Занятие 21 (Лексико-грамматические категории) Тема: «Зима».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: 1. Закрепить знание времён года и их последовательности. Обогащать словарь по теме (приметы зимы в живой и неживой природе). 2. Учить образованию родственных слов (снег – снежок, снежинка и т.д.) 3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ. 4. Закрепить умение подбирать слова – антонимы. 5. Отрабатывать практическое употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. 6. Учить задавать вопросы по картинкам, распространять простые предложения однородными членами.
Иконка файла материала Заняти21.doc
Занятие  (Лексико­грамматические категории) Тема: «Зима». Цель: 1. Закрепить знание времён года и их последовательности. Обогащать  словарь по                  теме (приметы зимы в живой и неживой природе).            2. Учить образованию родственных слов (снег – снежок, снежинка и  т.д.)            3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.            4. Закрепить умение подбирать слова – антонимы.            5. Отрабатывать практическое употребление глаголов совершенного и                 несовершенного вида.            6. Учить задавать вопросы по картинкам, распространять простые  предложения                 однородными членами. Оборудование: мяч, предметные картинки по теме, загадки о зиме, сюжетная  картинка «Нелепицы» (найди ошибки).       Методические приёмы: беседа, отгадывание загадок, дидактическое  упражнение    «Слова ­ родственники», дидактическая игра «Разложи времена года по  порядку», ответы на вопросы с опорой на картинки, составление предложений с однородными членами. Развитие   психических   процессов:  дидактические   игры:   «Найди   ошибки художника», «Четвертый лишний».  Ход занятия: 1. Организация детей на работу:   Загадывание загадок:­ Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома  зовут меня…(зима) ­ С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки, белые …(снежинки) ­ У избы побывал – все окна разрисовал, у реки погостил – во всю реку мост мостил. (мороз) ­ Одеяло белое не руками сделано.  не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.(снег) ­ Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. На солнце её припечет – заплачет она и умрет. (сосулька) ­ Рыбкам зиму спать тепло: крыша толстое стекло. (лёд) ­ О чем отгадывали загадки? (о зиме, о снежинках, о морозе, о снеге, о  сосульках, о льде)  2. Беседа по теме: ­ После чего наступает зима? (Что перед зимой?) ­ Что после зимы? ­ Отгадайте, какое время года на картинках?  ­ Как догадались? ­ Что происходит в природе зимой? (падает снег) (Обращаю внимание на  картинку) ­ Какой падает снег? (белый, пушистый, блестящий, сверкающий) ­ Снег что делает? (падает, сверкает, кружится, ложится) А что делают снега? (падают…) ­ Какие стоят деревья? (голые, заснеженные, белоснежные, уснувшие) ­ Что делает дерево? (стоит, спит)  ­ А деревья? (стоят, спят) ­ Какое небо на картинке? (синее, серое, низкое)­ Какой мороз? (сильный, холодный, скрипучий, щиплющий, кусающий) ­ Что делает мороз? (щиплет, кусает, морозит) А морозы? (щиплют, кусают,  морозят)    ­ Что нарисовал мороз на окошке? (узор) ­ Какой узор? (красивый, блестящий, сверкающий) ­ Что делает узор? (блестит, сверкает, появляется)  ­ Что делают узоры? ­ А какая погода на картинке? (холодная, зимняя, снежная) ­ Какие дети на картинке? (веселые, радостные, румяные)  3 .  Физминутка       Давай дружок, смелей дружок,                    (Катим воображаемый снежок) Кати по снегу свой снежок. Он превратился в толстый ком,                     («рисуем» ком) И станет ком снеговиком.                               («рисуем» снеговика из 3  кругов) Его улыбка так светла!                                    (показываем руками улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла.                           (показываем)  Но солнце припечет слегка –                           (медленно приседаем) Увы! – и нет снеговика.                                    (пожимаем плечами, разводим  руками) 4. Закреплять умение  употреблять предлоги В,НА, (использую схемы­  картинки) ­Что зимой делают медведи?      ­ Что делает медведь? (Медведь спит в берлоге)  (медведь – берлога) ­ Кто сидит на ветке? (На ветке сидит белка)    (ветка – белка) ­ Какие птицы сидят на дереве? (На дереве сидят синицы)   (дерево – синица) (На дереве сидят снегири)­ Как живется птицам и животным зимой? (Им холодно, морозно и голодно)   ­ Что делают дети? (Дети катаются на санках)  (Девочка, мальчик – санки) ­ Что делает девочка? (Девочка катается на коньках)  (Девочка – коньки) ­ На чем катались дети? (Дети катались на лыжах)  (Мальчик – лыжи) ­ Кого дети слепили из снега? (Дети из снега слепили снеговика.) (Дети –  снеговик) 5. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»  ­ из четырёх картинок выбрать одну, не подходящую к теме «Зима» (с  объяснением); ­ из четырёх слов выбрать одно, не подходящее к теме «Зима» (с  объяснением): СНЕЖИНКА, ЛИСТОПАД, МОРОЗ, МЕТЕЛЬ. ГОЛОЛЁД, ВЬЮГА, ДОЖДЬ, СНЕГОПАД. ЛЫЖИ, КОНЬКИ, ВЕЛОСИПЕД, САНКИ. СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКА, ЛЁД. 6. Дидактическое упражнение «Слова ­ родственники»: (дети передают друг другу мяч и подбирают слова ­ родственники): СНЕГ – СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕЖИНКА, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖНЫЙ,  СНЕГОВИК. 7. Составление предложений с однородными членами. ­ Придумайте предложение со словами:  Наступила зима. (Наступила холодная, белоснежная зима.)  Выпал снег. (Выпал белый, пушистый, блестящий снег.) Дует ветер.  С неба падают снежинки.Дети катаются. Мороз на окнах нарисовал узоры. Итог занятия. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: жарко ­ … лето ­ … жара ­ … дождь ­ … ­ В какие ещё игры играли на занятии?

Посмотрите также