Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков;
— формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:
— развивать адъективную лексику;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать мимические мышцы;
— учить детей выполнять расслабляющие упражнения;
— уточнять и расширять словарь;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навыки самообслуживания.
Оборудование:одежда детей или картинки с изображением одежды, картинки со звуками П, Б вначале, середине и конце слова, зеркала, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Занятие 20. Звуки П — Б
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей находить различия в акустикоартикуляционных
характеристиках звуков;
— формировать навыки словообразования;
коррекционноразвивающие:
— развивать адъективную лексику;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать мимические мышцы;
— учить детей выполнять расслабляющие упражнения;
— уточнять и расширять словарь;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей навыки самообслуживания.
Оборудование:одежда детей или картинки с изображением одежды, картинки
со звуками П, Б вначале, середине и конце слова, зеркала, тетради,
карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет предметы осенней обуви,
одежды и головных уборов.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление (см. занятие 19).
2. Развитие общей моторики (см. занятие 19).
3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 19).
4. Массаж лица (см. занятие 19).5. Развитие мимических мышц.
Надел Павел новые кроссовки.
«Какие красивые кроссовки», —
Радость.
Восхищение.
Огорчение.
восхищались дети во дворе.
Побегал Павел по лужам — смотрит, а
кроссовки грязные!
Испугался Павел, что мама будет
ругать
Быстро почистил кроссовки, и они
стали
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: движение челюстью вправо—влево;
Испуг.
Улыбка.
— для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу, почмокать
губами;
— — для языка: покусать язык зубами, расслабитязычок (пяпяпя).
7. Работа по развитию дыхания и голоса:
— — вдох через нос — выдох через рот (5 раз);
— — голосовые упражнения: произносить на одно:
— выдохе.
—
вдохА иыа
—иыа
выдох иыа.
—
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
Объявление темы. Игра «Что прибавилось?»
Дети рассматривают картинки, выставленные на доске. Закрывают глаза. А
затем угадывают, что прибавилось. (Плащ, ботинки.) выделяют первые
звуки этих слов. Эти звуки мы сегодня будем учиться различать.
2.
3.
Акустикоартикуляционный образ звуков {см. занятия 5, 18).
Развитие фонематического слуха.Логопед делит детей на две команды и просит ихотобрать картинки,
названия которых начинаются на звуки П, Б. Первая команда отбирает
картинки на звук П, вторая — на звук Б. Выигрывает та команда,которая
допустит меньше ошибок.
Связь звуков и букв.
4.
На что похожа буква Б? А буква П? Печатание букв на доске.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Измени звук П на звук Б.
Папапа — бабаба
Попопо — бобобо
Пупупу — бубубу
Пыпыпы — быбыбы
—
Игра «Замени звук в слове» (Б на П).
бас — пас
бух — пух
бар — пар
быль — пыль
борт — порт
бока — пока
бот — пот
бочка — почка
— Звуковой анализ суп, бак. Составление цветной схемы. Печатание в
тетрадях.
— Игра «Слово заблудилось».
На дереве распустилась ... бочка.
В амбаре большая ... почка.
— Анализ предложений. Выделение маленьких слов (предлогов).
— Громко, звонко говори.
Мы веселые мышата — БАК, ПАК, ПОК.
Никого мы не боимся — БАК, ПАК, ПОК!
Даже кошки не боимся — БАК, ПАК, ПОК!
Ой спасите, помогите — БАК, ПАК, ПОК!IV. Физкультминутка. Действия по тексту.
Катит, катит паровоз,
И вагончики везет.
Вот поезд наш идет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Бобрята сидят.
IV. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
Игра «Что из чего?»
Может проводиться в групповой раздевалке сличными предметами детей
или картинками, где четко видно материал, из которого изготовлены
предметы.
Эти ботинки из кожи — это кожаные ботинки.
Эти сапоги из резины — это резиновые сапоги.
Эта шапка из шерсти — это шерстяная шапка.
Это пальто из драпа — это драповое пальто.
Этот плащ из полотна — это полотняный плащ
Используются предметы из льна, бархата, сук
на, меха.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.Дайте характеристику звукам П,
Б. Назовите: осеннюю одежду, обувь, головныеуборы.
VII. Домашнее задание.
К занятию 20 (альбом 1, с. 31—32).
VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1. с. 22: ноябрь. 4 неделя).
1. Фонетические игры.
— Подобрать слова, которые начинаются со звуков Б, Бь, П.— Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с
изображением 4—6 предметов, вназвании которых встречается и не
встречаются заданные звуки Б, Бь, а затем П, Б. Дается
задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть
ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
— Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «поселить» в
зависимости от количества слогов (слова со звуками Б, Бь, П).
— Составить предложение, проанализировать и выложить схему.
— Работа в тетрадях с буквами и слогами.
2. Лексикограмматические игры.
— Игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных
местоимений). Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф....
— Игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины —рези новые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная;
перчатки из кожи — кожаные....
— Пересчитать предметы (согласование существительных с
числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа,
пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно
пальто, два пальто... пять пальто.
— Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен
существительных счислительными): одна пара сапог, две пары
сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).
— — Составить описательный рассказ об осени
одежде, обуви, головном уборе (по выбору
— Это куртка. Это теплая одежда. Ее нося,весной или осенью. Эта
куртка красная. У не» есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно
носить в дождь. Она застегивается на «молнию».