Занятие 23. Звуки С, Сь. Буква С
Цели:
коррекционно-образовательные:
— научить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Сь;
— формировать предикативный словарь;
коррекционно-развивающие:
—учить детей дифференцировать звуки С-Сь в
слогах, словах, предложениях и тексте;
—развивать дыхание и голос;
—развивать мимические мышцы;
—развивать
внимание и память;
коррекционно-воспитательные:
—воспитывать у детей самоконтроль за речью;
— воспитывать чувство любви к живой природе.
Оборудование: предметные картинки со звуками
С, Сь в начале, середине и конце слова, и
с зимующими птицами, разрезные азбуки, графические
схемы слов, зеркала, тетради, карандаши.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту — клюшка, фигуристу — коньки, лыжнику - лыжи и т.д.
// Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление
Как на горке — снег, снег, |
Руки поднимают вверх. |
И под горкой — снег, снег, |
Приседают, опускают руки. |
И на елке — снег, снег, |
Встают и поднимают руки. |
И под елкой — снег, снег. |
Приседают, опускают руки. |
А под снегом спит
медведь (И. Токмакова) |
Садятся на свои места и |
2. Развитие общей моторики
Снежок порхает, кружится, |
Дети взмахивают руками и |
И превратились лужицы |
Приседают, встают (2 |
Где летом пели зяблики, |
Руки поднимают вверх. |
Как розовые яблоки, |
Кольцо из рук над головой —«яблоки». |
На ветках снегири! |
Руки вверху, пальцы растопырены |
3. Развитие мелкой моторики.
.Птички полетели |
Большой
палец отогнуть в гори- |
Крыльями махали, |
Взмахи ладонями с широко рас- |
На деревья сели, |
Руки вверх, все пальцы широко |
Вместе отдыхали. |
То же, что и на первую строку. |
4. Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
5. Развитие мимических мышц.
Злится старуха зима — |
Сердито лицо. |
Хочет заморозить маленького снегиря! |
Злость. |
Но снегирю все нипочем! |
Удивление. |
Повесим для него и других птичек кормушки! |
Улыбка. |
А птички с радостью будут к ним прилететь. |
Радость. |
б. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание
рта на счет до
пяти, язык у нижних зубов;
- для щек: «помидоры-толстячки», «огурцы-худышки»;
- для губ: «трубочка» - «улыбка» (5 раз);
- для языка: самомассаж - покусать язык (тя - тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).
7. Работа по развитию дыхания иголоса.
- упражнение по развитию дыхания:
Вы устали? Отдохнем,Больше воздуха вдохнем.
Выдох: - пффф (через рот). -> Пауза. -> Возврат
дыхания (вдох через нос): ->Пффф. Пауза. ->
Возврат дыхания: ->Пффф. -> Пауза. ->Воврат
дыхания.
На морозе расслабляться, Очень, очень нам приятно.
— голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
вдохА ауо----
I_ ^ ауо--------
выдох ауо------------
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, Сь.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков С, Сь хором, индивидуально. Характеристика звуков.
Звук С - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, глухой, свистящий.
Звук Сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий.
Звук С — обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь — фишкой зеленого цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
Дети рассматривают предметные картинки с зимующими
птицами. Нужно отобрать те картинки, названия которых начинаются на звуки С, Сь(сне-
гирь, сорока, синичка, сова и
т. д.).
4. Связь звуков и букв.
Рассматривание буквы С, подбор предметов, на которые она похожа. Буква С - домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра «Скажи наоборот». Са-ся; со-сё; су-сю; сы-си.
- Звуковой анализ слогов СЫ, СИ. Графическая схема.
- Подбор картинок (извыставленных на доске) к схемам:
с |
к |
с |
|
3 |
к |
с |
к |
(сок, сито).
Деление
слов на слоги, выделение ударного слога, составление слов из букв разрезной азбуки.
- Составление предложений со словами соки
сито.
Членение их на слова. Запись графических схем.
IV. Физкильтминутка. |
|
Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю снег. |
Мвдлшнноприседают. |
С
неба все скользят пушинки — |
Встают. |
Кружатся
над головою |
Кружатся. |
На снегу-то, посмотри — С красной грудкой... снегири. |
Приседают. |
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Кто как голос подает?»
На столе у каждого
ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют
части ее тела. Логопед спрашивает: «Как
называются птицы, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.) Голоса
каких птиц мы слышим зимой?»
голубь (что делает?) — воркует
воробей — чирикает
ворона — каркает
сорока — стрекочет
сова — ухает.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Сравнение звуков С, Сь.
Их характеристика.
Называние птиц, которые остаются зимовать.
VII. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.