Это Вадик. Логопед. Вадик, ты сегодня победитель! Давайте похлопаем Вадику!10. Окончание занятия.  [Оценка   работы   детей.]  Логопед  предлагает детям   вспомнить,   о   нем   они   говорили   на   занятии,   перечислить понравившиеся   игры   и   упражнении,   а   потом   оценивает   работу каждого ребенка.

Посмотрите также