Цели; закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [х], [х']; проанализировать слово мухи; закрепить навык написания буквы х; научить образовывать притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О ком я говорю?».
Дети подбирают к определению подходящее по смыслу слово: хитрая ... лиса, трусливый ... заяц, серый ... волк...
Занятие 26. Звуки [х], [х’]; буква х
Цели; закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [х],
[х']; проанализировать слово мухи; закрепить навык написания буквы х;
научить образовывать притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О ком я говорю?».
Дети подбирают к определению подходящее по смыслу слово: хитрая ...
лиса, трусливый ... заяц, серый ... волк...
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [х] и [х']: [х] —
согласный, твердый, глухой; [х'] — согласный, мягкий, глухой.
• «Синий — зеленый».
Логопед называет слова, а дети поднимают синий кружок, услышав звук
[х], и зеленый, услышав звук [х’]: хомяк, хитрец, хобот, хлопушка, духи,
холод.
• «Подушка — камень».
Логопед выставляет на доске плоскостные изображения — «подушку» и
«камень». Дети выходят к доске, называют картинки, определяют наличие в
них звуков [х] или [х'] и ставят за «подушкой» или за «камнем» (петухи,
халат, мухи, сахар, хлеб, орехи).
• «Закончи предложение».
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, подбирая
нужное слово среди картинок на доске:
— Рано утром в деревне поют ... петухи.
— В чай мы кладем ... сахар.
— Белка в дупло прячет ... орехи.
— Врач надел белый ... халат.
— В магазине мы купили ... хлеб.
3. Физкультминутка
«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 16).
4. Повторение буквы х
Дети вспоминают стихотворение (см. занятие 25, автор А.Шибаев).
Далее они анализируют слово мухи,
• «Синий — зеленый».
Составляют из букв слоги, слова и записывают их в тетрадь: рядом с
синим кружком — со звуком [х], рядом с зеленым — со звуком [х’].
ах пух тихо
хи мухи
5. Игра «Чей хвост? Чьи уши?»
На доске панно (плакат), на котором изображены дикие животные. Дети
рассматривают панно и отвечают на вопрос логопеда:
— Чей это хвост? (Лисий хвост, волчий хвост...)— Чьи уши? (Заячьи уши, беличьи уши...)
— Чье дупло? (Беличье дупло...)