Цели:
коррекиионно-образовательная:
- обучать детей составлению описательного рас¬сказа с опорой на схему;
коррекиионно-развиваюшие:
- закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
- обобщать знания о деревьях;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение детей к при¬роде.
Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревь¬ев, книга.
Занятие 2.
Составление описательного рассказа о дереве
Цели:
коррекиионнообразовательная:
обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
коррекиионноразвиваюшие:
закреплять у детей правильное употребление в речи относительных
прилагательных;
развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
обобщать знания о деревьях;
коррекиионновоспитательная:
воспитывать бережное отношение детей к природе.
Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания
деревьев, листья и ветки деревьев, книга.
Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого
«Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из
природного и бросового материала; игра «Чего много?» (образование
родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа,
тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.
1. Организационный момент.
Ход занятия
Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками
от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и
отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок
клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».)
(Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем
логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление
гербария) — вкладывание листьев в книгу.2. Объявление темы.
Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.
3. Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.
Рассмотрите картинку.
Как называется это дерево?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?4. Физкультминутка.
Дует легкий ветер — листочки едва
шевелятся.
Сильный ветер — качаются деревья.
Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка
шевелят пальцами.
Наклоны туловища.
А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: ааа! Рябиновый: иии.
Дубовый: ооо! Березовый: ууу.
5. Рассказ по схеме.
Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по
схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о
других деревьях».
Примерный рассказ
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья
округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое
лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы,
чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки.
Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки.
Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой
голые ветки покрыты снегом.
6. Рассказы детей.
Например: о ели, клене, дубе и т.д.
7. Итог занятия.
О каких деревьях говорили?
Какие бывают деревья? Что люди могут сделать из дерева?