Занятие 20.
Цели: научить выделять в речи звук [в], определять пози¬цию звука [в] в слове (в начале, в середине); звуковой анализ слова ива; образовывать относительные прилагательные; зак¬реплять пространственные отношения.
1. Организационный момент
• Игра с мячом.
Дети по кругу передают мяч и называют продукты питания.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
Занятие 20. Звук [В]
Цели: научить выделять в речи звук [в], определять позицию звука [в] в
слове (в начале, в середине); звуковой анализ слова ива; образовывать
относительные прилагательные; закреплять пространственные отношения.
1. Организационный момент
• Игра с мячом.
Дети по кругу передают мяч и называют продукты питания.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
Звук [в] (воет ветер) — согласный, звонкий; звук [в] произносится
коротко, его нельзя петь; при произношении звука [в] нижняя губа
соединяется с верхними зубами.
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, если услышат звук [в] в ряду звуков: мбвзд
вм...
• «Добавь слог».
Чтобы получилось слово, дети добавляют слог — ва: сова, голова,
корова, слива, тыква, трава..., а затем слог — вы: совы, головы, коро
вы, сливы, тыквы, травы...
• «Веселый поезд».
Дети расставляют по вагонам картинки (ваза, волк, автобус, василек,
девочка, овощи, самовар, сова) в зависимости от того, в начале, в середине
или в конце слова находится звук [в].
• Звуковой анализ слова ива.
Дети называют поочередно звуки слова, дают характеристику и
выкладывают схему слова из цветных кружков.
• «Составь предложение».Дети составляют предложение по паре слов: корова — трава, Ваня —
варежки, Валя — сливы, ваза — васильки.
4. Физкультминутка
«Этот пальчик...» (см. занятие 4).
5. Образование относительных прилагательных
• «Вкусный сок».
Логопед просит сказать, какой сок получится из апельсина
(апельсиновый), из яблок (яблочный), из винограда (виноградный ) и т.д.
• «Используем предлог».
Логопед просит ответить с использованием предлога:
— Из чего сделали вишневый сок? (Из вишни.) и т.д.
6. «Фрукты»
У каждого ребенка конверт с картинками с изображением фруктов. Дети
раскладывают их на столе. Логопед говорит:
— Найдите апельсин, за апельсином положите яблоко, пе ред апельсином
— банан, между апельсином и бананом поло жите грушу, над бананом —
ананас, под яблоком — сливу.