Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять рассказ по картине;
- формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и после¬ дующие событиям, изображенным на картине;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
- развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. 21).
Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в пода¬рок маме и бабушке»; игра «Старше — младше».
Занятие 22.
Составление рассказа по сюжетной картине
«Поздравляем маму»
Цели:
коррекционнообразовательные:
учить детей составлять рассказ по картине;
формировать у детей умение самостоятельно придумывать события,
предшествующие и после дующие событиям, изображенным на картине;
коррекционноразвивающие:
развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с
составленным планом;
коррекционновоспитательная:
воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. 21).
Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки,
сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше —
младше».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения.
Мамин день — 8 марта —
Отмечает вся страна.
И пускай еще морозы
И сосульки под окном,
Но пушистую мимозу
Продают уже кругом.
Брызги солнечного света,Брызги солнечного лета
Мы несем с мимозой в дом.
Дарим бабушкам и мамам,
Поздравляем с Женским днем!
2. Объявление темы.
Какой праздник отмечают в первые дни весны?
Кого поздравляют в этот день?
Сегодня мы расскажем о том, как лучше всего поздравить маму в этот
день.
3. Игра «Подбери признак и действие».
Мама (какая?) — ...
Бабушка (какая?) — ...
Сестра (какая?) — ...
Папа (что делает?) — ...
Дедушка (что делает?) — ...
4. Беседа по картине.
Логопед выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы
ее рассмотреть. Затем проводит беседу.
Кого вы видите на картине?
Кого поздравляют папа, брат и сестра?
Почему они поздравляют маму?
Как готовился к этому дню папа?
А сестра? А брат?
Как они оформили праздничный стол?
Что можно сказать об их настроении?
Что в ответ на поздравления скажет мама?
Как вы будете поздравлять свою маму?
5. Физкультминутка.Чей сегодня день рожденья?
Для кого пекут пирог?
Для кого расцвел весенний,
Первый мартовский цветок?
Для кого, для кого?
Догадайтесь сами.
И пирог, и цветок
Мы подарим маме.
(Ю. Никонова)
6. Составление рассказа.
Дети пожимают плечами.
Руки над головой изображают
«цветок».
Руки на поясе.
Руки перед собой, а «цветок»
над головой.
«Дарят» воображаемой маме.
Логопед еще раз просит детей рассмотреть картину, а затем дать
название будущему рассказу. После того, как дети придумают название для
рассказа, логопед наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в
начале рассказа?», «О чем следует рассказать очень подробно?», «Чем
закончить рассказ?» подводит их к составлению плана рассказа и самому
рассказу. По ответам детей составляется план. Например:
1. Подготовка к празднику.
2. Поздравления маме.
Затем дети переходят к составлению рассказа.
7. Рассказы детей.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила весна, а с нею и праздник для всех мам. Папа, Оля и Саша
решили каждый приготовить подарок для мамы. В день 8 Марта папа и дети
накрыли праздничный стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой
подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил маме красивые
тюльпаны, а Оля испекла любимое мамино печенье. Мама поблагодарила за
прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное
настроение.
8. Итог занятия.
О каком празднике говорили?
Кого поздравляют в этот день? Как назывался рассказ, который вы составили?