Цель: 1. Закрепить знание времён года и их последовательности. Обогащать словарь по
теме (приметы зимы в живой и неживой природе).
2. Учить образованию родственных слов (снег – снежок, снежинка и т.д.)
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.
4. Закрепить умение подбирать слова – антонимы.
5. Отрабатывать практическое употребление глаголов совершенного и
несовершенного вида.
6. Учить задавать вопросы по картинкам, распространять простые предложения
однородными членами.
Занятие (Лексикограмматические категории)
Тема: «Зима».
Цель: 1. Закрепить знание времён года и их последовательности. Обогащать
словарь по
теме (приметы зимы в живой и неживой природе).
2. Учить образованию родственных слов (снег – снежок, снежинка и
т.д.)
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.
4. Закрепить умение подбирать слова – антонимы.
5. Отрабатывать практическое употребление глаголов совершенного и
несовершенного вида.
6. Учить задавать вопросы по картинкам, распространять простые
предложения
однородными членами.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме, загадки о зиме, сюжетная
картинка «Нелепицы» (найди ошибки).
Методические приёмы: беседа, отгадывание загадок, дидактическое
упражнение
«Слова родственники», дидактическая игра «Разложи времена года по
порядку», ответы на вопросы с опорой на картинки, составление предложений
с однородными членами.
Развитие психических процессов: дидактические игры: «Найди ошибки
художника», «Четвертый лишний».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Загадывание загадок: Дел у меня не мало: я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки убираю,
белю поля, дома зовут меня…(зима)
С неба падают зимою и кружатся над землею
легкие пушинки, белые …(снежинки)
У избы побывал – все окна разрисовал,
у реки погостил – во всю реку мост мостил. (мороз)
Одеяло белое не руками сделано.
не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.(снег)
Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет – заплачет она и умрет. (сосулька)
Рыбкам зиму спать тепло: крыша толстое стекло. (лёд)
О чем отгадывали загадки? (о зиме, о снежинках, о морозе, о снеге, о
сосульках, о льде)
2. Беседа по теме:
После чего наступает зима? (Что перед зимой?)
Что после зимы?
Отгадайте, какое время года на картинках?
Как догадались?
Что происходит в природе зимой? (падает снег) (Обращаю внимание на
картинку)
Какой падает снег? (белый, пушистый, блестящий, сверкающий)
Снег что делает? (падает, сверкает, кружится, ложится) А что делают снега?
(падают…)
Какие стоят деревья? (голые, заснеженные, белоснежные, уснувшие)
Что делает дерево? (стоит, спит) А деревья? (стоят, спят)
Какое небо на картинке? (синее, серое, низкое) Какой мороз? (сильный, холодный, скрипучий, щиплющий, кусающий)
Что делает мороз? (щиплет, кусает, морозит) А морозы? (щиплют, кусают,
морозят)
Что нарисовал мороз на окошке? (узор)
Какой узор? (красивый, блестящий, сверкающий)
Что делает узор? (блестит, сверкает, появляется) Что делают узоры?
А какая погода на картинке? (холодная, зимняя, снежная)
Какие дети на картинке? (веселые, радостные, румяные)
3 . Физминутка
Давай дружок, смелей дружок, (Катим воображаемый снежок)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком, («рисуем» ком)
И станет ком снеговиком. («рисуем» снеговика из 3
кругов)
Его улыбка так светла! (показываем руками улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (показываем)
Но солнце припечет слегка – (медленно приседаем)
Увы! – и нет снеговика. (пожимаем плечами, разводим
руками)
4. Закреплять умение употреблять предлоги В,НА, (использую схемы
картинки)
Что зимой делают медведи?
Что делает медведь? (Медведь спит в берлоге) (медведь – берлога)
Кто сидит на ветке? (На ветке сидит белка) (ветка – белка)
Какие птицы сидят на дереве? (На дереве сидят синицы) (дерево – синица)
(На дереве сидят снегири) Как живется птицам и животным зимой? (Им холодно, морозно и голодно)
Что делают дети? (Дети катаются на санках) (Девочка, мальчик – санки)
Что делает девочка? (Девочка катается на коньках) (Девочка – коньки)
На чем катались дети? (Дети катались на лыжах) (Мальчик – лыжи)
Кого дети слепили из снега? (Дети из снега слепили снеговика.) (Дети –
снеговик)
5. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
из четырёх картинок выбрать одну, не подходящую к теме «Зима» (с
объяснением);
из четырёх слов выбрать одно, не подходящее к теме «Зима» (с
объяснением):
СНЕЖИНКА, ЛИСТОПАД, МОРОЗ, МЕТЕЛЬ.
ГОЛОЛЁД, ВЬЮГА, ДОЖДЬ, СНЕГОПАД.
ЛЫЖИ, КОНЬКИ, ВЕЛОСИПЕД, САНКИ.
СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКА, ЛЁД.
6. Дидактическое упражнение «Слова родственники»:
(дети передают друг другу мяч и подбирают слова родственники):
СНЕГ – СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕЖИНКА, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖНЫЙ,
СНЕГОВИК.
7. Составление предложений с однородными членами.
Придумайте предложение со словами:
Наступила зима. (Наступила холодная, белоснежная зима.)
Выпал снег. (Выпал белый, пушистый, блестящий снег.)
Дует ветер.
С неба падают снежинки.Дети катаются.
Мороз на окнах нарисовал узоры.
Итог занятия.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
жарко …
лето …
жара …
дождь …
В какие ещё игры играли на занятии?