Занятие 23. Звуки С, Сь. Буква С (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — научить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Сь; — формировать предикативный словарь; коррекционно-развивающие: — учить детей дифференцировать звуки С-Сь в слогах, словах, предложениях и тексте; — развивать дыхание и голос; — развивать мимические мышцы; — развивать внимание и память; коррекционно-воспитательные: — воспитывать у детей самоконтроль за речью; — воспитывать чувство любви к живой природе. Оборудование: предметные картинки со звуками С, Сь в начале, середине и конце слова, и с зимующими птицами, разрезные азбуки, графические схемы слов, зеркала, тетради, карандаши.
Иконка файла материала Занятие 23.doc

Занятие 23. Звуки С, Сь. Буква С

Цели:

коррекционно-образовательные:

—   научить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Сь;

—   формировать предикативный словарь;
коррекционно-развивающие:

учить детей дифференцировать звуки С-Сь в
слогах, словах, предложениях
и тексте;

развивать дыхание и голос;

развивать мимические мышцы;

развивать внимание и память;
коррекционно-воспитательные:

воспитывать у детей самоконтроль за речью;

—   воспитывать чувство любви к живой природе.

Оборудование: предметные картинки со звуками С, Сь в начале, середине и конце слова, и с зимующими птицами, разрезные азбуки, графические
схемы слов, зеркала, тетради,
карандаши.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту — клюшка, фигуристу — коньки, лыжнику  - лыжи и т.д.

// Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.     Общее расслабление

Как на горке — снег, снег,

Руки поднимают вверх.

И под горкой — снег, снег,

Приседают, опускают руки.

И на елке — снег, снег,

Встают и поднимают руки.

И под елкой — снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом

спит медведь
Тише, тише... Не шуметь!

(И. Токмакова)

Садятся на свои места и
изображают спящего мед-
ведя.

2. Развитие общей моторики

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.

Дети взмахивают руками и
кружатся.

И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Приседают,   встают   (2
раза).

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри!

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки,

Кольцо из рук над головой —«яблоки».

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены
пырены — «ветки».

3. Развитие мелкой моторики.

.Птички полетели

Большой палец отогнуть в гори-
зонтальное положение, сверху
присоединить сомкнутые пря-
мые остальные пальцы

Крыльями махали,

Взмахи ладонями с широко рас-
крытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко
расправить.

Вместе отдыхали.

То же, что и на первую строку.

4. Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима —

Сердито лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря!

Злость.

Но снегирю все нипочем!

Удивление.

Повесим для него и других птичек кормушки!

Улыбка.

А птички с радостью будут к ним прилететь.

Радость.

б. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:
- для челюсти: медленное
открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;

-   для щек: «помидоры-толстячки», «огурцы-худышки»;

-   для губ: «трубочка» - «улыбка» (5 раз);

-   для языка: самомассаж - покусать язык (тя - тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).

7. Работа по развитию дыхания иголоса.

-  упражнение по развитию дыхания:

Вы устали? Отдохнем,Больше воздуха вдохнем.
Выдох: - пффф (через рот). -> Пауза. -> Возврат
дыхания (вдох через нос): ->Пффф.     Пауза. ->
Возврат дыхания: ->Пффф. -> Пауза. ->Воврат
дыхания.

На морозе расслабляться, Очень, очень нам приятно.
— голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

вдохА                        ауо----

I_ ^                      ауо--------

выдох               ауо------------

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.      Объявление темы.

Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, Сь.

2.      Акустико-артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков С, Сь хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, глухой, свистящий.

Звук Сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий.

Звук С — обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь — фишкой зеленого цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки, названия которых начинаются на звуки С, Сь(сне-
гирь, сорока, синичка, сова
и т. д.).

4. Связь звуков и букв.

Рассматривание буквы С, подбор предметов, на которые она похожа. Буква С - домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

-   Игра «Скажи наоборот». Са-ся; со-сё; су-сю; сы-си.

-   Звуковой анализ слогов СЫ, СИ. Графическая схема.

-   Подбор картинок (извыставленных на доске) к схемам:

с

к

с

 

3

к

с

к

(сок, сито).

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, составление слов из букв разрезной азбуки.
- Составление предложений
со словами соки сито.
Членение их на слова. Запись графических схем.

IV. Физкильтминутка.

Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю снег.

Мвдлшнноприседают.

С неба все скользят пушинки —
Серебристые снежинки.

Встают.

Кружатся над головою
Каруселью... снеговою.

Кружатся.

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой... снегири.

Приседают.

V.      Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Кто как голос подает?»
На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют части ее тела. Логопед спрашивает: «Как
называются птицы, которые не улетают в теплые края?
(Зимующие.) Голоса каких птиц мы слышим зимой?»

голубь (что делает?) — воркует
воробей — чирикает
ворона — каркает
сорока — стрекочет
сова — ухает.

VI.    Итог занятия и оценка деятельности детей.
Сравнение звуков С, Сь. Их характеристика.
Называние птиц, которые остаются зимовать.

VII.   Домашнее задание.

 


Посмотрите также