Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле¬ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, под¬снежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, гра¬чата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распростра¬ненных предложений). Автоматизация правильного произноше¬ния звука {р] в предложении.
Занятие 1 Весна (март 1 неделя)
Коррекционнообразовательные цели. Закрепление представлений о весне
и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме
«Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка,
верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, матьи
мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец,
соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое;
чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий,
белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь,
грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить,
растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование
однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых
распространенных предложений). Автоматизация правильного произношения
звука {р] в предложении.
Коррекционноразвивающие цели.
Развитие диалогической речи,
зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей
моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционновоспитательные цели.
Формирование
навыков
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения
к природе.
Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми
камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон,
кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с
полосками и фишкамиточками для анализа предложений, мяч, тетрадь № I по
числу детей, контейнерс карандашами, предметные картинки со звуком [р] в названиях
предметов, разноцветные бумажные кораблики.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними
изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения
«Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И.
Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и
обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И.
Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с вос
питателями.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание
эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического
строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит
запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются с
логопедом и встают рядом со стульчиками. Логопед выключает маг
нитофон и читает стихотворение.
Логопед.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
Н. НищеваДавайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь.
Поиграем в эту игру со звучащим мячом. Логопед по очереди катает мяч
детям.
Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?
1йребенок. Капли.
Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?
2й ребенок. Капель.
Логопед. Как можно назвать маленькую каплю?
3й ребенок. Капелька.
Логопед. Если капли капают, какие они?
4й ребенок. Капающие.
Логопед. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова
капать.
Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.
Логопед. Молодцы! Вы отлично начали занятие.
2. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового
анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.]
Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный
пластмассовыми прозрачными камешками.
Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик.
Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.
Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному пред
мету.
Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на
слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
1йребенок. Солнышко. Три слога.
2й ребенок. Сосулька. Три слога.
3й ребенок. Подснежник. Три слога.4й ребенок. Грач. Один слог.
Логопед. Замечательно. Я горжусь вами!
3. «Составь предложение».
[Развитие синтаксического стоя речи
(составление простых распространенных предложений с опорой на
зрительный образ).]
Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и поме
щает на магнитную доску картинку (рис. 44).
Логопед. Составьте предложения о своих предметах. В предложении
обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам
поможет.
1йребенок. Весной светит яркое солнышко.
Рис. 44
2й р е б е н о к . На крышах появляются длинные сосульки.
3й р е б е н о к . На проталинках расцветают первые подснежники.
4й р е б е н о к . Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Л о г о п е д . Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно
составить рассказ о весне. Кто может это сделать?1й р е б е н о к . Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются
длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники.
Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Л о г о п е д . Умница! У тебя получился замечательный рассказ.
Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее
приметах.
4. Игра с мячом «Приметы весны». [Уточнение и расширение знаний о
весне и ее признаках.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
Л о г о п е д . Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и
вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по
дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
1 й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
2й р е б е н о к . Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
3й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
4й р е б е н о к . Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
1й р е б е н о к . Ночи стали короче, а дни длиннее.
(И т. п.)
5. Упражнение «Клен». [Координация речи с движением.] Логопед
убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.
За окном сосулька тает,
Дети стоят, повернувшись лицом в
круг. Выполняют 4 прыжка на
носочВетер тучи рвет в клочки.
ках, держат руки на поясе.
Руки вверх. Наклоны туловища
влево
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
С. Коган
6. Упражнение «Выложи схему». [Совершенствование навыка анализа
вправо.
Руки перед грудью. Локти опущены
вниз. Разжимают кулачки.
4 прыжка.
Наклоны влевовправо.
Поворачиваются лицом друг к другу.
Протягивают друг другу правые руки.
Рукопожатие.
предложения.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними
контейнер с пластмассовыми полосками и фишкамиточками.
Логопед. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила
Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.
Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова.
Логопед. Выложите схему. Дети выкладывают схему.
Рис. 45
Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с
«трубой»?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и
обозначает большую букву.
Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы.
Логопед убирает
контейнер.
7. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания, восприятия,
тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит
на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради Посмотрите, что нарисовал для вас
художник, и отгадайте загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
Логопед. Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым
карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым
карандашом крышу, на которой она висит.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
8.
Упражнение «Весенний ручеек».
[Автоматизация правильного
произношения звука [р] в предложении с использованием слов со звуком [р] в
разных позициях.]
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
Логопед.
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».
Логопед раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач,
подснежник, три разноцветных бумажных парусника).
Логопед. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все,
что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильнопроизносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в
ручейке, Даша.
1й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы.
Логопед. Кто видит свое отражение в ручейке, Вадик?
2й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.
Логопед. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Настя?
3й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.
Логопед. Что мы видим в ручейке, Ариша?
4й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники.
Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои
вопросы. Я вами горжусь!
9. Играсоревнование «У кого больше корабликов». [Расширение словаря
глаголов по теме «Весна».]
Логопед оставляет детям предметные картинки.
Логопед. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо
всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает.
За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит
тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся
вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.
1й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается,
наклоняется.
2й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит
птенцов.
3й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.
4й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.
Логопед. Посмотритека, кто же получил наибольшее количество
корабликов. Дети. Это Вадик.
Логопед. Вадик, ты сегодня победитель! Давайте похлопаем Вадику!10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает
детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить
понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу
каждого ребенка.