Занятие 26.
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить выделять гласный звук в середине однослож¬ных слов; учить образовывать приставочные глаголы; разви¬вать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О чем я говорю?».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:
— У меня синяя ... рубашка, черные ... брюки, красное ... пальто.
Занятие 26. Гласные и согласные звуки
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить
выделять гласный звук в середине односложных слов; учить образовывать
приставочные глаголы; развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О чем я говорю?».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:
— У меня синяя ... рубашка, черные ... брюки, красное ... пальто.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство с гласными звуками
Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голосом, без
преграды, их можно долго петь. Предлагает обозначить их красным кружком.
• «Узнай звук».
Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ауиэо
аоу...
Логопед просит показать, как дует ветер (уу), какой звук произносит
лошадка (ии), как плачет малыш (аа), как стонет тот, у кого заболели зубы
(оо).
• «Продолжи слово».
Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а...рбуз, у...тка,
о...сень, и...грушки, э...таж, о...блако, у...тюг, э...кскаватор и т.д.
• «Отгадай звук».
По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в
середине слова: доле, мак, лук, сок, кит...
4. Знакомство с согласными звуками
Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой,
коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твердыми и мягкими.• «Наоборот» — по рядам дети называют твердые и мягкие звуки и
слоги:
[м], [м'], [п], [п'], [н], [н'], [б], [б'], [в], [в'], [д], [д'], мамя, пупю, ныни,
бобе, вави, дыди...
• «Где звук живет?».
Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произносят название,
определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку
к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):
пирамидка, мяч, Незнайка...
волк, баран, матрешка, паровоз...
• «Звуковые бусы».
У каждого ребенка карточка с нарисованными в чернобелом варианте
бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет
слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками:
красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если
согласный мягкий.
5. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 23).
6. Работа в тетради
В тетради у каждого ребенка — контурное изображение платья. Логопед
начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при
помощи приставки, и одновременно рисует в тетради:
— К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуговицы пришить.
(Обводят воротник.)
(Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом обшить.
Карман нужно пришить. (Рисуют карман.) На кармане цветок вышить.
(Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)