Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данным в тексте;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение синтаксически пра¬вильно строить предложения;
- развивать творческие способности;
- развивать умение логически правильно выстра¬ивать свой рассказ;
коррекционно-воспитательная:
- воспитание навыков правильного поведения на природе.
Оборудование: текст рассказа В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», пособие к игре «Где мы были, что мы видели» (схематичное изображе¬ние сада, леса и огорода — подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и обсужде¬ние художественных текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг». Игры «Узнай дерево по листку», «Телефон» (лесные деревья, дикие животные).
Занятие 28.
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой»
(с придумыванием предшествующих событий)
Цели:
коррекционнообразовательные:
обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими
данным в тексте;
коррекционноразвивающие:
развивать у детей умение синтаксически правильно строить
предложения;
развивать творческие способности;
развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
коррекционновоспитательная:
воспитание навыков правильного поведения на природе.
Оборудование: текст рассказа В.В. Сухомлинского «Стыдно перед
соловушкой», пособие к игре «Где мы были, что мы видели» (схематичное
изображение сада, леса и огорода — подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных
текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг». Игры «Узнай
дерево по листку», «Телефон» (лесные деревья, дикие животные).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Где мы были, что мы видели?» В процессе игры используются
сюжетные картины «Огород», «Сад», «Лес». Логопед обращается к ребенку с
вопросом «Где ты был, что ты видел?» Дети отвечают примерно так (это
зависит, на какую из картин указывает логопед):Я был в огороде. Видел много огурцов, кабачков, помидоров.
Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив.
Я был в лесу. Видел много сосен, елей, рябин, берез.
2. Чтение рассказа.
Логопед говорит о том, что сейчас прочтет детям рассказ В.В.
Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», при этом начало рассказа будет
пропущено. Детям нужно догадаться или придумать, что было в начале.
3. Беседа по рассказу.
Чье пение услышали девочки?
Почему песня соловья так им понравилась?
Как поступила с остатками еды Оля?
А как Лида?
Чем поступок Лиды отличается от Олиного?
Почему Лиде стало стыдно?
Где девочки слушали пение соловья?
Что делали девочки, когда услышали соловья?
Как можно начать рассказ?
Логопед выслушивает детей, одобряет придуманные ими начала
рассказа и исправляет грамматические ошибки в построении предложений.
Затем просит выбрать для составления пересказа (или выбирает сам) детей
артистов, а именно: автора, Олю и Лиду. Автором может быть тот ребенок,
который придумал наиболее красивое начало рассказа.
4. Физкультминутка. Игра «Ослик»
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть — не знает.
Слева — свекла, справа — брюква,
Слева — тыква, справа — клюква,Снизу — свежая трава,
Сверху — сочная ботва.
5. Пересказ рассказа детьми.
Логопед повторно читает текст и дает установку на то, что вслед за
прочтением детям нужно будет его пересказать, в соответствии с
распределенными ролями.
6. Итог занятия.
Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
Если вы отдыхаете в лесу, то как нужно себя вести, чтобы не
навредить природе?
7. Домашнее задание.
Нарисовать совместно с родителями знаки, запрещающие неправильное
поведение на природе.